МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
22.04.2005 (06:25)
Версия для печати
ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ФИЛИАЛЕ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ПРОЦЕССА ГУМАНИЗАЦИИ

Малькова Т.В. - "Проект Ахей"

К началу 90-х годов ХХ века вся совокупность изменений, происходящих в экономической, политической, социальной сферах жизни общества привела к развитию системы образования, учитывающей новые потребности общества. В результате этих преобразований современное развитие высшего образования представляет собой сложный, неоднозначный и противоречивый процесс. В нем выделяются различные аспекты, учитывающие новые задачи, стоящие перед системой образования вообще и системой высшего образования в частности.

К числу таких задач с одной стороны можно отнести гуманизацию образовательного процесса, как необходимое условие формирования личности студента. С другой стороны, цель приблизить образование к студенту, привело к созданию системы филиалов вузов. Рассмотрение этих задач в их взаимосвязи  дало возможность характеризовать гуманизацию образовательного процесса в филиале вуза как педагогическую проблему.

Тем не менее, необходимость сделать этот процесс более успешным, позволяет определить комплекс условий, которые будут реализованы при преподавании гуманитарных дисциплин. К их числу мы относим следующие условия:

·   Основной целью курсов будет формирование синергетической картины мира, позволяющей будущему специалисту полноценно жить и трудиться в информационном обществе;

·   Содержание курсов будет отражать культурные особенности региона;

·      Будет происходить целенаправленное формирование мотивационной готовности к профессиональной и личностной реализации в условиях региона;

·   Технологии преподавания будут опираться на личностно-компетентностный подход.

Наиболее важным, нам кажется, именно содержание и технологии учебных программ, отражающих принципы и особенности процесса гуманизации высшего образования в деятельности филиала вуза. Это связано с тем, что:

Во-первых, в системе высшего образования выделяются федеральный и региональный компоненты, отражающиеся на всех составляющих частях этой системы. Следовательно, федеральный и региональный уровень выявляются, в том числе, и в содержании учебных программ. В этом случае федеральный уровень представлен в виде базового образовательного стандарта. Значит, педагогическая наука и практика нуждаются в определении содержания регионального компонента, обеспечивающего эффективность процесса гуманизации высшего образования, в том числе в филиале вуза.

   Во-вторых, мы вынуждены констатировать факт отсутствия четких критериев использования в образовательном процессе педагогических технологий, способствующих реализации идей и принципов  гуманизации высшего образования, в условиях функционирования филиала вуза.

Хотелось бы остановиться именно на таком аспекте как применение современных технологий, позволяющих активизировать учебный процесс студентов.

В настоящее время термин «технология» достаточно широко используется в образовании. Многочисленные дискуссии и обсуждения в печати и конференциях различного уровня (1; 2; 3; 4; 5 и др.) позволяют выделить главное, что отличает технологию от методики обучения: в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей.

Целенаправленность, концептуальность, системность и диагностичность, характерны, в том числе, и для личностно ориентированных технологий (6, 7).

В основе используемой в филиале вуза личностно ориентированной технологии обучения должны быть положены синергетические принципы. Согласно данным принципам, знания не передаются от одного человека к другому так, как это происходит с материальными объектами. Такую передачу нельзя осуществить в принципе, ибо каждый раз новое знание рождается в сознании человека заново. Этот процесс протекает на основе анализа получаемой им извне информации и её сопоставления с уже имеющимися знаниями. В процессе сообщения человеку новой информации можно лишь создать необходимые предпосылки, для того чтобы родилось новое знание, произошло своего рода «открытие» нового представления о мире. Однако совершить это открытие должен он сам (8). Таким образом, процесс познания сугубо индивидуален и, следовательно, инициатива в нем должна  принадлежать в равной степени, как студенту, так и преподавателю. Сказанное предопределяет выбор в пользу активных форм и методов обучения, обеспечивающих «подготовленную встречу» различных информационных потоков в умах студентов. Это означает, что мы не только должны обеспечить на занятиях информационное богатство среды, но и подготовить студента к её восприятию, т.е. создать условия благоприятствующие      развитию учебно-профессиональной мотивации студентов (желательно внутренней); раскрепощению его мышления; научить его технологическим приемам квалифицированной обработки информации; научить обоснованно выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях и др.

При этом мы не ограничиваем выбор преподавателя, однако, считаем необходимым, указание   границ правилосообразной и творческой деятельности педагогов. Данные ограничения позволят объединить творческие усилия преподавателей в рамках целостной образовательной системы в филиале университета. Такими границами могут стать принципы разработки технологической части курса, которые согласуются с принципами определения содержания образования:

-     наличие четкой и диагностируемой   цели обучения,

-     личностная ориентация образовательного процесса: поиск и развитие профессионально важных       задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, опора на субъектный опыт студентов, мотивационное обеспечение процесса обучения на всех его этапах, предоставление студенту возможности выбора содержания, форм и методов освоения материала;

-     целевая установка на формирование мировоззренческих ценностей и профессиональное саморазвитие личности;

-     формирование навыков решения творческих, вероятностных задач;

-     формирование коммуникативных навыков.

