МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
31.03.2005 (07:13)
Версия для печати
РОЛЬ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО НОВО-ТИХВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ

Галкина Т.А. - "Проект Ахей"

История возникновения Ново-Тихвинской обители восходит к XVIII веку. Это был первый именно женский монастырь, основанный на территории Пермской губернии. В 1799 г. в Екатеринбурге возникла женская община при кладбищенской церкви Успения Божьей матери. На её основе через 10 лет появилась Ново-Тихвинская пустынь, позднее переведенная в монастырь 3-го класса. Через 23 года после основания общины в 1822 г. был учреждён женский монастырь 1-го класса. Ново-Тихвинский монастырь был единственным первоклассным на территории Урала и Сибири. Он был самым крупным женским монастырём. Монастырь активно развивал свою деятельность в разных направлениях: сельское хозяйство, промыслы, просвещение, благотворительность, строительство. По всем направлениям он достиг высоких результатов. Как и многие другие в 1921 г. Ново-Тихвинский был закрыт. В 1994 г. он был возрожден.

Особого внимания заслуживает просветительская деятельность монастыря, так как он стоял у истоков развития женского образования на Урале. На основании «правил Высочайше утвержденных в 1836 году и 14 статьи Устава Духовной Консистории 4.09.1838 года при монастыре было открыто женское училище» (1). Изучить его деятельность позволяют отчёты, публиковавшиеся ежегодно в Екатеринбургских Епархиальных Ведомостях с 1886 по 1917 годы включительно. До учреждения училища обучением занималась старшая грамотная монахиня, которая учила не только монастырских детей, но и приходящих девиц из духовного, купеческого и крестьянского сословий. Первое десятилетие училище полностью содержалось за монастырский счёт. Первоначально оно состояло из трёх классов. Преподаванием бесплатно занимался один монастырский священник, а рукоделием обучала монахиня, надзиравшая за ученицами. В 1847 г. училище посетил архиепископ Пермский Аркадий. В последствии он написал игуменье Александре (1827-1858), что «училище должно обратить на себя особое внимание епархиального начальства». Он признал нужным возвысить значение этого заведения и высказал следующие пожелания: «По нашей епархии заводятся училища для детей женского пола не только по заводам, но и по сёлам…Ваше должно первенствовать между ними во всех отношениях» (2). В 1848 г. в Перми был составлен устав училища. По нему на обучение принимались дети женского пола всех сословий и всех направлений православия из Екатеринбурга и других городов. Воспитанницы могли жить как при монастыре, так и в домах своих родителей. Содержались девочки частично за счёт монастыря, попечителей и своих родителей. Преподавателями решено было назначить двух местных священников. Ученицы изучали следующие предметы: “учение”, рукоделие, хозяйство. “Учение” подразумевало обучение чтению, письму и арифметике. Кроме того, воспитанницы были обязаны знать на память определённые молитвы. В уставе особо было обращено внимание на метод обучения, он должен быть объяснительным - “…не оставлять ни одного слова, праздничного дня, обряда или богослужения без объяснений” (3).

С 1866 года учителям начали выплачивать вознаграждение-170 рублей на всех в год. Священники, имевшие мало свободного времени, не могли полностью посвятить себя учительскому делу. В 1871 г. настоятельница Магдалина (1858-1893) добилась увеличения жалования и расширения штата. Жалование было увеличено до 150 рублей в год каждому учителю. Для преподавания были приглашены студенты Н. Морозов и И. Щапов, деятельность которых была высоко оценена экзаменаторами по итогам 1870/71 учебного года. Постепенно число учебных предметов увеличилось. Училище в 1885 г. было преобразовано в 4-хклассное. На первом году обучения учили чтению по церковной и гражданской печати, чистописанию, заучиванию на память молитв, рукоделиям и церковному пению. На втором году вводилось изучение священной истории Ветхого Завета, первая часть Катехизиса, сведения о двунадесятых праздниках, объяснение литургии и первые четыре действия арифметики. В третьем классе ученицы знакомились со священной историей Нового Завета и рассказами из всеобщей истории, второй частью Катехизиза и начинали изучение русской грамматики. Они получали общее представление о географии - им сообщали краткие сведения о народах, живших до Р.Х. и после. Продолжалось объяснение видов богослужения, углублялась программа по рукоделию, домоводству, церковному пению. В последнем четвёртом классе заканчивали изучение Катехизиса, знакомились с рассказами о важнейших событиях вселенной и российской церкви, продолжали изучение грамматики, истории, географии, на арифметике проходили дроби. К этому времени ученицы содержались на следующие средства: 1) пособие от епархиального начальства; 2) деньги, вносимые родителями или попечителями; 3) пожертвования; 4) деньги, получаемые от продажи рукоделий; 5) средства монастыря. После открытия учебного заведения количество учениц не превышало 20 человек. Число желающих попасть в училище постоянно росло: в 1859 г.-32 чел., 1866-47 чел., 1872-58 чел., 1874-82 чел. Что касается помещений, то училище располагалось в 2-х этажном каменном здании с садом на монастырской земле. Оно содержалось и обслуживалось за счёт монастыря. Кроме училища  в 1866 г. при обители был учреждён детский приют для воспитания девиц-сирот 6-7 лет духовного звания. Когда девочки достигали 10-ти летнего возраста, они поступали в училище. В приюте сироты получали основные знания и умения. К 1873 г. в нём находилось 30 девочек. Матушка Магдалина считала, что время для детей очень дорого и они должны начать обучение в определённые годы. Именно поэтому она постоянно хлопотала об увеличении числа вакансий в приюте.

