МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
23.04.2005 (06:35)
Версия для печати
РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ НА УРОКАХ ПО ИСТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Ермилова А. Д.  - "Проект Ахей"

В современной России с ее огромной территорией, экономическим и этническим многообразием важной задачей является сохранение единства образовательного пространства, что и закреплено в государственном стандарте общего образования, введенном в действие в марте 2004 года. Однако, сама пространственная огромность страны, исторические и современные особенности развития отдельных ее регионов и территориально-административных единиц делает необходимым обеспечение баланса образовательных интересов и компетенции государства, с одной стороны, регионов и отдельных школ, с другой, что, собственно, и нашло отражение в выделении трех компонентов образовательного стандарта: федерального, регионального (национально-регионального) и компонента образовательного учреждения. Важно подчеркнуть, что установление структуры и содержания регионального компонента отнесено к компетенции субъектов РФ, а школьного – к компетенции образовательного учреждения (1).

Учебные планы и программы национально-регионального компонента школьного исторического образования призваны обеспечить всю возможную полноту исторической подготовки учащихся. В связи с этим приходится одновременно решать целый ряд проблем теоретико-методологического, структурно-содержательного и методического характера, а также ресурсного обеспечения преподавания региональной истории. Особенно острыми эти проблемы являются для Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). В то время как по истории Урала, Западной Сибири, Ханты-Мансийского автономного округа созданы школьные учебники, разрабатываются учебно-методические пособия для учителей, в ЯНАО работа в этом направлении только начинается.

Школьные учителя в ЯНАО оказались в положении первооткрывателей, разработчиков программ, учебно-тематических планов, дидактических материалов по истории Ямало-Ненецкого автономного округа. Отсутствие учебника по истории ЯНАО обусловило необходимость полной поурочной разработки учителями всего учебного материала. Одним из обязательных элементов подготовки учителя к урокам стал поиск, отбор и инструментальная обработка источников информации как основного средства обучения учащихся.

На уроках по региональной истории мы используем различные виды исторических источников: законодательные акты, делопроизводственные документы, статистические материалы, прессу, воспоминания, фотодокументы. Организация работы с историческим источником позволяет формировать у школьников активное отношение к учебной деятельности, повысить интерес к истории своего края и населяющих его народов. Опора на источники, как основной информационный материал, обуславливает, в  свою очередь, широкое использование лабораторных работ, дискуссий, комментированного чтения. В процессе домашней и урочной работы с документами учащиеся развивают общеучебные и предметные умения и навыки: анализа и обобщения, внутренней и внешней критики источника т.д.

Например, по теме «Основы конституционно-правового статуса ЯНАО (1990-е гг)» после вступительного слова учителя и объяснения нового материала учащиеся работают с двумя документами: Конституцией РФ и Уставом ЯНАО. Для работы они получают карточки-инструкции, перечень вопросов которые помогают им провести сравнительный анализ отдельных статей из Конституции и Устава. По теме «Государственно-правовое оформление Ямальского национального (ненецкого) округа» используются выдержки из постановления Президиума ВЦИК «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера» от 10 декабря 1930 г., фотодокумент «Кочевой Совет». Урок проводится в форме лабораторного занятия. В каждой группе назначается «специалист», который готовит «доклад» по одному из вопросов. Как правило, учитель рекомендует школьникам доступную им литературу. Например, по вопросу учреждения государственности в Сибири школьники используют работу А.В. Головнева «Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров» (Екатеринбург, 1995. С. 90-91), выбирают отдельные материалы из книги «Судьбы народов Обь-Иртышского Севера» и др.

Практически на каждом уроке ведется работа с понятийно-категориальным аппаратом дисциплины, по каждому уроку формируются вопросы и задания, выполнение которых также очень часто требует обращения к источникам, в частности, к прессе. Следует отметить, что за каждым заданием для учащихся видится искренняя заинтересованность учителя в успешности деятельности школьников, а отсюда вытекает стремление творчески подойти к решению поставленных перед собой педагогических задач.

Работа учителей ЯНАО по преподаванию региональной истории без преувеличения может быть названа самоотверженной. Очевидно, что для обеспечения национально-регионального компонента школьной истории в этом округе нужно создавать учебники, сборники документов, наглядные пособия, как для учителя, так и для учащихся. Разработка таких учебно-методических компонентов стала одной из неотложных задач, успех решения которой зависит от многих факторов, в том числе и от сотрудничества учителей истории и ученых-исследователей региональной истории.

__________________________________

1. Сборник нормативных документов / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М., 2004. С.8-9.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=526    /    Просмотров: 6648

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"