МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
04.04.2005 (07:40)
Версия для печати
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КНИЖНОЙ СЕРИИ «УРАЛ: ИСТОРИЯ В ЛИКАХ ГОРОДОВ»

Огоновская И.С. - "Проект Ахей"

Обращение к истории и культуре  народов мира, российского народа – один из путей включения подрастающего поколения в контекст всеобщей и отечественной истории, приобщения его к образцам мировой, отечественной, региональной культуры, формирования активной позиции созидателя и творца культурно-исторических ценностей. Проникновение в мир прошлого, взаимосвязь поколений помогает молодым составлять свои представления о мире, определяет их мироощущение и мировоззрение, оказывает решительное воздействие на их социальное взросление. Без преемственности с предыдущим поколением человек не сможет выступить в роли активного социального субъекта. «История выносит Человека  из малых и тесных пределов собственного существования. Ты перестаешь быть случайным гостем мироздания, а становишься – звеном великой цепи. Пробуждается осознание собственной ценности, а с ним ответственность за окружающее, за доверенное тебе время» (Юрий Нагибин).

Обращение к истории и культуре мира, России, уральского края социально и ценностно значимо, ибо:

- способствует социализация личности и социальной адаптация  учащегося к социокультурным условиям среды, приобщает  человека к культуре, в процессе чего социальное содержание становится индивидуальным, происходит становление человека как субъекта жизнедеятельности и культуротворчества;

- решает воспитательные задачи, расширяет информационное пространство учащихся; 

- приобщает учащихся к комплексной интеллектуальной, эмоциональной и познавательной деятельности (работа с вещественными и письменными  источниками, картами, научной литературой, участие в археологических, археографических, этнографических экспедициях, посещение музеев, подготовка сообщений, рефератов, участие в научных конференциях и др.);

- приобщает учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, к национальной культуре, что предполагает уважение к предкам, культурным ценностям, каждому человеку в отдельности и целым народам;

- позволяет каждому молодому человеку осознать личную ответственность за судьбу своей семьи, города, края, страны на основе понимания значимости общественно-полезной преобразующей деятельности.

                В условиях переходного периода, когда размыты многие  нравственные идеалы, когда призывы к гражданственности и патриотизму не воспринимаются молодыми людьми, когда отношение к истории собственного народа, мягко говоря, равнодушное, огромную роль должно играть обращение к истории и культуре региона, в котором живет молодой человек, так это:

- позволяет ему понять историю России через судьбы родных и близких людей, прожить и прочувствовать  эту историю, совершенно по-другому взглянуть на своих предков, проживших непростую и неспокойную жизнь;

- дает возможность видеть перспективы региона (экономические, социально-политические, культурные, национально-этнические), с которым выпускник может (или не может) связать свою судьбу;

- дает  представления об особенностях исторического развития региона и образе жизни уральцев, о трудовых традициях,  праздниках, играх,  духовно-нравственных святынях Урала, что становится основой для приобщения подрастающего поколения к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям;

- помогает представить историю родного края  в контексте отечественной и мировой истории, увидеть ее не только как  дополнение, иллюстрацию  к национальной и всеобщей истории, а  как  историю региона, взаимодействующего со всеми районами земного шара и имеющего много общего с другими государствами и народами.

Культура памяти  становится все более явной и необходимой чертой истинного современного мироощущения. Жизнь и деяния предков, понятые во всей противоречивости и диалектической сложности, крепят веру и порождают действительный оптимизм, а не его идеологический эрзац. Память о прошлом у подрастающего поколения следует развивать «и вширь, и вглубь» (Д.С. Лихачев).

Измерителем исторической памяти является не только насыщенность ее фактами и датами. Прежде всего – это внутренняя связь человека с прошлым, с настоящим, будущим, которая  появляется при изучении истории своего рода, дома, города, страны, при приобщении к вещественным богатствам музеев,  знакомстве с хорошей исторической книгой. О целой серии таких книг и пойдет речь далее.

