МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
25.04.2005 (06:28)
Версия для печати
ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ В ШКОЛАХ СТРАНЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аллабердина Г.И. - "Проект Ахей"

В период Великой Отечественной войны в содержании школьного исторического образования произошли серьезные изменения. Обращение к патриотическим традициям, завещанным лучшими представителями предшествующих поколений, было поставлено во главу всей учебно-воспитательной работы. Определяя задачи преподавания истории в условиях войны, объяснительная записка к школьным программам указывала, что «на учителя возлагается задача – воспитать юношей и девушек как подлинных патриотов, безгранично любящих нашу Родину, на героических традициях прошлого народов СССР и прогрессивного человечества». Вместе с тем предлагалось «воспитывать в учащихся чувство священной ненависти к фашистским захватчикам, вероломно вторгшимся в нашу страну, временно захватившим часть нашей территории и осквернившим ее своими неслыханными злодеяниями» (1).

Первым шагом на этом пути явилось внесение изменений в школьные программы с целью усиления связи преподавания с жизнью страны, суровой действительности и мужественной борьбой народа.

В программах и учебниках существенно расширился круг вопросов, раскрывающих героическую борьбу русского и других народов страны против иноземных поработителей и показывающих высокие образцы отечественного военного искусства, роль и значение полководцев. Рекомендовалось в процессе преподавания выделять и наиболее подробно рассматривать темы и разделы курсов, отдельные сюжеты, помогающие осмыслению не только исторического прошлого страны, но и событий Великой Отечественной войны.

В элементарном курсе истории СССР IV класса вводилась тема «Великая Отечественная война советского народа против немецких захватчиков». Учителю предлагалось в доступной для учащихся форме организовать изучение следующих вопросов: «Вероломное нападение фашистской германии на СССР», «Отечественная война Советского народа против немецких захватчиков», «Красная армия и ее героические подвиги», «Партизаны – народные мстители», «Города – герои», «Победоносная борьба с фашистскими захватчиками» (2).

В VIII классе в тему «Борьба с немецкими захватчиками и шведскими феодалами» были включены такие формулировки: «жестокое порабощение и истребление немецкими феодалами завоеванных народов», «наступление немецких рыцарей на русские земли», «отпор немецкой агрессии», «разгром немецких «псов-рыцарей» на Чудском озере».

В программу курса истории СССР IХ класса были внесены такие вопросы: «Победа над немцами и взятие Берлина» в теме о Семилетней войне 1756-1763 гг., «Наука побеждать» и «Мощное партизанское движение и его герои» в теме по Отечественной войне 1812 г.

Наиболее значительные дополнения были внесены в программу по истории СССР для Х класса. Увеличилось количество часов на изучение этого курса с 82-х в 1940 г. до 130-х ч в 1942 г. Существенно была расширена тема «Брестский мир. Борьба за передышку». В нее были включены вопросы о грабительских условиях мира, навязанных германскими империалистами, об организации Красной Армии и о ее победе над войсками германского империализма. В программе была выделена подтема «Борьба с оккупантами в национальных районах», предусматривающая освещение борьбы с немецкими оккупантами на Украине, в Белоруссии и Прибалтике, разгром и изгнание их с захваченных территорий. По сравнению с довоенными программами вдвое увеличивалось учебное время на изучение VI раздела «СССР – страна социализма» (22 ч вместо 11). Рекомендовалось изучить следующие вопросы: «Гитлеровский план «молниеносной войны», «Война СССР против гитлеровской Германии – самая справедливая война в истории», «Героизм, бесстрашие и самоотверженность Красной Армии и Красного Флота в борьбе с германскими захватчиками» (3).

В курсах всеобщей истории значительное место заняли сюжеты, позволяющие знакомить учащихся с достоверными фактами, показывающими славян как народ не только многочисленный и сильный, но и достигший в древности и средневековье высокой культуры (4).  В программах раскрывались принципиальные различия между войнами захватническими, несправедливыми и войнами освободительными, справедливыми. 

Важным направлением в работе ученых-историков по оказанию помощи школе в совершенствовании исторического образования, повышении его воспитательной эффективности была подготовка учебных программ, методических пособий и писем.

В пособиях содержались рекомендации, помогающие учителю на основе изучения программного материала подводить учащихся к осознанному пониманию закономерности победы над фашизмом. С этой целью особо выделялись темы об освободительных войнах народов СССР и других стран, о международных отношениях, о военной доблести наших солдат и искусстве его славных полководцев, образовании СССР, а также темы, непосредственно связанные с героической борьбой советского народа с гитлеровскими ордами. В частности, в теме «Отечественная война 1812 г.» рекомендовалось отвести большее место вопросам создания и действия народных ополчений, о партизанской войне. Одновременно учителя предостерегались от чисто внешнего, механического сопоставления прошлого и современности. Указывалось, что в истории Отечественной войны 1812 г. имеется определенная параллель с Великой Отечественной войной – народный характер борьбы, однако теперь он отличался новым социально-политическим содержанием.

Подспорьем учителям истории служили публикации документов Великой Отечественной войны, статей о героических действиях Красной Армии, консультаций военно-патриотического характера. В 1942 г. «Исторический журнал» (№№ 3-4) опубликовал статьи В. Авдиева (история древнего мира), Е. Косминского (история средних веков), А. Ефимова (история нового времени), в которых авторы четко выделили ведущие направления перестройки преподавания истории в условиях военного времени.

Существенную методическую помощь учительству оказывали научные сотрудники НИИ школ Наркомпроса РСФСР, работники кабинетов истории Институтов усовершенствования учителей, органы народного образования. Во многих краях и областях страны выпускались брошюры, инструктивно-методические письма о преподавании истории, содержащие рекомендации и специально подобранный дополнительный материал к занятиям.

Усиление военно-патриотической направленности преподавания истории потребовало поисков и разработок наиболее целесообразных методических приемов и средств обучения. На занятиях широко использовались яркий эмоциональный рассказ, беседа учителя с привлечением материалов из периодической печати, произведений художественной литературы, книг для чтения, хрестоматий по истории, различные приемы самостоятельной работы над учебным материалом.

Классные занятия дополнялись разнообразной внеурочной работой. В исторических кружках большое внимание уделялось изучению героического прошлого и настоящего народов нашей страны; ученические конференции на темы: «Патриотизм русского народа», «Герои гражданской и Великой Отечественной войн». Школьники участвовали в создании галерей и уголков о героях-воинах, в агитационно-массовой работе среди населения, выступали с докладами, вели переписку с фронтовиками и т.д.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны произошли существенные изменения в содержании и направленности школьных курсов истории. В программах и учебниках увеличился объем и удельный вес разделов, тем, имеющих принципиальное, определяющее значение для усиления военно-патриотического воспитания школьников, что было оправдано обстоятельствами военного времени.

_________________________________

1. Программы средней школы. История СССР. Новая история. М., 1942. С.36.

2. Программы начальной школы. История СССР (элементарный курс). IV класс. М., 1943. С.12-13.

3. Программы средней школы. История СССР. Новая история. Наркомпрос РСФСР, 1942. С.35.

4. Там же. С. 5.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=519    /    Просмотров: 9443

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"