МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
11.04.2005 (08:29)
Версия для печати
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ: ПОНЯТИЕ, ЭТАПЫ

Протасова И.А. - "Проект Ахей"

«Школа вне политики» - это принцип, который был положенный в основу проекта реформы школьного образования, разработанного в 1915 – 1916 гг. комиссией под руководством графа П.Г. Игнатьева. Он был поддержан широкой педагогической общественностью страны, выразившей тем самым отрицательное отношение к вовлечению молодежи в политическую жизнь и полагавшей, что по своей сущности педагогический процесс «должен оставаться чуждым какой-либо партийности» (П.Ф. Каптерев). Данная тенденция к деполитизации школьного образования, не получив своего развития  в практике работы советской школы, нашла воплощение в современной российской действительности. Отказ от монополии госу-дарственно-партийной идеологии в преподавании историко-общество-ведческих дисциплин в школе (1) привел к радикальным изменениям не только в педагогическом процессе, но и в самом механизме политической социализации, направленной ранее, в соответствии с социальным заказом советского государства на формирование личности, политически грамотной, активно участвующей в общественной жизни страны, наделенной политической культурой, отвечающей ценностям и нормам советского общества.

В современной России прежняя система политической социализации перестала функционировать вследствие дискредитации господствовавшей системы ценностей и потерей действенности функционирования ведущих механизмов, обеспечивавших успешность процесса социализации.

Адаптация зарубежного опыта к российским традициям в значительной степени облегчает процесс формирования и освоения новой модели политической социализации как процесса «вступления» личности в политику путем выработки политических представлений, ориентаций и установок, приобретения навыков политического участия, формирования  политической культуры (2). Значимость политической социализации в демократическом обществе обусловлена тем, что при ее нормальном протекании в социуме обеспечивается преемственность в передаче от поколения к поколению политических установок и ценностных ориентаций; осуществляется подготовка к реализации прав и обязанностей гражданина, к вхождению человека в общественно-политическую жизнь общества. Тем самым гарантируется политическая стабильность, устойчивость и равновесие политической системы. Немаловажная роль в этом процессе отводится школе как одному из важнейших факторов (агентов) институциональной политической социализации личности.

В отечественной науке проблемы политической социализации до недавнего времени рассматривались в основном в ракурсе политического воспитания, политической учебы и образования. Несмотря на идеологическую направленность данных исследований, в них содержится представляющий определенную научную значимость социологический анализ различных аспектов проблем социализации. В работах В.Г.Байковой, Н.М.Блинова, В.П. Васильева, Д.М. Гилязитдинова, П.В. Позднякова, Ф.Э. Шереги, А.И. Яковлева и др. политическая социализация понимается как процесс активного включения человека в систему политической деятельности и политических отношений, освоения накопленного политического опыта, закрепленного в политической культуре общества (3). В зарубежных исследованиях термин «политическая социализация» возник по аналогии с понятием «социализация», введенным в научный оборот американским социологом Ф. Гиддингсом. Проблеме социальной и политической адаптации человека, восприятием им традиций и ценностей общества уделялось в западной социологии, начиная с 1920-х гг., повышенное внимание, однако первая работа, посвященная политической социализации как общественному феномену, появилась лишь в 1959 г. (Г. Хаймен «Политическая социализация»), положив начало исследованиям, связанным с описанием процесса включения личности в политику. В конце 1950 гг. в западной политологической науке сложилось ряд теорий политической социализации, при построении которых авторы заимствовали разработанные социологами и психологами модели личности, а также их представления о механизмах воздействия социальных норм и ценностей на человека. Основные концепции политической социализации непосредственно связаны как с позитивистскими, так и антропологическими концепциям, по-разному понимающими механизм вхождения человека в политику. Классическая теория политической социализации (Д. Истон, Л.Коэн, Р. Паркер) трактовала ее как процесс обучения человека специальным ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере политики. Э. Эриксон, Э. Фромм, работавшие в русле психоанализа,  главное внимание уделяли исследованию бессознательных мотивов политической деятельности, понимая политическую социализацию как скрытый процесс политизации человеческих чувств и представлений. Политическая социализация рассматривалась также как аккультурация (т.е. освоение человеком новых для себя ценностей), при этом на первый план выдвигались внутриличностные, психологические механизмы формирования политического сознания и поведения людей. Несмотря на различия в подходах, большинство западных исследователей все же сходится в том, что важнейшей функцией политической социализации является достижение личностью умений ориентироваться в политическом пространстве (4).

Английский политолог Д. Каванах, выявив многообразие подходов в понимании феномена социализации, отмечает, что она рассматривается и как процесс политического воспитания, включающий в себя распространение информации о политической системе и обучение гражданственности; и как процесс включения в определенную роль; и как развивающийся процесс, предполагающий приобретение политических убеждений и ориентаций на протяжении всей жизни индивида (5).

