МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
24.04.2005 (06:16)
Версия для печати
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В ВУЗЕ

Алеврас Н.Н., Андреева Т.А., Цаплина Я.В. - "Проект Ахей"

Региональный компонент вузовских программ исторических факультетов Урала чаще всего представлен курсом истории Урала, а иногда и сопровождающей его системой спецкурсов и спецсеминаров. Актуальность региональной истории в подготовке профессионального историка ни у кого не вызывает сомнений. Она определена не только соображениями воспитания патриотических чувств к «малой родине» и удовлетворения естественной любознательности, чего можно достигнуть при обращении к историко-краеведческому материалу. Региональная история, о точнее – региональные истории, с учетом геополитических особенностей «большой» России и специфики ее исторического пути, приобретают принципиальное значение для создания концептуального образа исторического прошлого данной страны в целом и ее народа.

Учебно-методический опыт кафедры истории дореволюционной России ЧелГУ в области организации учебного курса по истории Урала представлен комплексом соответствующих материалов, среди которых: программы основного лекционного курса, спецкурсов и спецсеминаров, тематика практических занятий, как для студентов-историков, так и для студентов неисторических специальностей. Преподавателями кафедры профессор Н.Н. Алеврас и доцент А.И. Конюченко в 2000 г. издано учебное пособие «История Урала XI-XVIII вв.». В настоящее время коллективом кафедры подготовлено к изданию его продолжение – «История Урала в XIX- начале XX вв.».

Разработка информационно-методического комплекса осуществляется в рамках авторской учебной программы, которая имеет, по крайней мере, две стороны. Первая связана с задачами выработки научной концепции уральской истории, вторая – с необходимостью обеспечения студентов методическим комплексом для усвоения материала на профессиональном уровне. Первый круг задач воплощается в лекционной части курса и подкрепляется учебными пособиями. Сложность их решения связана, пожалуй, с распространенным подходом в историко-краеведческих изданиях, в том числе учебного жанра, для которого характерна не внятно прописанная система представлений о специфике, уникальности истории Уральского региона. Нередко в учебной литературе фактический материал концептуально не выразителен, и, в лучшем случае, служит иллюстративным дополнением общей канвы российской истории. Принципиальная позиция преподавателей и разработчиков концептуальной основы регионального компонента в ЧелГУ сводится к попытке решения двойной задачи: представить Уральский регион в контексте российской истории и одновременно создать образ Урала в качестве некоего историко-культурного феномена. Немаловажное значение приобретает проблема характера внутреннего исторического пространства Урала как гетерогенного региона, в пределах которого в разные исторические периоды, а зачастую параллельно, формируются субкультуры различных типов (имеются в виду, например, горнозаводская, казачья, аграрная, городская, этноконфессиональные и др. культуры). В этой же связи серьезной концептуальной и, одновременно, методической, является задача сбалансированного изложения исторического материала относительно всех внутренних  историко-географических и административно-территориальных зон Урала. Этим, на наш взгляд достигается философская основа данного концептуального подхода, а именно: диалектическое соединение полноты, единства и многообразия исторического облика уральского края как выражение многогранных вариаций его исторической жизни.

Формирование научно-исследовательского нарратива уральской истории в ее учебной версии требует обращения к определенным теоретико-методологическим идеям исторического познания. Для  истории Урала периода русского средневековья челябинские авторы лекционных курсов и учебных пособий предпочитают опираться на систему представлений, сложившихся еще в дореволюционной историографии, о колонизационном характере русской истории. На современном этапе развития науки эти идеи вполне могут быть дополнены разработками геополитической и цивилизационной составляющих элементов общей познавательной платформы внутрироссийской регионалистики. С XVIII до начала XX вв. изложение уральской истории  дополняется опорой на теорию модернизации. Практически все аспекты исторической жизни Уральского региона этого периода органически вписываются в модернизационный процесс, переживаемый Россией, но позволяют одновременно уловить специфический образ уральской региональной модернизации.

Основные учебно-методические задачи курса истории Урала сводятся к проблеме информационного обеспечения студентов текстами источников и исследовательских материалов. Своеобразным путеводителем в их поисках, кроме библиотечных каталогов и специальной библиографической литературы, является программа курса (пока существует в рукописи, но готовится к изданию отдельной брошюрой), снабженная списками источников и литературы. Отдельные коллекции источниковых комплексов и фрагментов исторических исследований прилагаются в упомянутых учебных пособиях.

Данная программа занимает особое место в методическом комплексе по региональной истории. Челябинские историки-ураловеды полагают необходимым представить в ней детальное, концептуально выразительное и современное в методологическом отношении изложение основных содержательных позиций курса региональной истории, а также снабдить ее подробной библиографической информацией. Эта позиция становится яснее, если учесть чрезвычайный лаконизм, схематизм и нередко следование традиционным для советской историографии стереотипам подобных программ других вузов (например: Байдин В.И., Ляпин В.А. История Урала. Программа курса. Екатеринбург, 2000. С. 12; Мухин В.В., Шилов А.В. История Урала. Программа курса. Пермь, 2000. С. 23.).

При отборе тем, выносимых на практические занятия, учитываются факторы, определяющие актуальность коллективного обсуждения определенных проблем уральской истории. Тематика занятий, прежде всего, должна быть историографически обоснована наличием спорных проблем, дающим возможность вызвать живой интерес у студентов. Чрезвычайно важным условием является обеспеченность занятий источниками исторической и научной информации. Малотиражность некоторых интересных изданий учебных хрестоматий (см.: Шашков А.Т., Редин Д.А., Ляпин В.А. История Урала с древнейших времен до середины XIX в. Хрестоматия. Екатеринбург, 2002) создает необходимость комплектования источникового фонда собственными силами - путем тиражирования и создания коллекций документов по каждой теме занятий. Традиционные формы проведения занятий (семинар-дискуссия, семинар-конференция и др.) дополняются, в рамках финансовых возможностей, экскурсионными поездками по историческим и памятным местам Урала.

Специальные учебные дисциплины (см.: Алеврас Н.Н. Горнозаводской Урал: проблемы социально-экономического развития в XIX - начале XX века. Программа спецкурса. Челябинск, 2002; Андреева Т.А., Цаплина Я.В. Общественно-политическая и культурная жизнь Урала (вторая половина XIX – начала XX в.). Программа спецсеминара. Челябинск, 2003; Кузнецов В.М. Традиционная культура русского народа в XVIII - начале XX в. Программа курса по выбору. Челябинск, 2003) продолжают и дополняют содержание курса истории Урала. Данные спецкурсы и спецсеминары по региональной истории дают возможность сосредоточить внимание студентов на актуальных проблемах социокультурного развития различных групп уральского населения, что позволяет воспринять местный исторический процесс на уровне локальной истории.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=511    /    Просмотров: 7073

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"