МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
24.04.2005 (06:17)
Версия для печати
МОНИТОРИНГ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ – ИСТОРИКОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»

Алексеева Л.В. - "Проект Ахей"

Мониторинговые исследования в настоящее время весьма распространены. Теоретические основы мониторинга образовательной деятельности обстоятельно рассмотрены в педагогической науке (1). Структура мониторинга определяется функциями его элементов. На основе структурно-функциональной характеристики педагогического мониторинга определяются цели, на достижение которых должна быть направлена его технология. В ходе мониторинга происходит отслеживание изменений включенных в них показателей (2).

Согласно концепции А.С. Белкина мониторинговые исследования в гуманитарной области выполняют ряд функций: ориентировочную, конструктивную, организационно-деятельностную и коррекционную (3). Исходя из степени разработанности теоретических основ мониторинга, мы пытаемся разработать его модель применительно к установлению уровней овладения теоретическим материалом (в соответствии с действующей системой отметок) по базовой дисциплине, играющей весьма важную роль в формировании учителя истории.

В основе нашего мониторинга – качество академических знаний по теории и методике обучения истории и обществознанию, следовательно, предметом мониторингового сопровождения выступает отдельный компонент качества образования. Подчеркнем, что в изучении частной дидактики важную роль играет технологический блок, т.е. овладение первичными профессиональными умениями преподавать и организовывать учебную деятельность учащихся. Предлагаемый мониторинг не содержит данный компонент подготовки учителя истории.

Исходным основанием для разработки мониторинга академических знаний выступает содержание стандарта по дисциплине. Однако встает вопрос: По каким критериям оценивать академическую подготовку по указанной дисциплине? Другими словами говоря, что должен знать студент, чтобы получить отметки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично» в процессе изучения дисциплины. Полагаем, что в стандарте заложен образовательный минимум освоения теоретических знаний по теории и методике обучения истории и обществознанию, соответствующий отметке «удовлетворительно». Следовательно, это базовый уровень теоретических знаний. Для его проверки применятся стандартизированные тесты, содержащие дидактические единицы (в соответствии со стандартом),  по каждой из них предлагается набор вопросов открытого и закрытого характера. Приведем на примере одной содержательной линии стандарта один из возможных вариантов выделения дидактических единиц и вопросов для проверки базового уровня теоретических знаний. Предполагается, что правильные ответы на вопросы будут соответствовать отметке «удовлетворительно». Вопросы в рамках дидактической единицы предлагаются студентам в форме тестов закрытого характера.

Таблица 1

Диагностика базового уровня академических знаний  по дисциплине

«Теория и методика обучения истории и обществознанию

Пример:

Содержательные линии стандарта

Дидактические единицы в рамках содержательной линии

Вопросы в рамках дидактической единицы

 

1. Методика обучения истории как педагогическая наука

1.1.методика обучения истории

 

 

 

1.2. цель методики

 

 

1.3. факторы обучения истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. связь методики  с другими науками

 

 

 

 

1.5.современные методы исследования в МОИ

1.1.1. Дать определение МОИ как науки.

1.1.2. Понятия «МОИ» и «дидактика истории».

1.1.3. Предмет и объект МОИ.

 

1.2.1. Главная цель методики.

1.2.2. Задачи методики.

 

1.3.1. Чем обусловлены факторы обучения?

1.3.2. С чем связаны факторы обучения истории?

1.3.3. Перечислите основные факторы современного обучения истории.

1.3.4. Докажите, что факторы обучения проявляются в системе.

1.3.5. В чем проявляется действие системы факторов?

 

1.4.1. В чем проявляется связь с педагогикой?

1.4.2.Какова роль психологии в МОИ?

1.4.3. Функции исторических наук для МОИ.

 

1.5.1. Перечислите методы научного (методического) исследования и охарактеризуйте их сущность.

1.5.2. Виды методических исследований.

1.5.3. Как формируется гипотеза исследования и какова ее роль?

1.5.4. Виды эксперимента. Условия их разработки и реализации. Итоги эксперимента.

 

Для того, чтобы освоить повышенный уровень, соответствующий отметке «хорошо», вопросы по указанным дидактическим единицам расширяются, углубляются и усложняются. Студент, освоивший базовый уровень допускается к выполнению теста повышенного уровня. Тест содержит наряду с вопросами закрытого характера задания открытого типа. Вот как будет выглядеть тест повышенного уровня.

