МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
24.04.2005 (06:29)
Версия для печати
ИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

Антонов В.М. - "Проект Ахей"

В методике обучения истории разработаны основные требования и подходы к диагностике знаний и умений школьников по истории (1), в реальной же практике они часто нарушаются.

Прежде всего, наблюдается абсолютизация тестовых заданий, им придается характер универсального средства проверки и диагностики знаний и умений учащихся. Игнорируется одно из важных положений методики обучения истории, что с помощью тестов могут быть проверены и диагностированы только объективированные знания. Ещё в конце 50-х годов ХХ в. видный советский методист-историк Н.Г. Дайри обратил внимание учителей истории на то, что разнообразные приемы проверки должны комбинироваться, так как ни один из них в отдельности не может реализовывать все те функции, которые должна выполнять проверка знаний и умений школьников (2).

Авторы публикуемых тестовых заданий не всегда соблюдают принципы их составления. В выборочных тестах, которые преобладают над другими видами тестовых заданий, ответы подбираются произвольно без учета типичных ошибок учащихся, среди ответов встречаются «абсурдные», резко отличающиеся от правильного. В тестах соответствия, как правило, количество данных в обеих позициях одинаково. Большинство заданий рассчитано на воспроизводящую деятельность учащихся, т.е. на узнавание (угадывание) правильного ответа.

В г.Уфе ежегодно проводится выборочное централизованное диагностирование знаний и умений школьников по отдельным классам либо как итоговое, либо как тематическое.

Готовя задания для диагностики, мы учитываем, что она должна носить комплексный характер и что её главной целью является выявление уровня обученности учащихся, отталкиваясь от которого можно строить их познавательную деятельность. Отправным пунктом в разработке диагностирующих заданий являются требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по истории (3). В соответствии с ними диагностируются: хронологические и картографические знания и умения, знание главных фактов, включая исторические личности, умение реконструировать события и явления, знание теоретических положений (понятия разной широты обобщения, причинно-следственные связи, теоретические выводы), умение анализировать и объяснять сущность событий и явлений, оценочные знания и умения. Учитывается также и то, чтобы задания давали возможность выявить различные уровни владения учащимися перечисленных знаний и умений: узнавание, воспроизведение, понимание и применение.

Для старших классов, например, предпочтение отдается не тестам с выбором одного правильного ответа, а тестам с выбором нескольких правильных ответов, так как они позволяют выявить, как ученик в целом представляет себе ту или иную историческую эпоху, как он может соотнести с ней определенные события и явления. Таким образом, учитывается особенность преподавания истории во 2-м концентре, в котором на первый план выступает систематизация и обобщение знаний учащихся.

Учителям, проводящим диагностику в той или иной школе (они, как правило, из других школ других районов города), на инструктаже предлагается технологическая карта для оценки результатов диагностики. В основу технологической карты положен как количественный, так и качественный анализ ответов учащихся. Приведем пример такой технологической карты для диагностики знаний и умений школьников по истории Второй мировой и Великой Отечественной войн (9-й класс), проведенной в этом учебном году.

Учащимся 9-х классов были предложены задания: на группирвку (классификацию) военных и политических событий по периодам войны; на определение имени исторического деятеля по фактам его деятельности; термина исторического понятия, развернутое объяснение которого давалось; на выявление причинно-следственной связи между изменением соотношения сил на советско-германском фронте с осени 1941 по ноябрь 1942, с одной стороны, и процессами в советской экономике, с другой; на восстановление пропусков в фрагментах из документов и ответы на дополнительные вопросы к ним; на определение времени, к которому относится обозначенная на контурной карте линия фронта.

Анализ ответов учащихся по диагностике уровня обученности

учащихся 9-х классов по теме  «Великая Отечественная война»

ОУ_______________________ район______________________________

Ф.И.О.учителя_________________________________________________

Ф.И.проверяющего_____________________________________________

Задание1 на классификацию военных и политических событий по периодам

I. 11-й пункт – количество правильных ответов ____________________

II. количество правильных ответов по каждому указанному пункту

3

5

6

7

12

 

 

 

 

 

III. количество правильных ответов по каждому указанному пункту

4

8

10

13

 

 

 

 

IV. количество правильных ответов по каждому указанному пункту

1

2

9

14

 

 

 

 

Количество правильных ответов по всем четырнадцати пунктам_______

Количество правильных ответов с одной ошибкой _________________

Количество правильных ответов с двумя ошибками________________

Задание 2 на определение имени исторического деятеля

Количество правильных ответов

Рузвельт

Черчилль

Жуков

Литвинов

Сталин

Александров

Берггольц

 

 

 

 

 

 

 

Количество правильных ответов по 1-7 позициям ________________

Количество правильных ответов с одной ошибкой________________

Задание 3 на определение термина исторического понятия

Количество правильных ответов

1. Антигитлеровская коалиция

2. ГКО

3. Коллаборационизм

4. Ленд-лиз

5.Холокост

6.Эвакуация

7.Депортация

 

 

 

 

 

 

 

Количество правильных ответов по всем позициям _________________

Количество правильных ответов по 6 позициям_____________________

Количество правильных ответов по 5 позициям_____________________

Задание 4 на установление причинно-следственных связей

 

1. Превосходство Германии над СССР и по численности войск, и по танкам, и по самолетам

2. Временное падение военного производства в СССР в 1941 г.

3. Причины падения: захват ряда промышленных районов немцами, эвакуации предприятий и населения на Восток

Количественный анализ по компонентам

Количество полных ответов

Количество неполных ответов

Количество полных ответов

Количество неполных ответов

Количество полных ответов

Количество неполных ответов

            

 

4. Превосходство СССР над Германией в ноябре 1942 г. по всем показателям (по танкам, даже более чем в 2 раза)

5. Превосходство СССР к концу 1942 г. над Германией по выпуску военной продукции

6. Факторы:

– завершение перестройки экономики на военный лад

– трудовой героизм советского народа

– мобилизация всех сил общества на разгром врага

 

Количество полных ответов

Количество неполных ответов

Количество полных ответов

Количество неполных ответов

Количество полных ответов

Количество неполных ответов

Качественный анализ каждого ответа:

Количество ответов, в которых отражены 1,2,3,4,5,6 компоненты_______

Количество ответов, в которых отражены 1,2,4,5 компоненты________

Задание 5 по работе с документом

Курском

Курская битва

5 июля-23 августа 1943 год

 

 

 

Количество правильных ответов по всем трем позициям _____________

Задание 6 по работе с документом

Количество правильных ответов по каждому компоненту

1942 год

Сталинградская битва

Оборона Сталинграда

Аргументы

 

 

 

– маршал Чуйков – командующий 62 армией, оборонявшей Сталинград

– бои в самом Сталинграде

Количество правильных ответов с учетом всех пяти компонентов _____

Задание 7 по работе с контурной картой

Количество правильных ответов по каждому компоненту

Осень, конец 1943 года

Форсирование Днепра

Освобождение Киева

 

 

 

Количество правильных ответов с учетом всех компонентов _________

________________________

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведен. М, 2003.

Алексашкина Л.Н. и др. Проект государственного образовательного стандарта // История, 1996, № 43.

Ванина Э.В. Диагностика результатов обучения истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе, 2001, № 4.

2. Дайри Н.Г. Приемы текущей проверки знаний учащихся по истории. М., 1958; Проверка знаний и познавательная деятельность класса. М., 1960.

3. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории.  М., 2000.

Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории.  М.,2000.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=520    /    Просмотров: 9845

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"