Остановимся подробно на раскрытии тех положений, которые наиболее существенно отличаются от практики традиционного обучения.

Наличие четкой и диагностируемой цели обучения для базовых курсов на первый взгляд строго обусловлено Государственными стандартами. Однако в Государственных стандартах лишь оговаривается сумма знаний умений и навыков, которыми должен обладать студент, изучивший данный курс. При создании технологии личностно ориентированной направленности к данному пункту предъявляются значительно большие, чем при традиционном обучении, требования.

Во-первых, кроме требований Государственных стандартов они должны быть соотнесены содержанием других предметов, изучавшихся ранее или подлежащих освоению в будущем. Таким образом, курс должен предстать в целях, как неотъемлемая часть становления специалиста в университетском образовательном процессе.

Во-вторых, при планировании целей указываются предположительные (в ряде случаев вариативные) пути их достижения. Пути достижения цели могут быть представлены в виде: системы познавательных и практических задач, ситуаций, заданий, проектов, упражнений, учитывающих психические особенности учащихся, уровень их подготовки и др.

В-третьих, наряду с целями, связанными с обеспечением усвоения студентами определенных знаний, умений и навыков по материалу конкретного курса, при планировании учебного процесса полноценно включаются воспитательные цели.

В-четвертых, цели должны быть диагностируемыми, т.е. не только содержать в себе указание на конкретный результат, но и дополняться методиками конечной и текущей диагностики эффективности применения данной технологии в конкретном случае.

Результаты анализа анкетирования преподавателей показывают, что процесс целеполагания является одним из наиболее трудных при организации учебного процесса, однако, как отмечают преподаватели, именно на данном этапе в большей степени активизируется их творческая активность.

Таким образом, личностная ориентация занятия «начинается» с постановки личностно значимых для каждого студента целей. Это позволяет решить процесс начальной мотивации учебной деятельности, которая, несомненно, должна поддерживаться на достаточно высоком уровне в течение всего занятия. Особое место в этом случае занимает обращение к субъектному опыту участников образовательного процесса.

Субъектный опыт в обучении, ориентированном на развитии личности, несет особую смысловую нагрузку - личностное и профессиональное развитие участников образовательного процесса рассматривается как обогащение их субъектного опыта с учетом особенностей его строения и состава. Таким образом, субъектный опыт выступает не только средством, но и целью образования.

Применительно к познавательной сфере деятельности, наиболее приемлемым, с точки зрения личностно ориентированного обучения, на наш взгляд, является определение М. А. Холодной, рассматривающей опыт субъекта, как систему «наличных психических образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательных отношений человека к миру и обуславливающие конкретные свойства его интеллектуальной деятельности» (9, С. 164 –165).

Она выделяет три его составляющих:

- когнитивный опыт - ментальные структуры, которые обеспечивают хранение, упорядочение и трансформацию наличной и поступающей информации. Их основное назначение – оперативная переработка текущей информации об актуальном воздействии на разных уровнях познавательного отражения;

-          метакогнитивный опыт - ментальные структуры, позволяющие осуществить непроизвольную  регуляцию процесса переработки информации и произвольную, сознательную организацию собственной интеллектуальной активности. Их основное назначение – контроль состояния индивидуальных интеллектуальных ресурсов, а также хода интеллектуальной деятельности;

-     интенционалъный опыт - ментальные структуры, которые лежат  в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей. Их основное назначение заключается в том, что они предопределяют субъективные критерии выбора относительно определенной предметной области, направления поиска, решения, определенных источников информации, субъективных средств её представления.

Исходя из этого, главной задачей обучения является развитие когнитивных, метакогнитивных и интенционалъных структур   как основы для приема, хранения и переработки информации посредством обогащения и коррекции субъектного опыта студента.

При этом следует учитывать, что, согласно синергетическому подходу, образование и изменение данных структур - это сложный, вероятностный процесс, который может существенно различаться для каждого конкретного студента. Эффективность (в этом случае успешный исход процесса обучения для большинства студентов) во многом зависит от предоставления студенту возможности выбора содержания, форм и методов освоения материала.

 Очевидно, что каждая лекция или практическое занятие, проведенные по канонам личностно ориентированного образования, требуют от преподавателя значительных творческих и временных затрат (как при их проведении, так и при их подготовке).

Перейдем к описанию следующего принципа разработки технологической части базовых курсов - целевая установка на формирование мировоззренческих ценностей и профессиональное саморазвитие личности. Формированию системы мировоззренческих ценностей во многом способствует определенное содержание образования. Однако, как показывает практика, соответствующее содержание является необходимым, но не достаточным условием достижения намеченной цели.