Тест проверки академических знаний студентов

по теме «Методика обучения истории как педагогическая наука»

(повышенный уровень)

1.                   В переводе с греческого слово «методика» означает:

1. путь исследования; 2. обучение;  3. научение;  4. способ познания; 5. дидактика.

2.  Методика учебного предмета – это:

1. частная дидактика; 2. педагогика; 3. часть педагогики; 4. теория обучения определенному учебному предмету; 5. психодидактика.

3. Методика обучения истории – это:

1. научная педагогическая дисциплина, исследующая процесс преподавания истории и обучения учащихся;

2. научная дисциплина, разрабатывающая вопросы содержания, организации и методов преподавания истории в школе в соответствии с возрастными особенностями учащихся, руководствуясь общими задачами воспитания;

3. наука, которая разрабатывает систему обучения;

4. это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Она изучает и исследует процесс обучения в целях его эффективности и качества;

5. Методика рассматривает вопрос о том, как надо преподавать историю.

4. В начале ХХ в. методист К.А. Иванов относил к назначению методики:

1. выявление, описание и оценку способов обучения;

2. изучение практики преподавания;

3. усовершенствование практики преподавания;

4. дать ответ на вопрос: что изучать?

5. сформировать основы знаний об историческом процессе.

5. Закончите фразу:  Н.В. Андреевская в 1947 г. в своей книге справедливо заметила: «Методика преподавания любой дисциплины создается…

6. Закончите фразу:   Ф.П. Коровкин считал, что МПИ призвана …

7.Как частную дидактику рассматривали МПИ следующие ученые советского времени:

1.П.С. Лейбенгруб, Ф.П. Коровкин; 2.О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский;

3. А.И. Стражев, А.А. Вагин; 4. П.В. Гора, М.Т. Студеникин; 

5.М.В. Короткова, Н.Г. Дайри.

8.Из перечня представленных целей исторического образования выберите цели, характерные для дореволюционной школы и современной.

Выработать умения применять исторические знания и приемы, аналитически и критически оценивать информацию, анализиро­вать новые источники общественной мысли, аргументировать свою позицию; овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времен до наших дней; формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма; формирование полноценного исторического сознания учащихся; изучение истории в процессе развития, эволюции общества; развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания; усвоение демократических ценностей и институтов; воспитание в процессе обучения, формирование гражданских навыков (законопослушного подданного) и основ патриотизма; развитие интереса к истории как к науке и к предмету обучения; формировать человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на его совершенствование; отстаивать право учащихся на свободный выбор мнений и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, ориентировать их на гуманистические и демократические ценности.

9. Результаты обучения истории измеряются уровнем:

1) исторического образования, достигнутым на одном уроке, на многих уроках при изучении темы, раздела, учебного курса, всех курсов истории в 5—11 классах;

2) сформированностью научного мировоззрения;

3) воспитания учащихся в процессе изучения истории;

4) развития познавательных возможностей учащихся;

5) мерой свободы ученика.

10. Значение методики для студента, школьного учителя истории состоит в  том, что она позволяет:

1.конкретизировать цели обучения по классам, курсам, разделам и темам; 2.научить преподавать; 3.отбирать содержание в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными возможностями учащихся; 4.соотносить содержание обучения с применяемыми приемами и методами; 5.контролировать учебный процесс.

Для того, чтобы академические знания студента могли быть оценены на «отлично», ему следует выполнить без ошибок первые два уровня тестов, а затем справиться с заданиями заключительного теста высокого уровня сложности, содержащего вопросы и  задания творческого и аналитического характера. Ниже предлагается пример теста высокого уровня сложности.

Тест высокого уровня сложности для проверки академических знаний студентов по теме «Методика обучения истории

 как педагогическая наука»

  1. Текст с ошибками (обнаружить и исправить ошибки):

А.И. Стражев был сторонником такой методики, которая была бы на уровне современной исторической науки. Он считал, что, опираясь на историю, методика может научно разрабатывать вопросы об отборе и освещении фактического и теоретического содержания в школьных курсах. Методист подчеркивал, что в отличие от исторической науки, методика изучает исторический материал с целями педагогическими, т.е. призвана ответить на вопрос - как изучать? для того, чтобы сформировать основы знаний об историческом пути человечества.

 2. Кто из ученых-методистов дал следующее определение МПИ? МПИ - научная дисциплина, разрабатывающая вопросы содержания, организации и методов преподавания истории в школе в соответствии с возрастными особенностями учащихся, руководствуясь общими задачами воспитания.

