МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
26.04.2005 (06:30)
Версия для печати
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Архипов Б.В. - "Проект Ахей"

Современное общество ставит перед человеком новые проблемы. Среди них важное место занимает проблема ориентации во все увеличивающемся море информации, поступающей по самым разным каналам. Педагоги во всем мире отмечают тенденцию к сокращению доли учебной информации в общем ее объеме, получаемом учащимися (1). Школа должна принять данный вызов, сформулировав на него адекватный ответ.

Закон «Об образовании» РФ называет следующие его цели: свободное развитие личности, обеспечение ее самоопределения, создание условий для ее самореализации, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Отсюда следует, что система школьного образования должна адекватно реагировать на происходящие в обществе изменения, то есть подготавливать человека к жизни в условиях наступающего информационного общества. А от ответственного за судьбу своей страны гражданина в условиях демократического общества требуется умение сформировать свою точку зрения на основные вопросы жизни своей и общества, противостоять и в то же время уметь извлекать пользу из огромного потока противоречивой информации.

Государственный стандарт общего образования (2) называет следующие направления модернизации образования: направленность на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности; формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач; усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, в т.ч. истории.

Государственный образовательный стандарт по истории (3) предполагает проверку следующих умений: высказывать суждение о назначении, ценности источника; характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника; сравнивать данные различных источников, выявлять их сходство и различия, сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия; высказывать суждения о подходах (критериях), лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе.

Реализация перечисленных выше требований возможна при наличии у учащихся умения анализировать, задачу формирования которого может решать медиаобразование.

Понятие «медиаобразование» впервые было раскрыто в материалах ЮНЕСКО в 70-е гг. XX века. «Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации (СМК), рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких как, например, математика, физика, география» (4).

Современный «Психолого-педагогический словарь» определяет медиаобразование (от английского media education и латинского media) как «направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования - подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий» (5). Это же определение приводится в Российской педагогической энциклопедии.

Н. А. Леготина (6) предлагает следующую формулировку данного термина: «Медиаобразование - область педагогической теории и практики, изучающая закономерности создания, восприятия и потребления текстов СМК, роль средств массовой коммуникации в формировании коммуникативной, информационной, социальной, эстетической культуры человека, а также принципы взаимодействия школы и средств массовой коммуникации».

Несмотря на некоторые разночтения, во всех определениях подчеркивается направленность медиаобразования на формирование знаний о закономерностях функционирования СМК и создания медиатекстов, а также подчеркивается необходимость овладения навыками общения «на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий».

В практике современного российского образования сложилось несколько подходов к осуществлению медиаобразования. А. А. Журин, руководитель лаборатории ТСО и медиаобразования Института общего среднего образования Российской Академии образования приводит следующие (7):

- медиаобразование как ликвидация компьютерной неграмотности;

- медиаобразование как использование средств массовой информации в качестве средств обучения;

- медиаобразование как изучение школьниками средств массовой информации.

Анализ этих подходов позволяет сделать следующие выводы. В российском образовании еще не сложилось практическое понимание сущности медиаобразования.  Значительная часть педагогов сужает это понятие, сводя его лишь к овладению компьютерной грамотностью и игнорируя тем самым остальные СМК. Примером в данном случае может послужить сайт Центра медиаобразования г. Тольятти (http://mec.tgl.ru/). Другие не столько сужают, сколько искажают его смысл, заменяя изучение СМК обучением с помощью и на материале СМК.  Различные толкования термина не могут не привести к разногласиям, как по поводу целей, так и содержания медиаобразования. В частности, выделяются две модели его осуществления – предметная, предполагающая в первую очередь изучение самих СМК и их особенностей и аспектная, делающая упор на медиатекстах (8).

Что же касается места медиаобразования в учебном процессе, то здесь можно говорить только о двух реальных альтернативах. Первый вариант предполагает его внедрение в виде факультатива, второй – интеграцию в имеющиеся школьные предметы. Первый вариант позволяет более полно реализовать именно задачи медиаобразования, но при этом контингент учащихся будет ограничен. Перспективы второго варианта затрудняются содержательной насыщенностью существующих школьных курсов, однако достаточный простор для преодоления этого ограничения может дать  вводимое в отечественном образовании профильное обучение.

Таким образом, распространение в школах медиаобразования, интегрированного с базовым, во всяком случае для профильных дисциплин, может служить средством развития общеучебных умений учащихся, позволит более полно подготавливать их к жизни в условиях современного общества, реализуя тем самым задачи общего образования.

__________________________________

1. Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. Книга для учителя. Курган, 1999. С. 5.

2. Государственные образовательные стандарты (федеральный компонент) // Преподавание истории в школе, №5, 2004. С.33-39.

3. Стандарт среднего (полного) общего образования по истории. // Преподавание истории в школе. №8, 2004. С.24-30.

4. Зазнобина Л.С. Медиаобразование в школе: как же выжить в мире СМИ? www.belti.msk.ru/edn/stat.htm

5. Психолого-педагогический словарь. М.: Педагогика, 1983. С.241.

6. Леготина Н. А. Педагогические условия подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Курган, 2004.

7. Журин А.А. Методологические основания интегрированного медиаобразования. http://www.mediaeducation.ru/

8. Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. Книга для учителя. Курган, 1999. С. 8 – 25.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=521    /    Просмотров: 8499

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"