В 1874 г. игуменья начала ходатайствовать об открытии 5-го класса, а затем и 6-го, чтобы преобразовать училище в 6-тиклассное. Расходы монастырь брал на себя. В 1880 г. последовал указ Священного Синода, в котором было разрешено преобразовать училище из 4-х в 6-тиклассное Зауральское Епархиальное женское училище - единственное на всей территории Пермской губернии. Количество учениц с 82 чел. увеличилось до 186, а в 1890 г. уже обучалось 250 учениц. К 1909 г. список предметов ещё более расширился. В учебную программу входили: дидактика, черчение, рисование, космография, физика, церковнославянский язык, алгебра, общая и русская гражданская истории, немецкий язык и гимнастика. В 1908 г. руководство училища выступило с ходатайством об открытии 7-го класса, но съезд духовенства из-за нехватки помещений предложил отложить до постройки нового здания. Общеобразовательная программа 7-го класса приравнивалась к программе правительственных женских гимназий. К началу 1913/14 учеб. г. число учениц увеличилось до 334 человек. Общее количество недельных часов по классам (по обязательным предметам) распределялась следующим образом:1,2,3 классы-22 урока, 4 класс-25 уроков, 5,6 классы-28 уроков. Уроки длились 50 минут, между ними были перемены по 10 минут. Занятия ежедневно начинались в 9-00 и заканчивались в 14-05. Подготовкой к урокам занимались в вечерние часы под руководством воспитательниц.

                При училище имелась библиотека, формировавшаяся со времени его основания. К началу XX в. она состояла из 3-х отделов: 1) фундаментальный - 4507 томов; 2) ученический - 3208т.; 3) учебный - 2521 экземпляров.

Времена изменились. В 1917 г. появился декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. Церковь лишилась всех своих семинарий, училищ, академий и связанного с ними имущества. К 1930-м гг. все монастырские здания были заняты светскими учреждениями. Старое и новое здания училища сохранились до наших дней.

Женское училище, открытое при Ново-Тихвинском монастыре, было первым на территории Пермской губернии. Таким образом, духовное образование опередило светское более чем на 20 лет (4). Из всех пансионов для девочек самым долговечным оказался монастырский, просуществовавший 80 лет. Следует подчеркнуть, что училище давало образование малоимущим девицам-сиротам. Всего за время существования учреждения в нём прошли обучение 8911 девочки. При монастыре была создана целая образовательная система, включавшая приют, училище и церковно-приходскую школу. Ново-Тихвинский монастырь сыграл значительную роль в становлении женского образования на территории Пермской губернии, он смог поднять женское образование на более высокий уровень.

__________________________________

1. Иконников В. Историческое описание Екатеринбургского Ново-Тихвинского первоклассного девичьего монастыря, СПб., 1870. С. 91.

2. Там же. С. 92.

3. Там же. С. 93.

4. Первые пансионы появились в 50-е гг. XIX в., 31.07.1860 г. открыта первая казённая гимназия. Некрасов В. Юбилей женской гимназии // Вечерний Екатеринбург. 1993. 11 августа.                                 



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=462    /    Просмотров: 6184

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"