МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
30.03.2005 (05:02)
Версия для печати
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ

Бабушкина С.Л. - "Проект Ахей"

В связи с расширением рыбного производства в годы Великой Отечественной войны, а также развитием новых отраслей хозяйства, потребности в рабочей силе в округе резко возросли. В то же время трудовые ресурсы Севера непрерывно сокращались в результате естественной убыли и мобилизации на фронт. За первый год войны численность рабочих и служащих в округе уменьшилась на 50% (1). Особенно, кадровый дефицит стал ощущаться с 1943 г., когда на фронт мобилизовали бывших спецпереселенцев. Возникла  острая необходимость в профессионально-техническом обучении молодых работников.

Возросшая в годы Великой Отечественной войны потребность  в  кадрах  обусловила возникновение в окружном центре новых  учебных заведений. В соответствии с постановлением Государственного  Комитета Обороны от 10.06.1942 г. за № 1906 ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 06.01.1942 г. за № 19 и указаниями Главного  Управления трудовых резервов при СНК СССР был издан  приказ  по  Омскому областному  управлению трудовых  резервов  г. Омска за № 226 от 30.06.1942 г. : организовать школу ФЗО № 16 в с. Самарово к 15 июля 1942 г. с контингентом в 150 человек на базе Омскрыбтреста с профессиями - одна группа плотников гражданского  строительства 40 человек, одна группа  бондарей 40 человек и две  группы судоплотников по 35 человек в каждой, т.е. 70 человек и всего 150 человек (2).

      Согласно протоколу заседания Исполнительного  комитета Самаровского райсовета от 22 июля 1942 г. № 48 на  нужды  ФЗО передавался  клуб на  окраине  с. Самарово, использовавшийся частично под квартиры. Школа  начала занятия с 1 сентября 1942г. (3). Предназначенный клуб под школу ФЗО № 16 был полностью заселен за исключением зрительного  зала и разрушенной  сцены, заваленных дровами и прочим имуществом жильцов райотдела НКВД.  Аппарат  школы  и  склад размещался  в двух квартирах из 4-х комнат. Однако  50 человек учащихся не имели общежития и жили в здании  заезжего двора, совершенно не приспособленного и требующего ремонта. База  производственного обучения предприятий Омгосрыбтреста  оказалась не обеспечивающей производственное  обучение.  Как  отмечал в объяснительной записке директор  школы ФЗО № 16 И.М. Лисняк 12 октября 1942 г., самые крупные недостатки в школе проявлялись в:

«а) отсутствие штата руководящего 1. заместителя по политчасти, старшего мастера (т.е. заместителя по производственной части), а также 4 мастера производственного обучения. На месте, которых я взял временно  исполняющих до постоянных мастеров,  и как специалисты могут быть  использованы, но как воспитатели совершенно неспособные и не могут быть, ибо это спецпереселенцы, которым и доверить нельзя, и в кратчайшие сроки необходимо заменить;

б) отсутствие жилой площади в количестве 50 человек для учащихся, красного уголка, изолятора, умывалки и раздевалки, а также складских помещений и служебных, ввиду чего нельзя создать нормальных условий для жизни учащихся и проведения политико-массовой воспитательной работы;

в) отсутствие своей столовой - учащиеся питаются в столовой (ресторане) Самаровского сельпо, где зачастую в столовой можно встретить  ряд безобразий со стороны посетителей с пароходов, которые в нетрезвом виде ведут себя нетактично, что ни в коем случае недопустимо в среде учащихся, а также приготовление пищи и выдача учащимся не поддается никакому контролю, а качество и количество неудовлетворительно. Снабжение  учащихся идёт через Самаровский рыбкооп и продукты полностью не выдаются, за неимением на базе, а другими не возмещаются;

г) нательным бельём, обувью кожаной и постельной  принадлежностью, кроватями, матрацами,  простынями одеялами обеспечены полностью за исключением верхней одежды, мыла, полотенец и шапок из того, что полагается со школы» (4).

По плану в школе должно обучаться 150 чел,  фактически же на 25 ноября 1942 г. обучалось 152 по профессиям: бондарь, судовой плотник, плотник. Из них, 8 человек взято из дома заключения в ФЗО в соответствии с законом  правительства. К началу открытия ФЗО было принято 188 человек учащихся, но 43 человека выбыли из школы самовольно в период октября-ноября. По положению, возраст  принимаемых был установлен с 15 до 18 лет, в школе обучались 18 летних – 17 чел.,  17-летних – 57 человек, 16 –летних – 62 чел., 15-летних – 6 чел., 19-летних - 3 (за исключением заключенных). Образовательный  уровень учащихся был следующим:        с образованием 4 класса - 31 чел.; 5 классов - 37 чел.; 6 классов - 26 чел.; 7 классов - 41 человек; 8 классов - 8 человек.

