МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
15.04.2005 (10:35)
Версия для печати
КУРС ИСТОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ В СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ

Блохин В.С. - "Проект Ахей"

Современное общество является свидетелем процесса возобновления развития России в общеевропейском мировом русле, что сопровождается утверждением либерализма, рыночной экономики, демократии, гражданского общества, - ценностей, сформировавшихся на Западе в период Нового времени (1). Если, наряду с  данным обстоятельством учитывать важность понимания мира как единого целого и понимания места Новой истории в развитии человечества в целом, то мы получим ключевые мотивы актуальности изучения курса Новой истории в общеобразовательной школе.

                В условиях ситуации «полифоничности» учебников по Новой истории для общеобразовательной школы, имеющихся в настоящее время, проведем краткий анализ некоторых из них, который бы показал разнообразие подходов авторов к данному курсу. В качестве объекта анализа мы выбрали пять учебников для 8 класса, охватывающих второй период Новой истории, включенных в федеральный перечень учебных изданий на 2004 – 2005 гг. и наиболее часто используемых в общеобразовательных школах.

                Учебник Е. Н. Захаровой охватывает материал, освещающий столетнюю эпоху от Венского конгресса (1814 – 1815) до начала Первой мировой войны (1914) (2). В основе  учебника лежит современная концепция  школьного исторического образования, цель которого заключается в формировании исторического сознания учащихся, в котором присутствует единство полноценных знаний и  образных представлений  о прошлом. Автор в равной степени затрагивает вопросы, связанные с экономическим и политическим развитием зарубежных стран, внешнеполитической и международной динамикой, идейно-политическими и культурными процессами, происходившими в странах Запада и Востока в XIX столетии. Книга содержит богатый фактический и иллюстративный материал, что облегчает учащимся работу с учебником. Для удобства работы учителю и учащимся автор предлагает схемы, таблицы, которые систематизируют, упорядочивают материал. Например, схема ограниченной монархии (конституционной и парламентской) (с. 14), динамика политического развития Франции в 1815 – 1830 гг. (с. 77). Обстоятельный методический аппарат, разнообразные и разноуровневые задания позволяют учителю организовать самостоятельную работу школьников как на уроке, так и дома.

Учебник, написанный коллективом авторов А. Я. Юдовской, П. А. Барановым и Л. М. Ванюшкиной, в определенной степени наследует материал учебника по новой истории, подготовленного еще в начале 1990-х гг. А. Я. Юдовской совместно с В. О. Пунским (3).

                Материал в учебнике расположен и интерпретирован вполне традиционно: основное внимание уделено экономическому и политическому развитию стран Запада и Востока во второй период Нового времени, включающий  XIX век и начало ХХ столетия, в т. ч. Первую мировую войну. В то же время учебник написан с учетом новых концепций и основан на цивилизационных принципах. Историческое развитие отдельных стран рассматривается как единый процесс. Методический аппарат по сравнению с прошлыми изданиями данных авторов усовершенствован: вопросы отличаются различной степенью сложности, помогают учащимся глубже проникнуть в сущность изучаемой темы, вопроса, проблематики. С другой стороны, представляется, что некоторые вопросы слишком трудны, могут быть непонятны восьмикласснику, да и сам материал  по истории зарубежных стран XIX в. оказывается сложен для усвоения (например, параграф 10 – 11, посвященный революциям 1848 – 1849 гг. в Европе; параграф 16 «Франция: Третья республика»). В учебнике отсутствуют схемы или наглядные таблицы, которые могли бы облегчить школьникам процесс изучения материала в классе и помочь при подготовке к уроку дома, при выполнении домашнего задания.

                Несомненным достоинством учебника С. Н. Бурина является то, что в учебнике учтены последние достижения русской и зарубежной исторической науки (4). Развитие стран Европы, Америки, Азии и Африки в 1815 – 1918 гг.  представлено как единый цивилизационный процесс. На основании этого данный учебник выглядит несколько сложнее по сравнению с учебниками новой истории второго периода, написанными другими  авторами. Усложненность видится прежде всего в изложении материала и отборе фактов для изучения. В то же время погружение школьника в широкий исторический контекст способствует повышению мотивации ученика, может содействовать стремлению к углубленному изучению истории. Учитель может преодолеть  эту сложность, используя метод доступного изложения, объяснения материала. Предложенные автором познавательные задания способствуют превращению процесса обучения в диалоговый, коммуникативный процесс.