Серия книг «Урал: история в ликах городов» (Издательский дом «Сократ») выходит в рамках губернаторской программы «Возрождение уральских городов». Серия рассказывает о прошлом и настоящем уральских городов, подчеркивает своеобразие каждого из них, показывает место каждого уральского города в судьбе России. Регулярно пополняющаяся серия книг выходит благодаря усилиям многих людей, но ее идейными вдохновителями являются три человека: министр общего и профессионального образования Свердловской области В.В. Нестеров, редактор серии Е.С. Зашихин, координатор серии Ю.А. Горбунов.

Издания адресованы школьникам старших классов, педагогам, краеведам, а также всем, кто любит Урал, интересуется его историей, работает на его будущее. Из запланированных 15 книг этой серии в 2000 – 2004 гг. выпущены 9 книг. Среди них такие, как «На государевой дороге» (Пелым, Верхотурье, Туринск, Туринская Слобода) (2000), «Демидовские гнезда» (Невьянск, Верхний Тагил, Нижний Тагил), «Малахитовая провинция» (Арамиль, Полевской, Сысерть, Дегтярск) (2001), «Уездные столицы» (Ирбит, Алапаевск, Камышлов, Красноуфимск), «Кто в имени твоем» (Артемовский, Карпинск, Богданович, Серов) (2002), «Наследники Икара» (Каменск-Уральский, Краснотурьинск, Североуральск, Михайловск), «Крестьянский сарафан Малахитницы» (Байкалово, Пышма, Тугулым, Белоярский, Ачит) (2003), «Медное платье Урала» (Верхняя Пышма, Ревда, Кировград, Красноуральск) (2004).

Книги поступили во все библиотеки общеобразовательных учреждений Свердловской области и могут (должны) быть активно использованы в образовательном процессе.

Что можно отнести к достоинствам этой серии?

Конечно, прежде всего, интегративное содержание всех книг, органичное переплетение в представленных сюжетах из уральской истории культурно-исторической, природно-географической, биографической, источниковой линий, позволяющих школьникам не только дополнить свои знания о географии, истории края, но и развить навыки исследовательской деятельности.

С точки зрения предметной книги включает солидный  исторический материал, дополняющий школьные исторические курсы (общероссийские и региональные). Здесь представлены:

- историко-географические сведения (местонахождение городов, торговые пути на Урале, природно-климатические условия);

- описание взаимоотношений уральских народов с другими народами и регионами (с кем торговали, чем торговали);

- сведения об археологические памятники Урала (Эсский могильник близ Югорска и др.);

-  биографии знаменитых людей  (Ермак, В.Н. Татищев, И.И. Ползунов, М.П. Малахов, представители уральского купечества: Расторгуевы – Харитоновы, Агафуровы, Железновы; уральские предприниматели – Строгановы, Демидовы, Покровские-Козелл, Турчаниновы; политические деятели, оказавшие в различное время на Урале – Бирон, Миних и др.; ссыльные декабристы и др.);

-                     история повседневности (жизнь и быт различных слоев населения Урала: рабочего люда, купечества, дворянства, военных чинов, чиновников и др.);

-          исторические зарисовки из времени пугачевского восстания, восстания декабристов;

-          описания приездов в Екатеринбург царствующих особ (в частности Александра I), ученых и путешественников (Гмелин, Гумбольт, Менделеев, Паллас, Пржевальский и др.);

-          материалы о деятельности уральских железоделательных заводов, рудников, гранильной фабрики и т.д.

Приведенные на полях дополнительные сведения из отечественной истории позволяют читателю видеть связующие нити Урала и России на протяжении всей истории края, помогают учащимся сориентироваться в историческом материале.

Издание интересно и тем, что создает стимулы для обращения к дополнительным историческим источникам, исторической, художественной литературе. Авторы ряда очерков делают ссылки на такую литературу, кроме того, в качестве приложения к основному содержанию книг предложены достаточно редкие произведения И. Акулова, Н. Коржавина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.А. Бахтиарова, А. Егорова-Шторма и др. В совокупности с другими материалами эти приложения позволяют читателю значительно расширить рамки историко-культурного кругозора.