12 июля 1942 г. Омский облисполком принял специальное постановление «О призыве молодежи в школы ФЗО». Согласно этому постановлению все дети  сектантов, сосланных в Ханты-Мансийский округ, были направлены в Самаровскую школу ФЗО (71 человек). Эта акция была предпринята с целью «оторвать» молодежь от влияния верующих родителей. Беремся предположить, что среди первых учащихся школы ФЗО № 16 была и эта молодежь.

Производственное  обучение вели 4 мастера-практика, все они были малограмотные, подготовки, соответствующей положению о ФЗО, не имели. Так, на должность  слесаря принят был Реих, эвакуированный из Ленинграда, который имел специальность зубного техника, но слесарного дела не знал. Плана работы у мастеров не было, программами производственного обучения дирекция мастеров не обеспечила, таким образом, обучение учащихся предоставлялось самотеку. Не отводилось должного места и времени теоретическому обучению, обучение ограничивалось развитием практических навыков. Рабочими местами и инструментами учащиеся не были обеспечены, за исключением одной бондарной  группы, которая только через два месяца обучения приступила к своей непосредственной бондарной работе.

Жилищные условия  были неудовлетворительные, свыше 30 человек ютились на нарах и в коридорах. Столов  и стульев в интернате не было. Освещение в вечернее  время – керосиновые  лампы. На 150 учащихся выписывалось только 3 экземпляра газеты «Сталинская  трибуна», радио в интернате  отсутствовало, фонд библиотеки насчитывал 30 экземпляров. Успеваемость  в школе была низкая. По сведениям успеваемости на 26 ноября 1942 г. на «отлично» учились 29 человек, на «хорошо» - 54, «посредственно» - 51, «плохо» - 8. За факты прогула со стороны  дирекции мастерам было дано распоряжение  вместо других мер воздействия - не кормить (5). С 1942 по 1945 гг. школа выпустила 175  плотников, 123 судовых  плотника, 270 бондарей (6).

В июне 1945 г. на базе окружной колхозной школы организована Ханты-Мансийская окружная одногодичная сельскохозяйственная школа, которая являлась единственным в округе учебным заведением, готовящим сельскохозяйственные кадры. За период с 1940 по 1949 гг. колхозной, а затем сельскохозяйственной школой выпущено: агротехников – 136; ветфельдшеров - 186; животноводов - 159; счетоводов - 232; прочих – 161. Из 874 чел, окончивших школу, коренного населения – хантов, манси, зырян, ненцев было 110 чел. – 13% (7).

Дирекция школы указывала на низкий образовательный уровень, особенно молодого коренного населения Севера (направляется молодёжь с 4-5 - летним, а нередко и с 2-3 - летним образованием). В итоге школа  выпускала недостаточно квалифицированных специалистов и считала необходимым перевод школы на 2-х годичный срок обучения: 1-й курс подготовительный – принимать  учащихся, командированных колхозами независимо от национальности и образования. 2-й курс – перевод с 1-го курса и принимаются лица, окончившие 7 классов и имеющие опыт работы в области сельскохозяйственного производства. Здание, в котором располагалась школа было одноэтажным, деревянным, полезной площадью 383 кв.м, при переводе на 2-х годичный срок обучения этой площади было явно недостаточно. В условиях Ханты-Мансийска, испытывавшего острый недостаток в помещениях, эта площадь могла быть получена только путём постройки помещений самой  школой.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны округ за счет собственных ресурсов осуществлял подготовку необходимых кадров рабочих и специалистов.

________________________

1. Прибыльский Ю.П. Советский Север в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Томск, 1986. С. 136.

2. Государственный архив общественно-политических организаций Тюменской области (Далее – ГАОПОТО). Ф.107. Оп.1. Д.654. Л.75.

3. ГАОПОТО. Ф.107. Оп.1. Д.654. Л.78.

4. ГАОПОТО. Ф.107. Оп.1. Д.654. Л.77-78.

5. ГАОПОТО. Ф.107. Оп.1. Д.658. Л.111-112

6. Андросенко В.И. Ханты-Мансийск. 1979.  С.57

7. ГАОПОТО. Ф.107. Оп.1. Д.1283 . Л.2.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=457    /    Просмотров: 6058

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"