МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
24.04.2005 (06:21)
Версия для печати
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВО ВНЕАУДИТОРНОЕ ВРЕМЯ

Баженова Н.Н. - "Проект Ахей"

Самостоятельная работа студентов всегда играла важную роль в подготовке специалистов, но особенно она возросла в постсоветское время, став основой обучения в ВУЗе. Это вызвано рядом обстоятельств.

1. Меняется парадигма высшего образования. А.М. Новиков совершенно справедливо отмечает, что профессиональное образование выступает для отдельного человека в двух ипостасях: во-первых, как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, а во-вторых, как средство устойчивости, социальной самозащиты человека в условиях рыночной экономики, как собственность, капитал, которым он распоряжается или будет распоряжаться как субъект на рынке труда (1). Поэтому дипломированный специалист и после окончания ВУЗа будет иметь стимул расширять свой кругозор и профессиональные знания. Задача же ВУЗа не только дать студенту знания, умения, навыки, содействовать формированию его мировоззрения, но и научить учиться. Особенно это важно учитывать при подготовке будущих педагогов.

2. Непрекращающееся реформирование системы высшего образования ставит перед ней новые проблемы, которые требуют безотлагательного разрешения. В частности, в освоении профессиональных программ сокращено количество аудиторных занятий и увеличена доля самостоятельной работы студентов. Их соотношение сегодня составляет пятьдесят процентов на пятьдесят процентов. Соответственно возросло количество часов, отведенных для контроля за самостоятельной работой студентов. Задача преподавателя – максимально эффективно организовать эту работу.

3. Изменились материальные условия жизни студентов. В связи с сокращением стипендиального фонда и его мизерным размером, коммерциализацией обучения растет число студентов дневной формы обучения, вынужденных работать, чтобы поддерживать минимальный уровень жизни. Это привело к тому, что определенная часть студентов переходит на индивидуальный график учебы, предполагающий увеличение доли самостоятельной работы.

Поэтому, учитывая вышеизложенное, преподаватель ВУЗа при модернизации самостоятельной работы студентов должен соблюдать принцип адаптации к особенностям студента содержания, методов, форм обучения и максимальной ориентации его на самостоятельную работу, что позволит более целенаправленно развиваться индивидуальным особенностям каждого студента, побуждать их к саморазвитию, содействовать формированию у будущих педагогов потребности в постоянном самосовершенствовании (2).

В целом комплексе используемых методов, методических средств, соответствующих целям и задачам обучения, особенностям содержания предмета, максимально возможному проявлению личностного начала в учебном процессе, можно выделить ряд основных групп: 1) методы, обеспечивающие обновление, расширение и углубление теоретических знаний студентов; 2) методы, обеспечивающие самовыражение личности студента, формирующие у него потребности в самообразовании; 3) методы, обеспечивающие развитие профессиональных качеств будущих специалистов, в данном случае, - педагогов; 4) методы, связанные со способностью к быстрому и результативному принятию решения; 5) различные аналитические методы, позволяющие использовать теоретические знания в качестве методической основы для оценки и использования конкретной ситуации и др.

Варьирование этих методов создает ориентиры для методического поиска преподавателей. На кафедре истории России исторического факультета УрГПУ накоплен довольно богатый методический материал, в том числе и по организации и контролю за самостоятельной работой студентов. В качестве примера можно привести ее планирование, организацию и контроль по курсу «История России второй половины XIX в.».

По учебному плану, для контроля за самостоятельной работой студентов по нижеперечисленным темам отведено 10 часов. При всем желании преподаватель в эти временные рамки не укладывается, поэтому, в основном, эта работа выполняется за счет личного времени педагога.

Таблица

Наименование

темы

Кол-во

часов

 

Формы, виды организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Формы контроля

Тема 1. Либеральные реформы 1860-1870-х. гг.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Внутренняя политика царизма в 1890-х. гг. «Контрреформы».

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

Составление схемы – конспекта «Реформы и контрреформы в России во второй половине XIX в.».

Подготовка докладов и сообщений по проблемам историографии, о жизни и деятельности выдающихся реформаторов и государственных деятелей.

 

 Подготовка к практическим занятиям, которые проходят как в форме семинара, так и лабораторной работы.

Письменная работа - схема – конспекта.

 Тестирование на каждом практическом занятии (15 мин.).

Проверка конспектов к семинарским занятиям (выборочно).

 

 

 

Собеседование с отдельными студентами по содержанию реформ и рекомендуемой литературе.

Тема 3. Развитие капитализма в пореформенное время.

 

8

Подготовка к коллоквиуму. Оформление контурной карты «Экономическое развитие России во второй половине XIX в.».

Составление схем, таблиц, диаграмм, графиков, отражающих экономические процессы в стране.

Коллоквиум проводится малыми группами (6-7 человек). Оценку получает каждый студент, также и за письменную работу (карты, схемы, графики и т. д.)

Тема 4. Политическая мысль и общественные движения в России в 1860-е – начале

1890-х. гг.

12

Подготовка к итоговому тестированию по всей теме. Подбор материала и оформление эссе на одного из политических и общественных деятелей этого периода. Подготовка к практическому занятию, проводимому в форме деловой игры малыми группами.

Тестирование может быть отменено, если практическое занятие проводится в форме академбоя.

Тестирование

(15 мин.).

Эссе.

Деловая игра. Оценивается работа каждого студента.

Тема 5. Внешняя политика пореформенной

России (1860-1890-е гг.).

6

Оформление контурных карт «Русско – турецкая война 1877-1878 гг.» и «Внешняя политика России во второй половине XIX в.».

Подготовка к итоговому тестированию по теме.

Тестирование (1 час). Контурные карты.

Оценивается работа каждого студента.

 

Тема 6. Культура и быт России во второй половине XIX в.

 

8

Подготовка к конференции. Работа над докладами и сообщениями по теме. Подбор наглядных материалов. Составление библиографии по теме доклада.

Практическое занятие (4 часа) в форме конференции. Библиография по теме доклада.

Оценивается работа каждого студента.

Таким образом, тщательно организованная самостоятельная работа студентов позволяет не только интересно провести аудиторные занятия, привлечь к обсуждению вопросов как можно больше студентов, глубоко и всесторонне осмыслить, раскрыть содержание предложенных вопросов, но и – самое главное – сформировать у студентов устойчивый интерес к предмету, осознавать ценность приобретенных знаний, выработать стремление и умение самостоятельно добывать их.

Однако следует помнить, что: а) формы и методы не могут быть самоцелью, они подчинены освоению содержания и развитию самостоятельности мышления, творческих возможностей студентов; б) необходимо комплексное использование методов и форм, умелое их сочетание; в) моделирование содержания самостоятельной работы студентов требует от работника высшей школы достаточно высокого уровня психолого-педагогической и методической подготовленности, больших умственных и физических, временных затрат, что может быть компенсировано в наше время только благодарностью выпускников за полученные знания, умения, навыки.

_________________________________

1.              Новиков А.М. Профессиональное образование в России. М., 1997. С. 45.

2.              Лис Н.А. Личностно – деятельная модель содержания самостоятельной работы студентов в педагогическом ВУЗе // Парадигмы исторического образования в контексте социального развития. Седьмые всероссийские историко – педагогические чтения. Часть 2. Екатеринбург. 2003. С. 346.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=514    /    Просмотров: 9442

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"