МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
19.04.2005 (04:39)
Версия для печати
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УРГПУ В 2001–2004 ГГ.

Черноухов Э.А. - "Проект Ахей"

Четырехлетний опыт руководства научно-исследовательской работой студентов (НИРС) исторического факультета позволяет подвести некоторые итоги. Это необходимо для определения дальнейшей стратегии и тактики в этом важном для подразделения направлении деятельности. Отчеты о ней регулярно запрашивает руководство университета.

Структурно работа состоит из двух частей: в начале констатируются достижения факультета в области НИРС за последние годы, затем – приводится анализ успехов и недостатков, намечаются некоторые перспективы. При этом вторая часть представляет собой весьма субъективный взгляд автора на рассматриваемые проблемы. Ряд ее положений в определенной мере дискуссионны и возможно потребуют корректировки.

Достижения в области НИРС на истфаке УрГПУ в 2001–2004 гг.

1. В 20-х числах апреля ежегодно проводилась традиционная студенческая научная конференция факультета «Актуальные проблемы исторической науки». На ней заслушивались и обсуждались доклады на пленарном заседании и обычно трех секциях, созданных по тематике исследований трех кафедр факультета.

В 2003 и 2004 гг. конференция в определенной мере имела межвузовский статус. В ее работе приняли участие студенты исторических факультетов Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии (НТГСПА) и Курганского государственного университета (КГУ).

По результатам работы конференции регулярно издавался сборник тезисов лучших докладов. Его название было утверждено на Ученом совете факультета, но затем , по инициативе Б.М. Игошева, изменено с учетом существующих традиций. При этом нумерация издания не менялась.

·       Третий километр. Вып. 1. Екатеринбург, УрГПУ, 2001. 39 с.

·       Третий километр. Вып. 2. Екатеринбург, УрГПУ, 2002. 48 с.

·       Шаг в историческую науку. Вып. 3. Екатеринбург, УрГПУ, 2003. 58 с.

·       Шаг в историческую науку. Вып. 4. Екатеринбург, УрГПУ, 2004. 39 с.

2. Студенты факультета регулярно участвовали в Областном межвузовском конкурсе студенческих научных работ. В 2001/2002 учебном году на него было предоставлено 4, в 2002/2003 г. – 7; 2003/2004 г. – 4; 2004/2005 г. – 2 работы. Аннотации всех работ (за исключением текущего года) опубликованы в трех сборниках «Актуальные проблемы развития гуманитарных наук. Шестой–Восьмой областной конкурс научно-исследовательских работ студентов высших учебных заведений» (УрГПУ, Екатеринбург, 2001–2004).

Три студентки факультета получили поощрительные премии: в 2001/2002  г. – Т.Ю. Фефилова (научный руководитель – доц. З.И. Гузненко), 2002/2003 г. – О.А. Гринева (проф. Г.Е. Корнилов); 2003/2004 г. – Е.А. Зайцева (проф. Г.Е. Корнилов).

В 2002–2004 гг. три студенческие работы факультета (Л.Ю. Фефиловой, И.В. Павлова, Т.А. Шиндиной) были отправлены на Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов в Москву. Однако о его результатах руководство УрГПУ не было извещено. По нашему мнению, подобное отношение организаторов федерального конкурса делает практически бессмысленным дальнейшее участие студентов истфака в этом мероприятии.

3. Студенты факультета достаточно регулярно участвовали в работе студенческих научных и научно-практических конференций различного уровня, проходивших в Екатеринбурге, а также Сибири и городах Свердловской области. Тезисы их работ, в основном археологов, были опубликованы в материалах ряда студенческих научных конференций. Сведения о них есть в различных отчетных документах, подготовленных автором.

22 апреля 2004 г. 6 студентов факультета приняли участие в межвузовской студенческой научной конференции «История. Право. Образование», организованной НТГСПА. Трое из них (Михалев, Саитова, Шиндина) заняли призовые места по секциям. Факультет получил благодарственное письмо за активное участие в конференции и высокое качество предоставленных докладов.

