МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
25.04.2005 (06:22)
Версия для печати
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ В 1940-50 ГГ.(НА ПРИМЕРЕ БАРНАУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА)

Захожая Т.М. - "Проект Ахей"

Вопросы развития высшего педагогического образования в СССР являлись предметом исследования и в советской и в современной исторической науке. Отмечаются как общие труды историков и государственных чиновников (1), так и исследования по истории, общим и частным вопросам подготовки педагогических кадров в СССР и по регионам (2). Отдельным вопросом истории педагогического образования в СССР является его методическая составляющая (система занятий, формы организации учебного процесса, методы обучения), которая практически не анализировалась историками. Отдельные вопросы профессиональной подготовки учителей  систематично начинают освещаться в литературе только с конца 1960–х годов  и наиболее полно представлены в конце 70 – 80 гг. XX в. (3). Следует отметить, что публикации представляют собой не комплексное изучение процессов в качестве предмета исторического исследования, а рассмотрение отдельных вопросов по актуальным проблемам подготовки специалистов, представленных в сборниках статей и материалах конференций (как правило, после решений очередных съездов и пленумов ЦК КПСС).

Если в настоящее время можно констатировать сложившуюся систему организации учебного процесса в высшей школе, определяемую требования ГОС ВПО, традициями преподавания, педагогическими и методическими принципами, то для отдельных периодов, в частности, послевоенного (1940-50–е гг.), можно констатировать, что она только формировалась.

 При анализе деятельности исторических факультетов по подготовке учительских кадров в этот период следует учитывать некоторые особенности деятельности педагогических вузов – степень укомплектованности педагогическими кадрами, неразработанность собственно системы самостоятельной работы студентов, недостаточное методическое обеспечение учебного процесса в целом и т.д.

Для педагогического исторического образования в Западной Сибири послевоенный период (1945 – начало 1950 – х гг.) можно считать первоначальным, так как большинство исторических факультетов, созданных во второй половине 1930-х гг. в педагогических и учительских институтах г. Омска, Новосибирска, Барнаула, в полную силу начали осуществлять учебный процесс только после окончания войны. Именно в этот период и формируются основные принципы организации учебного процесса, формы контроля, методика преподавания и т.д.

В тот период времени в целом еще не сложилась отлаженная система методического обеспечения курсов, не было четко сформулированных требований к знаниям, умениям и навыкам студентов и школьников в виде современных стандартов образования. Первые учебники по проблемам методики обучения истории в школе появились в конце 1940–начале 1950–х гг. (Н.В. Андреевская, В.Н. Бернадский, В.Г. Карцов). В данных методических пособиях высказывалась мысль о формировании у школьников специальных умений – работа с источником, анализ, сопоставление и обобщение фактов, умение написать реферат, доклад и т.д.

Таким образом, курс «Методика преподавания истории» определялся как специфическая метадисциплина, в рамках которой студент должен  демонстрировать собственные умения анализировать, делать выводы, работать с источником, представлять доклад, реферат и т.д. Эти профессиональные качества должны  были быть сформированы на специальных исторических дисциплинах.

К сожалению, приходится констатировать, что те требования, которые были предъявлены к умениям выпускников в качестве их профессиональных (формирование у школьников определенных умений) не всегда могли быть реализованы в условиях подготовки в педагогических вузах в конце 1940-начале 50–х гг. в ряде вузов Западной Сибири. В качестве примера нестабильности системы профессиональной подготовки в этот период времени можно привести деятельность коллектива исторических кафедр Барнаульского государственного педагогического института.

Кадровое обеспечение БГПИ в первые послевоенные годы было недостаточным. Это отмечалось и в отчетах руководства института, и в докладных записках проверяющих институт органов. В частности, в 1949 г. 72 % преподавателей института в целом имели стаж работы в вузе менее 5 лет, в 1953-54 гг. остепененность преподавательского состава составляла  всего 24 % (4). Собственно кафедра истории в течение нескольких лет находилась в нестабильном состоянии - отсутствие заведующих кафедрой, слияние и разделение кафедр, текучесть кадров преподавательского состава: в 1945 г. штатных сотрудников было 3 (2 кандидата наук), в 1948 г. коллектив изменился, в 1952 г. из первоначального состава преподавателей остался только один (5).Кроме того, например, в 1948-49 гг. заведующий кафедрой вел курс не по кафедре истории, а по кафедре марксизма-ленинизма (6). На заседаниях кафедры практически не обсуждались вопросы методики преподавания дисциплин, не практиковалось взаимопосещение занятий, отмечалась слабая организация самостоятельной работы студентов (7).

