МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
30.03.2005 (04:47)
Версия для печати
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

Гузненко З.И. - "Проект Ахей"

В суровые годы Великой Отечественной войны на долю советской общеобразовательной школы выпали большие испытания. Обстановка военного времени изменила условия работы школы, поставила перед ней новые задачи, имеющие большое государственное значение. Основной задачей оставалось обучение и воспитание подрастающего поколения в соответствии с государственным законодательством об образовании, решать которую приходилось в более сложных, чем в довоенное время условиях резкого уменьшения учебных площадей и многосменности занятий, ухудшения обеспечения школ письменными принадлежностями, наглядными пособиями и учебниками, нехватки педагогических кадров.

Военная обстановка потребовала внесения изменений в учебные планы, программы и во всю организацию учебно-воспитательного процесса в школах. Так, в связи с эвакуацией на Урал большого количества предприятий, учреждений, научных и учебных заведений у многих школ были изъяты учебные здания и переданы под военные нужды. В Свердловской области уже в первые военные месяцы под госпитали и другие нужды были отданы 100 лучших школьных зданий. Сокращение учебных площадей повлекло уплотнение школ, многосменность занятий. По состоянию на 1 апреля 1942 года в Свердловской области в первую смену занималось 2463 класса, или 47%, во вторую – 2364 (46%) и в третью – 303 класса (6%). Школы, перешедшие на трехсменные занятия, начинали работу в 8 часов утра и должны были заканчивать учебные занятия не позднее 7 часов вечера. Для этих школ устанавливалась сокращенная недельная сетка часов: для 1-3 классов – 22 часа, для 4-х классов – 24 часа, 5-10 классов – 30 часов (1).

Сокращение учебного времени потребовало внесения изменений в учебные программы, суть которых заключалась в уменьшении учебных часов на повторение пройденного, изъятия второстепенного материала, преодоления его дублирования в некоторых темах. Перед учителями встала задача повышения эффективности урочных занятий, более рационального использования каждого часа учебного времени, лучшей организации самостоятельной работы школьников.

По решению Наркомпроса РСФСР в школах, начиная с 1 полугодия 1941/42 уч. года, было организовано обучение учащихся сельскохозяйственному труду. В течение дополнительно введенных двух часов в неделю ученики пятых - седьмых классов знакомились с основными приемами полевых работ и простыми сельскохозяйственными орудиями труда и машинами: плугом, сеялкой, жаткой, сенокосилкой. Учащиеся 8-10 классов изучали колесный и гусеничный тракторы и прицепной инвентарь к ним, комбайн и агротехнику. К обучению ребят привлекались учителя биологии, химии, физики. В подготовке детей к сельхозтруду использовались брошюры, изданные Детгизом в годы войны (2).

Одной из задач военного времени была подготовка резервов для армии. В связи с этим в школах была усилена физическая и военная подготовка учащихся как во время учебных занятий, так и во внеучебное время с учетом их возраста. Мероприятием, призванным обеспечить широкий охват младших школьников ежедневными физкультурными занятиями, стало введение в начальных классах с 1 сентября 1941 года утренней (до начала занятий) гимнастики, которая, однако, не подменяла собой уроки физкультуры. Ее систематическое проведение способствовало также организованному началу школьного дня. Младшие школьники, кроме того, обучались правилам поведения и приемам самозащиты во время воздушного нападения, навыкам личной гигиены и санитарии (3).

В ноябре 1941 года Наркомпрос Российской Федерации издал приказ «Об организации   военно-допризывной   подготовки  учащихся VIII - X классов средних школ», в соответствии с которым старшеклассники должны были получать военно-физическую подготовку по 110-часовой программе. Учащимся VIII - X классов кроме этого отводилось дополнительно на собственно физическую подготовку 15 (в IX) и 35 (в X) часов. Занятия с учащимися - девушками этих классов, а также всеми восьмиклассниками должны были проводиться по разработанной Наркомпросом РСФСР на 1941/42 уч. год программе допризывной военной подготовки (4).

Занятия в школах Свердловской области в 1941/42 уч. году, как и в других территориях, закончились 20 мая. В целях обеспечения более полного прохождения программного материала и в то же время предоставления учащимся возможности участия в весенних сельскохозяйственных работах весенние каникулы в 5-10 классах были отменены. Проверочные испытания в этих классах были проведены в период с 21 по 31 мая: в 5-9-х классах по русскому языку и математике, в 10-х классах - по русскому языку, математике, физике и иностранному языку. По предметам, не включенным в испытания, учет знаний проводился на основе текущих четвертных оценок. К концу 1941/42 уч. года организованность и слаженность работы школ отмечалась всеми органами народного образования. Отмечался рост успеваемости школьников. Если в  1940/41 уч.  году она  составляла  90%, то  в  1941/42 - 92 % (5).