4. Лучшие студенты факультета участвовали в традиционных Всероссийских историко-педагогических чтениях, проводимых на факультете в последнюю неделю марта. Тезисы их выступлений были опубликованы в материалах чтений: 2001 г. тезисы Рау, Фефиловой, Хвостовой, Храбровой, Шабалина и Бондаренко; 2002 г. – Приходько, Сухих и Шабалина; 2003 г. – Павлова. По нашему мнению, здесь вполне оправданным был опыт доцента Н.Н. Баженовой в создании совместных работ студента и научного руководителя.

5. В последние годы, под общим руководством доцента Н.Н. Баженовой, на факультете регулярно проводятся различные студенческие исторические олимпиады и конкурсы по актуальной тематике.

Анализ НИРС на истфаке УрГПУ в 2001–2004 гг.

Объективный взгляд на результаты НИРС на истфаке УрГПУ в последнее пятилетие позволяет достаточно четко выделить два периода. Первый из них (2001–2002 гг.) характеризовался значительным ростом, второй (с 2003/2004 учебного года) – явным спадом интереса студентов факультета к научно-исследовательской работе.

1. В результате утверждения этой негативной тенденции количество участников факультетского сборника «Шаг в историческую науку» сократилось с 18 в 2002 г. до 11 в 2003 г. (это без иногородних участников). Следует учитывать, что никакого реального отбора тезисов не проводилось, а сборник приобрел определенную известность на факультете, в том числе в силу регулярности издания и чисто символических затрат авторов на публикацию.

2. В 2002 г. на областной межвузовский конкурс были сданы 7 работ студентов факультета, в 2003 г. – 4, а в 2004 г. – только 2. И это притом, что в 2002 и 2003 г. все его участники получили денежные премии в размере стипендии, независимо от результата. В факультетских Историко-педагогических чтениях в последние годы студенты также практически не участвуют.

Причины подобного существенного спада, по нашему мнению, следует рассматривать в комплексе. Назовем две самые очевидные.

1. Приходит дальнейшее падение престижа научной деятельности среди студенческой молодежи (низкие зарплаты, нестабильность в условиях масштабного реформирования последних лет и т.п.). В результате многие перспективные в научном плане студенты факультета, как в ходе обучения, так и после его завершения, выбирали более материально привлекательные сферы деятельности.

2. Отсутствует реальная заинтересованность большинства преподавателей факультета в кропотливой научной работе со своими перспективными в научном плане студентами. Эта деятельность требует существенных временных затрат (неоднократная правка текстов, написание аннотаций и характеристик и т.п.), но не приносит никаких материальных «дивидендов».

Так, как четко видно по опыту последних трех лет, на областном конкурсе студенческих научных работ факультет реально может рассчитывать только на одну поощрительную премию (ее получает и научный руководитель). Как одно из следствий, за 2001–2004 гг. среди преподавателей истфака более одной работы на конкурс подготовили только Э.А. Черноухов (4 работы), Г.Е. Корнилов (3 работы), Б.А. Сутырин, В.Н. Земцов и Г.И. Кругликова (по 2). Сам автор в настоящее время , при сохранении существующего порядка «распределения» наград, практически не видит дальнейших перспектив участия своих студентов в этом конкурсе.

Регулярно публиковались в факультетских сборниках «Шаг в историческую науку» («Третий километр») только студенты Г.И. Кругликовой (19 работ), Г.Е. Корнилова (12), Н.Н. Баженовой (7) и Э.А. Черноухова (5). В четвертом выпуске сборника секция «Всеобщая история» свелась к 4 работам студентов Г.И. Кругликовой, а «Теория, методология и методика исторического образования» – одним тезисам студентки из Нижнего Тагила. В настоящее время автор не видит дальнейшего смысла публиковать эти сборники в подобном формате.

По нашему мнению, подобная ситуация типична и для большинства других исторических факультетов региона. При этом сам автор не снимает с себя определенной вины за четко наметившиеся негативные тенденции в этом направлении. Возможно, кто-нибудь из других преподавателей сможет придать новый импульс НИРС на историческом факультете УрГПУ.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=507    /    Просмотров: 6309

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"