МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
01.04.2005 (07:20)
Версия для печати
ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (1945-1970-Е ГГ.)

Коврижных Г.Н. - "Проект Ахей"

В послевоенные годы внеклассная и внешкольная работа по изучению региональной истории и культуры получает дальнейшее развитие.

В апреле 1947 г. было проведено расширенное заседание коллегии Минпроса РСФСР, посвященное опыту изучения местного края в школах (1). Включились в методическую работу по школьному краеведению А.Е. Ставровский, А.Ф. Родин и другие педагоги (2). Академия педагогических наук выпустила ряд сборников, в которых освещался передовой опыт учителей по краеведению. Развивалось и художественное воспитание детей, главным образом во внешкольных учреждениях. Начиная с 1946 г., в Москве ежегодно проводились выставки детского творчества. На этих выставках школьники представляли работы на разные темы и в разных видах изобразительного искусства: живопись, вышивка, резьба по дереву и др. Показательным было не только увеличение от выставки к выставке количества участников, но и повышение качества детских работ. Оно явилось следствием усовершенствования методики проведения занятий по искусству (3).

В связи с ростом сети внешкольных учреждений встал вопрос об упорядочивании их работы и уточнении функций педагогического персонала. В 1953 г. Министерство просвещения РСФСР утвердило единые «Положения о внешкольных детских учреждениях Министерства просвещения РСФСР», которые определили их место в системе коммунистического воспитания подрастающего поколения, содержание, формы и методы работы (4). Система внешкольных учреждений развивалась как межведомственная, межотраслевая – часть внешкольных учреждений подчинялась Министерству просвещения, часть – Министерству культуры. Воспитание детей было делом всего общества. Опыт формирования такой системы показал, что ее эффективность во многом зависит от наличия управленческих структур, координирующих деятельность детских учреждений разных ведомств. Такие управленческие функции в то время во многом выполняли региональные комитеты комсомола.

Экскурсионно-туристская и краеведческая работа получила значительное развитие, однако, как и в предыдущие периоды, ознакомление школьников с искусством местного края составляло незначительную часть этой работы, и лишь учителя-энтузиасты включали это направление в свою деятельность.

По-прежнему, краеведческую работу вели Детские экскурсионно-туристские станции (ДЭТС), которые были, прежде всего, методическими центрами. В 1950 г. в СССР было 66 ДЭТС, в последующие годы их количество продолжает расти (5). В Свердловске издаются сборники, обобщающие опыт экскурсионно-туристской и краеведческой работы  с детьми (6).

Анализ сборников позволяет сделать вывод, что приоритетными направлениями краеведческой работы в этот период являлись:

1.     природные богатства и природные условия;

2.     история и быт;

3.     хозяйство местного края;

4.     социалистическое строительство;

5.     Родной край в годы Великой Отечественной войны.

Об изучении искусства местного края педагоги не задумывались и не включали этот материал в программы своей деятельности. Авторы сборников разрабатывали методику проведения экскурсий на производственные предприятия, считая, что такие мероприятия «оказывают большую помощь ребятам в выборе профессии» (7). После экскурсии учащиеся должны были составить описание, в которое входили: историческая справка, описание предприятия, маршрутная карта, перечисление профессий, необходимых для работы предприятия и др. Школьники не были пассивными зрителями и слушателями, во время экскурсий они проводили исследовательскую работу. Такой подход к экскурсионной деятельности продолжал традиции, начатые педагогами 1920-х годов - И.М. Гревсом, Н.П. Анциферовым.

Новой, весьма результативной формой вовлечения в экскурсионно-туристические мероприятия явилось проведение Всесоюзных экспедиций комсомольцев, пионеров и школьников. Так, в 1956 г. была организована первая экспедиция, посвященная 40-летию Советской власти, в 1958 г. - вторая и т.д. Одной из задач этих экспедиций было изучение истории народного искусства, знакомство с народными умельцами и сбор их произведений для создания школьных музеев. Организация таких музеев рассматривалась как одна из форм пропаганды народного искусства. Педагоги придавали этой работе огромное воспитательное значение: «Собирание коллекций произведений народных промыслов дает возможность глубже понять народную культуру, душу народа, служит делу воспитания патриотизма и интернационализма подрастающего поколения. К тому же работа эта помогает сохранять многие памятники искусства» (8).