3. Этот ученый более широко представил назначение методики преподавания истории. Он писал: «Перед методикой стоят задачи исследования закономерностей процесса обучения истории с целью его дальнейшего совершенствования и повышения его эффективности … Методика призвана разработать критерии отбора содержания, исходя из целей  обучения школьников. Опираясь на  критерии, она определяет оптимальное содержание и структуру школьных курсов, соотношение фактов и понятий, а также знания о способах действий, формирующихся в процессе обучения…». Как зовут этого ученого?

4. Согласны ли ВЫ с утверждением? Ответ аргументируйте:

1. Предметом МПИ является изучение взаимодействия преподавания и учения в обучении истории.

2. Объектом исследования МПИ является педагогический процесс.

5.Дать развернутый ответ на поставленный вопрос: Среди западных ученых – методистов весьма распространено мнение о методике как дидактике истории. Одним из авторов, попытавшихся осмыслить данную проблему, является проф. Билефельдского ун-та Йоахим Рольфес (Германия). Он предлагает придерживаться в определении дидактики истории трех аспектов, рассматривая ее как науку об обучении истории, как разновидность исторической науки и как науку об историческом сознании. Согласны ли Вы с такой постановкой вопроса? Вашу позицию объясните.

6. Кому принадлежат эти высказывания?

1.В одной из своих работ она заметила: «Если ученики при изучении не грызут и не долбят учебный материал, а «впадают в лирику», обнаруживают личное отношение к событиям и людям прошлого, впитывают в себя его опыт, эмоционально зажигаются, вступая в диалог с прошлым, они обретают духовную высоту». Эта учительница жила в Ленинграде (СПб), вела огромную методическую работу. Была учителем «от Бога».

2. Один из старейших российских методистов дореволюционной школы писал: «В жизни часто приходится встречать плохих учителей и учительниц; появление последних чаще всего объясняется не тем, что они не знают своего предмета, а главным образом тем, что они не умеют в доступной форме передать свои знания другим, так как недостаточно знакомы с методическими основами сообщения исторического материала учащимся и вообще не вполне овладели методикой предмета».

7.Методика в лицах. Прочитайте тексты (биографические справки) и установите о ком из ученых-методистов идет речь:

1. Более полувека отдал делу просвещения. Трудовую деятельность начал в Кемерово в 1937 г. С 1958 г. и в течение 30 лет заведовал кафедрой методики преподавания истории, обществознания и права МГПИ. 27 его аспирантов защитили кандидатские диссертации. Опубликовал почти 80 научных работ. Его обобщающий труд: «Повышение эффективности обучения истории в средней школе».

2. Свыше двадцати лет преподавал историю в школе. 35 лет был старшим научным сотрудником НИИ содержания и методов обучения АПН СССР. Опубликовал более 150 научных работ. Созданный им учебник по истории Древнего мира выдержал более 20 изданий.

3.Первым среди методистов – историков стал разрабатывать вопросы проблемного обучения, стоял у истоков разработки теории урока истории, ввел в употребление понятие «объекты прочного усвоения».

8. Перечислите виды методических исследований.

9.По какой схеме формулируется гипотеза методического исследования?

10.Сформулируйте условия проведения формирующего эксперимента.

Представленные диагностики в форме тестов позволяют реализовать в проверке академических знаний студентов уровневый подход. Управление процессом академической подготовки предполагает обсуждение и анализ результатов диагностики. Анализ позволяет: конкретизировать цели; дифференцированно подойти к каждому студенту; скорректировать содержание; выбрать набор заданий для самостоятельной работы; спрогнозировать результаты. Получаемая с помощью мониторинга информация  является исходной для принятия адекватных положению дел педагогических и управленческих решений. Учет результатов мониторинговых исследований, проводимых ежегодно, позволит своевременно вскрывать проблемы, негативные факты и упущения  в преподавании и изучении студентами важнейшей дисциплины в их профессиональной подготовке, прогнозировать результаты, разрабатывать и осуществлять меры по совершенствованию процесса изучения теории и методики обучения истории и обществознанию.

__________________________________

1. Горб В.Г. Теоретические основы мониторинга образовательной деятельности// Педагогика. 2003. № 5. С. 10-14.

2. Там же. С. 12-13.

3. См. об этом боле подробно: Качалова Л.П. Мониторинг процесса интеграции психолого-педагогических знаний студентов // Педагогика. 2000. № 9. С. 60-65.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=512    /    Просмотров: 12293

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"