МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
15.04.2005 (08:37)
Версия для печати
МОНИТОРИНГ В СФЕРЕ ИДЕОЛОГИИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Терентьев А.Е. - "Проект Ахей"

Одно из определений мониторинга - научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и представления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений (1).

Сознание масс, преобладающие идеологические установки, на наш взгляд – важнейшая социальная информация, оказывающая мощное влияние на все иные сферы социальной жизни. Пытаясь разобраться в новых идейных течениях, характеризующих наступление постиндустриальной, информационной эры, возможно выделить из множества идей и идеологических построений сле­дующие действительно значимые, крупные и универсальные едиологемы последних десятилетий. По мнению профессора Борсюк В.И. - это:

- идея идентичности (схожести, тождественности, близости), опирающаяся на принцип культуросообразности, дающая начало новым подходам к анализу социальной  действительности, позволяющая оценивать состоятельность общественно-политических явлений и процессов;

- идеология глобализма (интеграционализма), в основном верно отражающая стремление человека и человечества к интеграции, но уже находящаяся в конфликтном противостоянии не только с различными вариантами идеологии антиглобализма, но и с очевидной тенденцией к сохранению национально-культурной самобытности отдельных стран и социальных групп;

- формирующаяся идеология панисламизма, грозящая новым мировым противостоянием, в перспективе способная стать идейной основой международного терроризма (2).

Можно полемизировать по поводу достаточности названных течений. Но бесспорна их необходимость. Ни одно из перечисленных идеологических направлений не привязано ни в какой степени к какому-либо государственному или социально-классовому образованию. Идеологии постиндустриальной эры надклассовы и наднациональны. И в этом их качественная новизна. Они вос­требованы не только конкретным социальным заказчиком, но и тенденциями глобального развития, потребностью в самоосознании и самопознании стремительно трансформирующегося и интегрирующегося мира.

Идеи идентичности и глобализма, не только взаимно противоречат друг другу, но и взаимно питают друг друга новациями. Они представляются наиболее плодотворными для перспективы современности, способными не только адекватно воспринимать сложности интегрирующегося мира, но и прогнозировать его вероятностное развитие.

Идея идентичности обладает разветвленными, познавательными и прогностическими возможностями, способностью методологически питать  иные дисциплины. Глобализм воспринимается некоторыми аналитиками более как определенная прагматическая доктрина на перспективу, чем жестко фиксированная идеология. Однако то обстоятельство, что ему уже брошен вызов в виде антиглобализма, а также в виде нацио­нально-культурного традиционализма, предполагает мощную как по глубине, так и по размаху дискуссию по поводу перспектив глобализма.

      Для системы образования России глобализм уже сегодня оборачивается так называемым Болонским процессом. Трудно и не нужно искать аргументы против идеи объединения образовательного пространства, но почему это объединение должно происходить по правилам Европы? Российская система образования, несмотря на все ее недостатки, по-прежнему обеспечивает присутствие наших учащихся среди призеров международных олимпиад. По количеству медалей с российскими школьниками могут поспорить только их коллеги из Америки и Китая, но не Европы!

      В любом случае, мы должны учитывать, что идейные воззрения, преобладающие в современном мире, не могут не оказывать влияние на содержание и организацию педагогического процесса в целом и историко-педагогического – в частности. Какова дальнейшая судьба тех или иных теорий? Если не подвергать длительному мониторингу процесс их генезиса, то научного прогноза не стоит и ожидать. Учитывая особенности информационного мира и, в частности, высокую вероятность того, что развитие информационных технологий приведет к виртуализации общения, идентификационные потребности личности могут оказаться слабовостребованными. В этом случае слабовостребованными окажутся и идейно-идеологические концепты, что будет означать очередной кризис идеологий (3).

Россия вольно или невольно вписывется в единое мировое идейно-идеологическое пространство. Стремительная и кардинальная эволюция ее ценностной системы и идейно-политических принципов ставит ряд вопросов о характере и последствиях произошедших перемен. Остановимся лишь на некоторых аспектах означенной проблемы. Представляется, что в результате произошедших перемен Россия перестала претендовать на роль «мессии коммунизма», (хотя сама коммунистическая идея неистребима), противополагать свои идеологические концепции классового противостояния идейным и идеологическим принципам других стран.

Главное состоит в том, что в результате демократического обновления страны произошел принципиальный, качественный переход от системы официальной государственной идеологии к реальной системе ценностей, реальной идентичности и реальным идеологическим концептам, настоящего времени (4). Складывающаяся сегодня система все еще неустойчива, поскольку традиционные идеологемы далеко не изжиты, а новые, во многом, только провозглашены. Отсюда трудности в самоидентификации, в определении содержания идейного багажа, с которым человек войдет в новое будущее России и в новую систему взаимоотношений с остальным миром. Складывается новое для России (традиционное для Европы) гражданское восприятие личности и социума. Именно историко-педагогическое образование может и должно взять на себя миссию когнитивной и аксеологической подготовки личности к  новому восприятию себя, страны и мира.  

________________________

1.        Ильенкова С. Д. и др.  Социальный менеджмент.   М., 1998. С. 271.

2.        Борисюк В.И. Основные идеи и идеологии постиндустриального общества: особенности эволюции в информационном мире // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. №4. С. 7.          

3.        Бауман 3. Индивидуализированное обще­ство. М., 2002. С. 16.

4.        Трансформация идентификационных струк­тур в современной России. М., 2001.С. 24-25.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=502    /    Просмотров: 5530

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"