МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
26.04.2005 (06:24)
Версия для печати
ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТАПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ»

Лыжина О.А. - "Проект Ахей"

Какие бы реформы не проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Обновление школьного исторического образования на современном этапе включает  внесение системных изменений в цели и задачи, способы достижения нового качества образования, в содержание предмета, в организацию учебного процесса, что, в свою очередь, влечет необходимость пересмотра методов обучения, использование образовательных технологий, разработку новых дидактических материалов. В новой образовательной ситуации от учителя истории требуется творческий подход к обучению детей, постоянное совершенствование собственной теоретической и методической квалификации, основы которой закладываются во время вузовской подготовки специалиста.

Профессиональная подготовка учителя истории по своему содержанию, объему, формам и методам определяется квалификационной характеристикой специалиста, устанавливающей систему государственных требований к нему, которые в значительной степени обусловлены социальными запросами субъектов образования.

На историческом факультете Уральского государственного педагогического университета профессиональная подготовка будущих учителей истории в значительной степени осуществляется в процессе изучения базового курса «Теории и методики обучения истории» и прохождения студентами педагогической практики в школе. Курс «Теории и методики обучения истории» нацелен на вооружение студентов знаниями методологических и методических основ их будущей специальности, формирование необходимых умений и навыков для педагогической деятельности в качестве учителя истории (1). Этот курс вводится на третьем году вузовского обучения и рассчитан на два с половиной года изучения. Текущей формой проверки знаний и умений обучающихся по предмету является зачет. По итогам изучения курса студенты сдают курсовой экзамен. С 2004/5 учебного года на историческом факультете вводится комплексный государственный экзамен по основным дисциплинам: всеобщая история, история России, теория и методика обучения истории. Требования к уровню подготовки студентов и критерии оценивания ответов обучающихся по дисциплинам предметного блока разработаны преподавателями кафедр истории России и всеобщей истории. По курсу «Теория и методика обучения истории» существует рабочая программа, в которой сформулированы требования к уровню подготовки студентов, обучающихся по дисциплине (2). В связи с введением в программу государственного экзамена вопросов по теории и методике обучения истории возникла необходимость в дополнительной разработке критериев оценивания знаний, умений и навыков студентов по данной дисциплине.

 Оценивание- метод косвенного наблюдения, состоящий в изучении явления через оценку (3), процесс выставления оценки (4).Оценка знаний и умений - это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания в освоении дисциплины (5). Оценочная активность осуществляется на основе эталона или эталонов, которые выполняют функции критериев определения правильности или неправильности хода отдельных звеньев деятельности, деятельности в целом, качества полученного результата (6).

Критерии оценки знаний – это требования (признаки), на которые следует ориентироваться при оценке знаний (7).

Критериями могут выступать качественные характеристики знания. К объективным качествам (отражающим содержание обучения и не зависящим от субъекта) относятся полнота, глубина, оперативность, конкретность, обобщенность, систематичность, системность, развернутость, свернутость; к субъективным (составляющим характеристику личности) - осознанность, гибкость и прочность. Выделенные качества знаний взаимообусловлены, каждое содержит в себе в свернутом виде другие качества (8). Важными качествами знаний выступают полнота, глубина, осознанность.

Признаками сформированности умений являются гибкость (способность рационально действовать в различных ситуациях), стойкость (сохранение точности и темпа, несмотря на внешние помехи) и прочность (сохранение умения при его продолжительном не использовании; максимальная приближенность в выполнении к реальным условиям и задачам) (9).

Так как основным видом проверки знаний и умений студентов по дисциплине «Теория и методика обучения истории» является устный опрос в форме зачетов и экзаменов, то критериями устного ответа будут выступать следующие качества знаний:

-полнота - количество знаний об изучаемом объекте, входящих в программу;

-глубина - совокупность осознанных знаний об объекте;

-конкретность - умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний (доказать на примерах основные положения);

-системность - представление знаний об объекте в системе, с выделением структурных ее элементов, расположенных в логической последовательности;

-развернутость - способность развернуть знания в ряд последовательных шагов;

-осознанность - понимание связей между знаниями, умение выделить существенные и несущественные связи, познание способов и принципов получения знаний.

Кроме того, следует добавить, что немаловажно для будущего учителя истории излагать свои мысли литературным грамотным языком.

Ответ студента по вопросу дисциплины «Теория и методика обучения истории» оценивается по четырехбальной системе:

«Отлично» ставится, если дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; показана совокупность осознанных знаний об объекте изучения, доказательно раскрыты основные положения  (свободно оперирует понятиями, терминами, персоналиями и др.); в ответе отслеживается четкая структура, выстроенная в логической последовательности; ответ изложен литературным грамотным языком; на возникшие вопросы преподавателя студент давал четкие, конкретные ответы, показывая умение выделять существенные и несущественные моменты материала.

«Хорошо» ставится, если дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделять существенные и несущественные моменты материала;  ответ четко структурирован, выстроен в логической последовательности, изложен литературным грамотным языком; однако были допущены неточности в определении понятий, персоналий, терминов, дат и др.

«Удовлетворительно» ставится, если дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют некоторые нарушения, допущены несущественные ошибки в изложении теоретического материала и употреблении терминов, персоналий; в ответе не присутствуют доказательные выводы; сформированность умений показана слабо, речь неграмотная.

«Неудовлетворительно» ставится, если дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (фактах, понятиях, персоналиях); в ответе отсутствуют выводы, сформированность умений не показана, речь неграмотная.

Предложенные критерии оценки знаний и умений студентов исторического факультета по дисциплине «Теория и методика обучения истории» дают возможность преподавателю в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника-специалиста оценить ответ обучающихся по одной из базовых дисциплин.

_________________________________

1.        Рабочая программа по дисциплине «Теория и методика обучения истории» / Состав. О.А. Лыжина. УрГПУ. Екатеринбург, 2003. С. 3.

2.        Там же. С. 36-38.

3.        Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов-н/Д., 1998. С. 310.

4.        Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. С. 68.

5.        Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов-н/Д., 1998. С. 311.

6.        Там же. С. 169.

7.        Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. С. 67.

8.        Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. М.: Пед. общество России, 1999. С. 28.

9.        Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов-н/Д., 1998. С. 446.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=516    /    Просмотров: 11167

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"