В современной отечественной и зарубежной науке достаточно большое количество приверженцев имеет теория ролевой социализации личности, позволяющая соединить достоинства макро- и микроподходов в анализе общественных явлений, раскрыть механизм вовлечения личности в политику. Под социализацией ее представители понимают «освоение реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли» (Т. Парсонс), однако само понятие роли трактуется ими весьма специфично. В частности, Р. Липтон сравнивает культурные ценности, лежащие в основе ролевых предписаний, с набором готовой одежды, формирующей внешний облик человека и ограничивающей выбор альтернатив поведения весьма незначительными модификациями. Политический процесс ассоциируется разработчиками данной теории с игрой, в которую играют «серьезные люди», что обеспечивает условия их стабильной жизни, а отказ от соблюдения правил может привести к политическим срывам, к дестабилизации системы. Причины сбоев политического механизма видятся в том, что участники недостаточно хорошо знают свои роли. Поэтому процесс политической социализации и должен быть направлен на тренировку в исполнении политических ролей, рассматриваемых в социологическом и социально-психологическом аспектах. Социологический аспект роли связывается с пониманием того, что политическая система может эффективно функционировать только тогда, когда все участники процесса согласны между собой относительно распределения ролей; ее социально-психологический аспект предполагает субъективное восприятие роли как самим исполнителем, так и окружающими его людьми. При рассмотрении данного ее аспекта представители ролевой теории обратились к работам символических интеракционистов (Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид, Г. Блумер). Для них человек – это личность, активно формирующая свое поведение (6), взаимодействующая со всей совокупностью социальных явлений (7).

Современная отечественная политология не только не отрицает значения понятия роли для исследования поведения личности, ее социализации, но и развивает ролевую концепцию применительно к обществу в целом и политической системе в частности. Так, С.В. Решетников и др. под политической социализацией понимают совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности (8). При этом отмечается, что политическая роль может быть лишь одним из принципов  объяснения политического поведения человека, но его недостаточно, а социализация не может быть сведена только к адаптации и интернализации этих ролей. Понятие «политическая социализация» употребляется для обозначения процесса политического созревания индивида, формирования его политического «я», собственных политических ориентаций (9).

В процессе ролевой социализации личности ряд авторов выделяет три основных этапа на основе отношения ее к политическому процессу (личное участие или неучастие). «Допартиципаторный» этап (антиципативная социализация) охватывает период дошкольной фазы дотрудовой стадии общей социализации и частично фазу школьного обучения. На этом этапе индивид, стихийно взаимодействуя со своим социальным окружением, неосознанно, некритически (с помощью импринтинга) осваивает те нормы и ценности, которые он видит в семье, в ближайшем микросоциуме. Лица, входящие в это окружение (агенты социализации), воспринимаются им как исполнители определенных ролей (10). Это период первичной политической социализации, когда закладываются основы  политической культуры личности. В рамках этого этапа американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис выделяют четыре стадии: «политизации», когда дети усваивают, что кроме взрослых в школе и дома есть внешняя власть; «персонализации», связанной с осознанием детьми политической власти через символизирующие ее политические фигуры,  «идеализации» как приписывания политическому деятелю исключительно положительных качеств и «институциализации», когда происходит поворот в сознании детей к более безличному, деперсонифицированному представлению о власти (11). Первичная социализация характеризует первоначальное (обычно с 3- 5 лет) восприятие человеком политических категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политической жизни. Особую роль на этом этапе играет семья. П. Бергер и Т. Лукман отмечают, что первичная социализация, которая протекает в семье, наиболее значима для индивида, благодаря ей он становится полноценным членом общества (12). В качестве определяющего фактора, влияющего на формирование политических установок личности в семье, Ф.М. Бурлацкий и А.А. Галкин  называют социальный статус семьи, ее социальное положение (13).

Представители психологического когнитивизма Ж. Пиаже и Г. Яхода пришли к выводу, что в зависимости от воздействия различных факторов, созревание политического сознания личности может быть ускорено или замедлено. Особое внимание ими уделяется школе – институту, являющемуся формальной институциональной структурой, призванной служить для подготовки членов общества к новым социальным ролям (14). Ведущее место в формировании политического сознания отводится ими учителям, система отбора и подготовки которых на Западе направлена на то, чтобы осуществлять управление политической социализацией личности (15).

Второй этап – «партиципаторный» – начинается еще на дотрудовой стадии общей социализации и охватывает несколько циклов человеческой жизни. 18 лет считается во многих обществах рубежом в процессе политической социализации индивида; к этому периоду не только заканчивается его гражданское становление, он приобретает все права и обязанности, которые вытекают из его положения как «политического человека» (16). Начало третьего этапа – «поспартиципаторного» - у разных индивидов может значительно отличаться. Продолжающаяся на протяжении всей жизни социализация не оказывает серьезного влияния на трансформацию базовых ценностей, сложившихся в ранние периоды жизни индивида (17).

____________________________________________

1.                   О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в обществоведческих учреждениях. Решение коллегии МО РФ от 28.12. 94 г.  № 24/1 // Справочник преподавателя общественных дисциплин. М., 1998. С. 22-23.

2.                   Политология. / Под ред. С.В.Решетникова. Минск, 1999.  С. 389.

3.                                        Ерышев А.А., Ребкало В.А.Политическая культура личности. Киев, 1985. С.34-35.

4.                   Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2000. С. 324-325.

5.                   Савельев В.Л., Фарукшин М.Х. Несостоятельность буржуазных концепций политической культуры социализма. Киев, 1986. С.109-110.

6.                   Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. Ю.Г.Волкова. М., 2003. С.76-77. 

7.                   Шестопал Е.Б. Личность и политика: Критический очерк современных западных концепций политической социализации. М., 1988. С. 26.

8.                   Политология. С. 389.

9.                   Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 98-99.  

10.                Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М., 1997. С.53.

11.                Шестопал Е.Б. Указ соч. С.188.

12.                Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.,1995. С.212-213.

13.                Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан: Очерки политической социологии капитализма. М., 1985. С. 242.

14.                Мудрик А.В.Указ соч. С 57.

15.                Шестопал Е.Б. Указ соч. С. 131.  

16.                Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. М., 1998. С. 256-257. 

17.                Панарин А.С., Василенко И.А. Политология. М., 2003. С. 189



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=498    /    Просмотров: 16406

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"