МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
24.04.2005 (06:20)
Версия для печати
О ФОРМАХ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Бадретдинова М.М. - "Проект Ахей"

В курсе «Теория и методика обучения истории» главной целью является подготовка студентов к преподаванию предметов историко-обществоведческого цикла. Направления контрольно-оценочной деятельности определяются основными разделами программы курса. При оценивании необходимо учитывать уровень самостоятельной работы студентов с методической литературой: владение информацией об освещенности рассматриваемого вопроса в отечественной методической литературе, умение анализировать и сравнивать подходы, принципы, концепции, обобщать изученный материал, делать и аргументировать свои выводы.

Основным критерием контрольно-оценочной деятельности преподавателя педагогического вуза должна стать подготовленность студента к практической деятельности. Это выражается в умении применять полученные знания на практике, способности составить конспект урока и провести аудиторный урок по выбранной теме.

В условиях аудиторных занятий такая работа проводится на каждом семинаре. В качестве вопросов, имеющих практическую направленность и требующих иллюстрации на конкретных примерах, можно назвать следующие:

- роль методики обучения истории в преподавании предмета;

- анализ современного стандарта, программ и учебников по истории;

- характеристика основных структурных компонентов программ по истории;

- содержание и последовательность подготовки к преподаванию истории;

- условия реализации цели и задач урока и другие аналогичные вопросы. 

Следующим шагом по выработке практических умений студентов является система заданий по закреплению теоретических знаний. Так, на семинарском занятии по теме «Создание исторических представлений у школьников на уроках» после рассмотрения вопросов «Роль представлений в процессе преподавания истории», «Место исторических представлений в системе исторических знаний школьников», «Виды исторических представлений», «Требования к создаваемым историческим представлениям» и «Пути и средства создания представлений» студентам предлагается задание: при помощи школьного учебника подготовить фрагмент урока по выбранной теме одного из школьных курсов истории по проблеме:

- создание представления:   а) об историческом факте;

                                               б) об историческом времени;

                                                в) об историческом пространстве.

По теме «Методы и методические приемы преподавания истории. Устный метод» после рассмотрения теоретических аспектов предлагается вопрос «Разработка методики изучения нового материала на примере выбранной темы» и к нему два практических задания:

1)                составление с учащимися плана устного изложения учебного материала;

2)       организация познавательной деятельности учащихся в ходе изучения нового материала (ролевая игра).

При оценке выполнения этих заданий устанавливается стиль общения «учителя» - студента с учащимися, оправданность выбора приемов, методов и форм работы.

Семинарское занятие по теме «Урок истории. Целевые установки урока» включает в себя фактически лишь один (первый из нижеперечисленных) теоретический вопрос и три практических:

1)     Урок – основная форма организации учебного процесса в школе. Целенаправленность урока истории.

2)     Формулирование общей цели урока.

3)     Образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока.

4)     Формулирование триединой задачи урока.

Таким образом, первый вопрос требует изучения педагогической и методической литературы, сопоставления взглядов, определения понятий и терминов, а остальные нацеливают на самостоятельную творческую работу со школьными учебниками и дополнительной литературой. При этом представляется целесообразным обращение к разработкам уроков в приложении к газете «Первое сентября» - газете «История», в журнале «Преподавание истории в школе» и т.п., с целью организовать анализ и оценку формулировок цели и задач урока с точки зрения их соответствия содержанию учебного материала и с точки зрения педагогических и методических указаний.

В курсе методики обучения истории студенты должны освоить разработку документов, которыми руководствуется школьный учитель. Это перспективный календарно-тематический план и план-конспект урока. Для выработки у студентов умений и навыков планирования предусматриваются лабораторные занятия по составлению этих планов по выбранным разделам и темам одного из курсов истории.

При составлении перспективного плана преподаватель оценивает умение  осуществлять отбор учебного материала и разнообразных средств обучения, выделять основные понятия и даты, определять ведущую идею темы, формулировать ее, определять межпредметные и внутрипредметные связи, увязывать работу на уроке с содержанием домашнего задания.

Конспект урока, составляемый студентами, должен быть подробным. Форма написания конспекта в основном традиционная, рекомендуемая современными пособиями. Задача вузовского преподавателя – обеспечить соответствующий задачам современной школы уровень умения организовать заинтересованную работу класса в течение всего урока. При оценке выбранного типа и формы урока учитываются как соответствие формы  содержанию учебного материала, так и аргументация студентами своего выбора. При оценке сформулированных вопросов и заданий обращается внимание на следующие их качества: характер вопросов и заданий (дифференцированный, разноуровневый, личностно ориентированный…), направленность на проверку и знаний, и умений школьников, мировоззренческая ориентированность.

Обобщением контрольно-оценочной деятельности преподавателя вуза может служить тестирование студентов. Разработанные нами тесты включают вопросы по одиннадцати темам. Вопросы разноплановы, среди них есть и так называемые открытые, и закрытые. Например, по теме «Методы изучения истории» тест №8 звучит так:

Раскрытие исторического материала, постигаемого путем мышления– внутренней сущности явлений, причинно-следственных связей, оценок, законов общественного развития:

а) описание;

б) объяснение;

в) сюжетный рассказ. 

Тесты предполагают и индуктивный, и дедуктивный способы деятельности. По теме «Цели и задачи урока истории» первые три теста предлагают выбор правильного ответа из трех предложенных на вопросы:

- относится к образовательным задачам;

- относится к развивающим задачам;

- относится к воспитательным задачам.

Следующее задание: «К какой части триединой задачи урока относится следующая работа», - включает 17 тестов, в которых студенты определяют, к какой задаче (образовательной, развивающей или воспитательной) относятся:

- локализация фактов во времени и в пространстве;

- ознакомление с культурными памятниками прошлого;

- развитие эстетических вкусов и взглядов учащихся;

- формирование исторических понятий;

- воспитание терпимости к инакомыслию, уважения чужих взглядов и убеждений и др.

Темы «Проверка и оценка результатов обучения», «Краеведение в преподавании истории» и «Обобщающий тест» включают задания, в которых надо установить соответствие, например:

- вида беседы и цели беседы (предложены шесть видов беседы)

- формы опроса и содержания вопросов (шесть вопросов для организации фронтальной и индивидуальной беседы).

 Отмеченные формы контрольно-оценочной деятельности являются частью общей системы работы вузовского преподавателя методики, включающей, помимо аудиторных занятий, различные формы связи студентов со школами, с учителями истории.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=513    /    Просмотров: 12249

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"