Положительные результаты при формировании нравственных ценностей достигаются при использовании технологии диалога, придающей образовательному процессу эмоциональную окраску, развивающей умение слушать и взаимодействовать, активизирующей субъектную активность студентов.

Формирование научного мировоззрения, кроме соответствующего содержания изучаемого материала (об этом мы говорили выше), обеспечивается системностью и последовательностью его изложения. Результаты обобщения педагогического опыта позволяют нам утверждать, что достаточно эффективен в этом плане итерационный метод изучения материала. Одной из важнейших составляющих мировоззренческих ценностей является  направленность личности на саморазвитие, самосовершенствование и самораскрытие в социально одобряемых формах.

Мы считаем, что в рамках изучения базовых курсов для реализации данного положения необходимо, прежде всего, стимулировать субъектную активность студентов в этом направлении и постараться сделать её произвольной и осознанной. При этом мы использовали результаты исследований, приведенных в работах О.А. Конопкина и А.К. Осницкого.

Исследуя осознанную саморегуляцию произвольной активности человека, О.А. Конопкин (10) определил специфические характеристики такой регуляции, обнаруживаемой в деятельности человека:

-       субъектность (решаемая задача должна быть принята человеком, стать его задачей, он должен сформулировать цель своей деятельности);

-              осознанность (условия, способы и другие средства решения задачи должны быть связаны в сознании человека с формулируемой им целью активности);

-       целостность (системность, взаимосвязанность и взаимодополнительность отдельных звеньев регуляции).

В развитии представлений об осознанной и субъектной регуляции активности в жизнедеятельности человека А. К. Осницким (11) были исследованы составляющие опыта субъектной активности человека:

           - ценностный опыт;

- рефлексивный опыт. Расширение рефлексивного плана за счет усмотрения новых возможностей использование ранее непосредственно освоенных средств регуляции тесно сопряжено с «прорывами» в их ценностно-смысловой оценке. Возможность «прорыва» и обеспечивается оживлением собственно   субъектной   активности, приходящейся на этот момент.

- опыт привычной активизации, в котором осуществляется интеграция осознаваемого и непосредственно-чувственного, который значительно расширяет границы осознанного саморегулирования и обеспечивает возможность сопряжения других уровней саморегуляции с уровнем осознанного контроля;

-      операциональный опыт;

-      опыт сотрудничества.

Перечисленные выше элементы и являются условием осознанного и произвольного процесса саморазвития студента, как личностного, так и профессионального.

Следующим основанием предлагаемой нами личностно ориентированной технологии   является   ориентация   на   развитие творческих способностей через  решение творческих, вероятностных задач.

Творческая составляющая обучения должна не просто «присутствовать» на занятии. Она должна стать ведущим принципом процесса обучения, так как именно с необходимостью решения творческих, нестандартных задач

Следующим пунктом является положение, отражающее направленность образовательного процесса на формирование коммуникативных навыков. В данном случае мы рассматриваем проблему с двух позиций- особенности взаимодействия между преподавателем и студентом и отношения между членами студенческого коллектива.

Формы сотрудничества преподавателя и студента (с позиций концепции деятельности) могут быть 5 видов: введение в деятельность; разделенное действие; имитирующее действие; поддержанное действие; партнерство.

Вторая часть рассматриваемого положения связана с формированием у студентов мотивационно-ценностной и инструментальной основ совместной учебно-профессиональной деятельности.

На наш взгляд, формирование мотивационно-ценностной основы совместной деятельности должно опираться на развитие социокультурной толерантности - морального качества личности, характеризующегося терпимым отношением к другим людям, независимо от их этнической, национальной   либо культурной принадлежности, терпимым отношением к иного рода взглядам, нравам, привычкам; терпимостью к особенностям различных культурных групп или к их представителям. 

Приведенные выше принципы построения технологии обучения, позволяют в рамках базовых курсов осуществлять целенаправленную работу над формированием    компетенции будущих специалистов, развитием      профессиональной   направленности и профессионально важных качеств и, вместе с тем, способствуют процессу гуманизации образования в филиале вуза.

__________________________________

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.

2. Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. М., 1971.

3. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. М., 1995.

4. Карпенко М.П., Помогайбин В.Н. К вопросу о становлении новой педагогической парадигмы и ее технологическом обеспечении // Школьные технологии. 1999. №1-2.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. Пособие. М., 1998.

6. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личносто-ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 2000.

7. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированого обучения // Вопросы психологии. 1995. №2.

8. Колин К.К. Человек и будущее: динамический вызов // Alma mater. 1999. №10.

9. Холодная М.А.  Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск, 1997.

10. Конопкин О.А. Психологическая регуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии. 1995. №1.

11. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъективной активности // Вопросы психологии. 1996. №1.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=517    /    Просмотров: 7314

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"