Городов на Урале много, но нет одинаковых. Каждый из них не похож на другой. Очерки, собранные в книги, позволяют каждому читателю увидеть «лицо»  названных городов, понять и осмыслить роль каждого из них в уральской и отечественной истории как в прошлом, так и в настоящем.

Авторами большинства очерков являются уральские краеведы, что делает эти очерки и научными, и литературными, легко читающимися. Журналистский опыт большинства авторов помогает им в кратком очерке изложить самое главное, значимое в жизни того или иного поселка, города или деревни. Профессиональные историки, конечно, отмечают ряд неточностей в изложении исторического материала, но это нисколько не умаляет достоинств изданий, ибо все-таки гораздо важнее воспитательный потенциал таких изданий. Книги имеют огромное воспитательное значение, так как их содержание выводит читателя на размышления об исторической памяти человечества, экологических проблемах прошлого и настоящего, о судьбах талантливых людей в России, о конъюнктуре в искусстве и литературе. Авторы поднимают проблемы взаимоотношений художника, ученого  и власти, проблему служения Отечеству. Сквозной линией книг является мысль о значимости труда в жизни человека любого сословия. Авторы говорят и о героизме уральцев советской эпохи.

Книги хорошо иллюстрированы и достаточно точно передают колорит той или иной исторической эпохи. Приведенные в книгах картины, портреты, фотоматериалы, рисунки органично дополняют словесный ряд, позволяют создать «образ» эпохи и ее героев.

Наличие целого ряда разнообразных исторических документов (царские грамоты, выписки из церковных книг, переписи  населения и т.д.) позволяют использовать книги на практических занятиях по истории, развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности. Книги написаны легким языком, и поэтому их могут читать как взрослые, так и школьники.

На основании представленного материала возможны следующие формы работы  практической деятельности:

-             подготовка сообщений, докладов, исследовательских работ по выбранной тематике;

-             работа с историческими документами, приведенными в текстах книг (конкретизация, углубление, иллюстрация изучаемого содержания, конспектирование, определение вида документа, времени его написания, выделение главной мысли, определение главного и второстепенного в содержании документа, определение условий его появления, составление вопросов, сочинение по тексту, спор представителей разных точек зрения, дополнение документа рисунками, выделение понятий);

-             работа с иллюстративным рядом книг (а этот ряд достаточно богат: здесь можно найти портреты Ермака, Бирона, Миниха, Татищева, Демидовых и др., чертежи и фотографии городов, карты, схемы, графики и многое другое);

-             работа с хронологическим материалом (в конце каждого очерка есть перечень наиболее важных дат из жизни какого-либо города, эти даты можно сравнивать по различным территориям, выявлять общие процессы, события и т.д.);

-             работа с понятийным аппаратом изданий (выделение знакомых и незнакомых понятий, составление словаря, сравнение понятий, выделение главных и второстепенных);

-             поиск дополнительной  литературы к историческим очеркам;

-             составление исторических карт (поход Ермака, Бабиновская дорога, пути в Зауралье и др.);

-                           составление таблиц по итогам переписей населения, данных военкоматов и др.

Кроме всего вышесказанного, знакомство учащихся с материалами книг позволяет читателю понять, осознать, осмыслить следующие проблемы:

-             взаимоотношения человека и природы;

-             отношение людей к труду, ценность труда, значимость труда в личной биографии каждого человека;

-             взаимоотношения народов Урала, корни их мирного сожития и необходимость сохранения этих отношений в русле толерантности;

-             роль Урала  в общей истории России и последствия этой роли (в частности, последствия техногенного освоения Урала);

-                           роль отдельных людей в жизни края и понимание того, что «и один в поле воин».

Книги серии «Урал: история в ликах городов» поступили в школьные библиотеки и не должны лежать «мертвым грузом» на полках. Их развивающий, воспитательный потенциал очень высок – нужно только найти нужные формы их использования в образовательном процессе.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=479    /    Просмотров: 7615

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"