Именно в эти годы масштабы краеведческой работы все более расширяются, при этом особое внимание уделяется вопросам изучения и охраны памятников истории и культуры. Массовое движение в этом направлении организационно оформилось в создании в 1965 г. Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, в отделениях и секциях которого объединилось большинство краеведов страны.

По всей стране, и на Урале в частности, педагоги использовали местный материал для организации эстетического воспитания учащихся во внешкольной и внеклассной работе.

В 1960-е годы, как и в предыдущее десятилетие, одной из основных черт краеведческой работы продолжает оставаться идейно-политическая направленность. Например, нижнетагильский педагог Е.А. Виноградова так определяет понятие эстетического воспитания: « …это развитие у учащихся способности восприятия прекрасного в явлениях природы, общественной жизни и художественных произведениях, развитие эстетических суждений и оценок, художественных взглядов и вкусов в единстве с политическими и моральными взглядами (выделено мной - К.Г.)» (9). Далее автор описывает эксперимент по последовательному осуществлению эстетического воспитания во внеклассной работе средствами различных видов искусств (кино, театр, художественное чтение, живопись, пение, музыка, танец, художественная литература, художественная самодеятельность и др.). Декоративно-прикладного искусства среди этих видов искусств не упоминается. Подобное отношение к прикладному искусству не было отличительной чертой уральской педагогической мысли. В сборниках, изданных в Москве, прикладное искусство как средство эстетического воспитания также не рассматривается (10).

 Другой уральский педагог - А.С. Новоармейский воспитывал у своих учеников эстетическое восприятие окружающего мира в процессе прохождения производственной практики на Верх-Исетском металлургическом заводе. «Практика еженедельных посещений завода и работа там развили у учащихся способность эстетического восприятия процесса производства. Ученики чувствовали красоту ярких цветовых тонов, характерных для металлургического производства, любовались видом расплавленного металла, эстетически оценивали некоторые заводские шумы. Эстетическое восприятие сопровождалось возникновением интеллектуальных чувств: любознательности, чувства удивления, чувства нового» (11). Важным условием эстетического воспитания посредством восприятия процесса производства, по мнению А.С. Новоармейского, является участие школьников в производственной деятельности.

Придавая большое значение политехническому обучению, Президиум ВЦСПС, Бюро ЦК ВЛКСМ и коллегия Министерства просвещения СССР 1 декабря 1969 г. приняли постановление «Об упорядочивании и улучшении организации экскурсий школьников на промышленные предприятия», в которых предусматривается расширение тематических экскурсий в соответствии с требованиями школьных программ. Содержание экскурсии включает ознакомление школьников с основами производства, оборудованием, технологическим процессом, новой техникой, организацией труда, научно-техническими достижениями, встречи с передовиками производства.

Большую работу по популяризации и распространению опыта школьного краеведческого движения осуществляют журналы: «Советская педагогика», «Народное образование», «Преподавание истории в школе», «Вопросы истории». В 1957 г. был основан журнал «Декоративное искусство СССР», который систематически публиковал статьи теоретического и практического характера.

Появляются диссертационные исследования разных сторон краеведческой работы со школьниками (12). Большинство работ посвящается рассмотрению краеведческого материала как средства патриотического воспитания: М.М. Краков, Н.Г. Лохичева (13) и др.