Эти внешние  и внутренние факторы отрицательно сказывались на учебном процессе – наблюдалась перегрузка преподавателей по курсам, перенос курсов, условность требований к студентам. Особенность преподавательской деятельности в ряде случаев заключалась в освоении содержания, так как большинство преподавателей не имели опыта работы в высшей школе. Как отмечает заведующий кафедрой в годовом  в отчете за 1951-52 уч. г., при посещении занятий выявились следующие недостатки – преподаватели допускают фактические ошибки, излагают материал учебников, практические занятия не отвечают требованиям вузовского преподавания и т.д. (8). Как достижение в организации обучения в тот период представлялось проведение семинарских занятий по отдельным темам  исторических курсов и опыт проведения практических занятий по курсу «История древнего мира» и «История средних веков» в форме текстуального изучения хрестоматийных отрывков первоисточников (9).

И естественны поэтому серьезные замечания государственной комиссии о результатах государственных экзаменов по истории. В 1948 г. председатель комиссии отмечал, что студенты не проявили достаточных способностей делать выводы и обобщения, мало знают историческую литературу и не знакомы с источниками. Экзамены показали, что преподавание истории ведется в некоторой степени оторвано от соответствующих программ в средней школе (10). В 1953-54 гг. по  результатам государственных экзаменов  по истории СССР показатели качественной успеваемости составили лишь 29 %. Недостатки в  ответах студентов свидетельствовали о неумении выделять главное, обобщать, анализировать исторические события и т.д. (11).

Таким образом, отсутствие четко разработанных требований к историческим умения студентов, слабость собственной методики преподавателей, неразработанность системы организации аудиторной и самостоятельной работы студентов отрицательным образом сказывалась на качестве подготовки специалиста в целом. 

__________________________________

1.        Украинцев В.В. КПСС – организатор революционных преобразований высшей школы. М., 1963;  Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. Важнейшие этапы истории и современное состояние. М., 1975; Елютин В.П. Высшая школа общества развитого социализма. М., 1980; Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990

2.        Опыт подготовки педагогических кадров в дореволюционной России и в СССР. М., 1972;  Вопросы развития высшей школы в Восточной Сибири. Иркутск, 1979; Очерки истории высшего и среднего специального образования в Сибири (1917 – 1980). Новосибирск, 1986;

3.        Например: Активизация учебного процесса в педагогическом вузе. Омск, 1974; Преподавание истории и общественных наук на заочном отделении исторических факультетов. Л., 1974; Общественно-педагогическая работа – необходимое звено в профессиональной подготовке будущего учителя. М., 1974; Актуальные проблемы теории и истории педагогики  высшей школы и высшего педагогического образования. Воронеж, 1976; Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. М, 1981; Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1982; Психологические проблемы формирования социально-активной личности учителя советской школы. М., 1983;

4.        Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК). Ф.Р-750. Барнаульский государственный педагогический пединститут. Оп.1.Д.84. Л.33; Оп.5. Д.32.Л.36.

5.        ЦХАФАК. Ф.Р-750.Оп.1. Д. 59.Л.6; Д. 75.Л.32; Д.96.Л24.

6.        ЦХАФАК. Ф.Р-750.Оп.1. Д. 84.Л.51.

7.        ЦХАФАК. Ф.Р-750.Оп.1. Д. 95.Л.105-106.

8.        ЦХАФАК. Ф.Р-750.Оп.1. Д. 96.Л.25-26.

9.        ЦХАФАК. Ф.Р-750.Оп.1. Д. 66.Л.55-55 об.

10.     ЦХАФАК. Ф.Р-750.Оп.5. Д. 6.Л.6.

11.     ЦХАФАК. Ф.Р-750.Оп.5. Д. 18.Л.36.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=515    /    Просмотров: 7321

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"