                В учебнике, написанном тем же автором вместе с В.А. Ведюшкиным, удачно освещены вопросы политического и дипломатического развития, экономики и культуры второго периода Нового времени (5).  Перед взорами восьмиклассников история предстает как единый, взаимосвязанный процесс, для которого, наряду с великими открытиями, войнами, социальными преобразованиями и революционными движениями была характерна и повседневная жизнь  с ее тревогами и заботами, надеждами и радостями (см. например, параграф 12 «Борьба за объединение Италии», параграф 27 «Мир человека индустриальной цивилизации»). Учебник написан понятным языком, содержание исторического материала вполне доступно учащимся 8 класса. Для повышения интереса к предмету и к изучаемым на уроках проблемам авторы используют красочное цветное  оформление. Вопросы и задания после параграфов носят познавательный, творческий характер. Вопросы нацелены главным образом на проверку степени усвоения материала (репродуктивный уровень), а задания содержат выдержки из документов, высказывания, проблемные вопросы. Например, после параграфа 15 «Гражданская война в США» задания предлагают учащимся подумать над тремя высказываниями, авторами которых являются Дж. Браун  - предводитель восстания, писательница М. Митчелл (цитата из романа «Унесенные ветром») и вице-президент рабовладельческой Конфедерации А. Стефенс.

                В заключение особо отметим учебник А. В. Ревякина, который является частью нового комплекта учебников, подготовленных совместно с Институтом всеобщей истории Российской академии наук и выпускаемых под редакцией директора института, известного ученого-историка, академика РАН А. О. Чубарьяна (6). В основу учебника, как и в основу других учебников этой линии, положены последние научные достижения и сравнительно-исторический подход. Историческое развитие отдельных стран рассматривается как единый процесс. Освещены главные направления социально-экономического и общественно-политического развития стран Европы, Азии, Америки и Африки. Большое внимание уделено вопросам культуры и быта. Даны портреты крупнейших исторических деятелей (например, Ш-М. Талейрана (с. 31), У. Гладстона (с. 204). Р. Кобдена (с. 75 и др.)). Примечательно, что в учебнике автор вводит такие исторические фигуры как П. Шафарик, Ф. Палацкий (с. 101), римский папа Пий IX (с. 169), Л. Каравелов (с. 282) – речь о них,  как правило, не идет в обычных учебниках, где присутствуют только «хрестоматийные» личности. В конце учебника приведена хронологическая цепочка основных событий зарубежной истории XIX столетия, описаны основные итоги XIX века (своеобразное резюме курса), предлагается словарь терминов и понятий, дан список произведений художественной литературы, отражающих события зарубежной истории XIX столетия (по главам учебника). Безусловно, что за счет названных выше достоинств данный учебник имеет большое преимущество перед другими учебниками при изучении и при выборе его учителями для преподавания Новой истории в 8 классе.

_________________________________

1.     Грибов В. С. Как изучать в школе историю нового времени // Открытая школа. 2003. № 5. С. 43.

2.     Захарова Е. Н. Новая история: Мир в  XIX – начале ХХ века. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. М., 2002. С. 248.

3.     Юдовская А. Я. и др. Новая история, 1800 – 1918: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. М., 1998. С. 304.

4.     Бурин С. Н. Новая история. 1815 – 1918: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М., 2000. С.320.

5.     Ведюшкин В. А., Бурин С. Н. Новая история зарубежных стран. В 2 ч. Ч. II: Конец XVIII – начало ХХ века: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М., 2000. С.304.

6.     Ревякин А. В. Новая история, 1800 – 1900: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. М., 2003. С.334.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=505    /    Просмотров: 9205

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"