К сожалению, воспитательный потенциал местного декоративно-прикладного искусства исследователями по-прежнему не рассматривается. И.Р. Тимошин в 1966 г. выделял следующие направления краеведческой работы в культурно-просветительских учреждениях:

1.           по изучению, пропаганде и охране историко-революционных памятников;

2.     по сбору и пропаганде материалов о жизни и деятельности выдающихся революционных борцов, мыслителей;

3.     по изучению и написанию истории партийных организаций заводов, фабрик, учреждений;

4.     по сбору и пропаганде материалов по истории местных комсомольских организаций;

5.     по изучению и пропаганде материалов о Гражданской войне в крае;

6.     по обобщению опыта историко-краеведческой деятельности в районе, селе, городе и разработке путей эффективного использования историко-краеведческих материалов в воспитательных целях (14).

В этот период педагоги внешкольных учреждений разрабатывают формы и методы изучения местного материала школьниками. Наиболее эффективными формами краеведческой работы учреждений культуры, по мнению И.Р. Тимошина, являются:

а) лекции и беседы о прошлом и настоящем края;

б) встречи с ветеранами революции;

в) тематические вечера, посвященные прошлому, настоящему и будущему предприятия, колхоза, района, города;

г) кинофестивали революционных фильмов;

д) экскурсии в историко-революционные и краеведческие музеи, туристические походы по местам революционных движений;

е) выступления коллективов художественной самодеятельности, состоящих из ветеранов революции и труда (15).

Кардинальное изменение оценки декоративно-прикладного искусства, как средства воспитания подрастающего поколения, произошло в 1968 г. в связи с принятием Постановления Совета министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию художественных промыслов». В этом постановлении Совет министров обязал Министерства просвещения республик обеспечить введение, начиная с 1968-1969 учебного года, в общеобразовательных школах, находящихся в районах, в которых расположены предприятия народных художественных промыслов, обучение учащихся на уроках труда техническим приемам изготовления художественных изделий.

Решениями исполкомов местных Советов народных депутатов отдельные школы в районах, где особенно развиты традиционные художественные промыслы, где живут и трудятся потомственные мастера, были закреплены за предприятиями народных художественных промыслов местной промышленности. С их помощью создается соответствующая учебно-материальная база, налаживается обеспечение школ материалами и специальными инструментами. Предприятия народных промыслов выделяют художников и опытных мастеров, которые ведут занятия с детьми.

Только в Уральском регионе предприятий народных художественных промыслов было более двадцати: Сысертский завод художественного фарфора, Кунгурский комбинат «Керамик», цех художественного литья в Каслях, Туринская фабрика детской игрушки (роспись по дереву), Канашихинская и Буткинская ковровые фабрики, цех эмальпосуды на Нижнетагильском металлургическом заводе (лаковая роспись по металлу), цех керамики в г. Невьянске и др.

Использование средств традиционного декоративно-прикладного искусства активизировалось не только в школьном образовании, но и во внеклассной и внешкольной работе. В практику школ широко внедрялась внешкольная работа по художественным ремеслам. Кроме обязательных учебных занятий проводятся экскурсии на предприятия, факультативные занятия, открываются Детские художественные школы, кружки при Домах пионеров. В печати появилось много специальной методической литературы, статей в журналах «Юный художник», «Семья и школа» и др. по ведению работы в кружках мозаики, вышивки, соломки, бересты. По словам одного из авторов этих изданий - Д.Г. Соболева, «декоративно-прикладное  искусство создает возможность для ознакомления детей с различными видами народного творчества и использования всевозможных материалов, что развивает общую культуру личности ребенка и прививает элементарные трудовые навыки» (16).

Возраставшее значение внешкольной работы было отмечено в Основах законодательства СССР и союзных республик о народном образовании (1973 г.), где был выделен специальный раздел «О внешкольном воспитании». В 1970-е годы были приняты типовые положения о станциях юных натуралистов, туристов, техников и др., где определялись задачи, содержание работы, структура, руководство, планирование работы, необходимая материальная база, порядок финансирования. Система внешкольного воспитания рассматривалась как важный компонент всей системы  образования.

Интерес к декоративно-прикладному искусству продолжает расти. В конце 1974 г. Правительством принимается постановление «О народных художественных промыслах», в котором, в частности, Министерству просвещения поручается осуществить необходимые меры по профориентации учащихся общеобразовательных школ в центрах народных художественных промыслов. Выходят книги по декоративно-прикладному искусству республик СССР (17).

В январе 1977 г. Министерство культуры РСФСР, Министерство просвещения РСФСР и Министерство местной промышленности издали совместный приказ «Об ориентации Детских художественных школ на преподавание прикладного искусства и открытие Детских художественных школ в центрах народных художественных промыслов» (Приказ № 484 от 23 января 1977 г.). В нем говорится о мерах по укреплению связи начального художественного образования с производством изделий народных художественных промыслов и профессиональной ориентации школьников на занятия прикладным искусством.

Сотрудники НИИ художественной промышленности Министерства местной промышленности РСФСР и Программно-методическое управление Министерства просвещения РСФСР провели работу над учебными программами по обучению школьников на уроках труда в общеобразовательных школах приемам работы по изготовлению предметов традиционных художественных промыслов и ремесел. Это программы по художественной резьбе и росписи по дереву, по художественной обработке кости, металла, по узорному ткачеству и вышивке, изготовлению кружевных изделий. Программы предусматривали знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства и на внешкольных занятиях - в экспозиции и фондах местных краеведческих музеев, на выставках; сбор материалов по народному искусству для создания школьного музея.

В период 1960-1970-х годов широко развернулось движение юных этнографов. I Всероссийский слет юных этнографов в Орждоникидзе в 1976 г. показал, насколько увлеченно работают школьники над сбором предметов народного искусства, их осмыслением и постижением секретов народного мастерства. Результаты работы по изучению народных художественных ремесел убедительно демонстрировали выставки творчества молодежи, проводимые на Выставке достижений народного хозяйства в Москве. В этот период выставочная деятельность значительно активизировалась - помимо выставок детских работ, экспонируются работы профессиональных и самодеятельных художников и мастеров.

Анализ педагогической литературы 1970-х годов показывает, что декоративно-прикладное искусство становится одним из важнейших средств воспитания школьников. Исследователи изучают педагогические возможности художественного творчества - диссертации П.В. Лосюк «Нравственное воспитание старшеклассников в процессе овладения декоративно-прикладным искусством» (18), Д.М. Скильского «Изучение декоративно-прикладного искусства в школе, как средство развития творческих способностей учащихся» (19) и др. Авторы этих диссертационных исследований на примере изучения отдельных направлений художественных ремесел (резьба по дереву, инкрустация, художественная обработка бересты и др.) раскрывают вопросы взаимосвязи учебных и внеучебных занятий. Внешкольные мероприятия рассматриваются как органическое продолжение уроков труда и факультативных занятий. Предлагаются различные формы: туристско-краеведческие походы, встречи с умельцами, организация выставок, создание музея народного искусства.

Издаются методические материалы по организации внеклассной и внешкольной работы (20). Основная задача внешкольных учреждений видится авторам этих сборников в организации свободного времени учащихся, «особо в помощи внешкольных учреждений нуждаются сельские школы, где следует проводить специальные семинары для педагогов и старших учащихся, создавать выставки технического творчества детей», «краеведческая работа служит одним из средств развития у школьников любви к знаниям, способствует углубленному изучению основ наук, приобретению навыков самостоятельной исследовательской работы, помогает в выборе будущей профессии» (21). Большая роль отводится краеведению и конкретно народному искусству: «беседы о народном декоративно-прикладном искусстве способствуют воспитанию уважения к народному искусству, народным художникам, чувства гордости за свой народ...» (22).

Вся внешкольная работа в 1960-1970-х годах по-прежнему строилась на основе общих принципов коммунистического воспитания: высокая идейность и коммунистическая целеустремленность, тесная связь с жизнью, трудом и практикой коммунистического строительства. Успешность внешкольной работы виделась в объединении усилий школы, семьи и культурно-просветительских учреждений (23). Перед внешкольными учреждениями была поставлена задача через содержание, формы инструктивно-методической, кружковой, организационно-массовой работы влиять на состояние работы детских общественных организаций - пионерской и комсомольской.

______________________________________

1.        Опыт работы школ по изучению родного края. Материалы заседания коллегии Министерства просвещения РСФСР. М., 1947; Изучение родного края пионерами и школьниками в экскурсиях и походах. Методическое письмо. М., 1947.

2.        Краеведение в начальной школе. Из опыта школ и учителей. Свердловск, 1949; Внеклассная краеведческая работа в средней школе / Под ред. А.А. Яковлева. М., 1951.

3.        Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М., 1956. С. 80.

4.        Народное образование и культура в СССР. Статистический сборник. Госкомстат СССР. М., 1989.

5.        Там же. С. 400.

6.        Информационное письмо. Из опыта экскурсионно-туристской и краеведческой работы с детьми. Свердловск, 1956; Краеведение в начальной школе. Из опыта школ и учителей. Свердловск, 1949.

7.        Белов В.И. Из опыта организации экскурсионно-туристской и краеведческой работы в районе // Информационное письмо. Из опыта экскурсионно-туристской и краеведческой работы с детьми. Свердловск, 1956. С. 4-16.

8.        Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: книга для учителя / Сост. Т.Б. Митлянская. М., 1983. С. 223.

9.        Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе / Отв. ред. Е.А. Виноградова. Нижний Тагил, 1961. С. 5.

10.      Никитина Ф.Г. Об эстетическом воспитании учащихся во внешкольной работе // Эстетическое воспитание во внеклассной работе/ Под ред. Т.Д. Полозовой. М., 1960. С. 8-20.

11.      Новоармейский А.С. Восприятие процесса производства в эстетическом воспитании учащихся // Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе/ Отв. ред. Е.А. Виноградова. Нижний Тагил, 1961. С. 74-94.

12.      Ставровский А.К. Внеклассная краеведческая работа. М., 1951; Прусс И.Т. Воспитание социалистического патриотизма у пионеров в процессе краеведческой работы. Автореф. дисс… канд. пед. наук. Киев, 1960; Рубанова Н.В. Краеведение как средство связи воспитания с жизнью. Дисс… канд. пед. наук. М., 1965.

13.      Краков М.М. Школьное краеведение как средство воспитания советского патриотизма у учащихся. Дисс… канд. пед. наук. Л., 1957; Лохичева Н.Г. Краеведческая работа как средство воспитания пионеров на революционных и героических традициях. Дисс… канд. пед. наук. Л., 1963.

14.      Тимошин И.Р. Краеведение как средство патриотического воспитания школьников. Дисс… канд. пед. наук. М., 1966. С. 171.

15.      Там же. С. 198.

16.      Соболев Д.Г. Декоративно-прикладные работы в детском изокружке. М., 1956. С. 114.

17.      Народное творчество башкир: Сб. статей / Под ред. Р.Г. Кузеева и Н.В. Бикбулатова. Уфа, 1976.

18.      Лосюк П.В. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе овладения народным декоративно-прикладным искусством. Дисс… канд. пед. наук. М., 1974.

19.     Скильский Д.М. Изучение народного декоративно-прикладного искусства в школе как средство развития творческих способностей учащихся (на материале искусства Прикарпатья). Дисс… канд. пед. наук. М., 1973.

20.      Болотина Л.Р., Латышина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. М., 1978.

21.      Воспитание школьников во внеучебное время: Сб. методических материалов Министерства просвещения РСФСР в помощь организатору внеклассной и внешкольной воспитательной работы / Под ред. Л.К. Балясиной. Сост. В.П. Кыркалов и П.Э. Шпитальник. М., 1971. С.30, 115.

22.     Болотина Л.Р. Указ. соч. С. 83.

23.      Культурно-просветительская работа: Учеб. пособие. М., 1969. С. 419.

                              



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=467    /    Просмотров: 11903

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"