В 1942/43 уч. году Наркомпросом был уточнен учебный план, внесены дополнительные изменения в учебные программы. Так, наряду с сохранением в качестве важнейшей при изучении русского языка задачи повышения грамотности учащихся, развития культуры устной и письменной речи, необходимо было на уроках русского языка, литературы, истории и других усилить воспитательный аспект. В преподавании математики, физики и химии, биологии и географии больше внимания должно было уделяться вопросам взаимосвязи науки с военным делом, промышленностью и сельским хозяйством. В кратком введении к учебному плану и указаниях к программам, изданным в 1942 году, отмечалось, что поправки и уточнения сделаны в целях приведения содержания образования в большее соответствие с жизненными задачами, выдвигаемыми условиями военного времени.

Важное значение в условиях отечественной войны приобретало преподавание истории как дисциплины, активно влияющей на формирование мировоззрения учащихся. У школьников возрос интерес к прошлому своего народа и других стран. Они проявляли стремление разобраться в текущих событиях. В связи с этим в программы исторических дисциплин были внесены изменения. Так, из программы по истории средних веков для 7 класса были исключены темы по Китаю и Японии в XII-XVI вв. Одновременно добавлялось по одному часу на изучение тем: Германия в XII-XV вв., Чехия в XII-XV вв., Тридцатилетняя война, Германия в XVII и XVIII вв. При изучении этих тем особое внимание уделялось внешней политике Германии как захватнической и показу героической борьбы порабощенных ею народов.

Программный материал по истории СССР в 8 классе, на изучение которой отводилось 64 часа, оставался практически прежним при некотором перераспределении часов между отдельными разделами курса и темами внутри разделов. На изучение истории СССР в 9 классе количество часов уменьшалось до 65. В связи с этим сокращался материал по отдельным темам при одновременном усилении внимания к материалу, органично связанному с текущими военными событиями. На изучение истории СССР в 10 классе время было увеличено до 111 часов. Произошло увеличение часов по всем темам, были внесены некоторые изменения в содержание курса. Например, была введена новая подтема «Великая Отечественная война советского народа против фашизма». Более подробному изучению подлежали темы: «Начало иностранной интервенции», «Гражданская война на окраинах», «Участие царской России в мировой войне» и др.

На изучение новой истории в 8 и 9 классах количество часов уменьшилось, что обязывало учителя сосредоточить внимание на истории наиболее крупных капиталистических стран, на самых существенных разделах программы (6).

В связи с изменением программ НКП РСФСР указал местным органам народного образования на необходимость повышения квалификации учителей, усиления методической работы. К работе с учителями привлекались научно-педагогические кадры. Так, в свердловском пединституте в 1941/42 уч. году был организован лекторий для директоров школ, учителей и классных руководителей. За этот год для учительства было прочитано 170 докладов и лекций, проведено большое количество консультаций по разным методическим и педагогическим проблемам. Профессор Рыбникова М.А. в своей работе с учителями практически показывала, как нужно преподавать литературу в условиях военного времени. Преподаватели исторических кафедр провели обследование состояния преподавания исторических дисциплин в школах, по итогам которого составили рекомендательные материалы по вопросам преподавания истории. Кафедры иностранных языков составили для школ тесты с военной тематикой, военные словари, организовали для учителей кружки.

Работа преподавателей СГПИ по проблемам теории и методики обучения и воспитания учащихся проводилась на протяжении всех последующих военных лет. Преподаватели кафедры педагогики изучали и обобщали опыт работы школ в военное время, выдавали учителям конкретные рекомендации, участвовали во внедрении их в школьную практику. Следует отметить актуальность тематики научно-методической работы. Так, заведующий кафедры педагогики А.О. Пинт разработал тему «Воспитание советского патриотизма», Н.М. Катериночкин разрабатывал тему «Политическое воспитание на уроке истории». Практическая направленность научно-методической работы выражалась в создании учебников и пособий для школ. Например, доцент И.Д. Кузнец подготовил учебник английского языка для средней школы, в институте был составлен «Сборник задач по геометрии для средней школы». (7). Научно-методическая работа ученых педвузов по созданию разных пособий для учителей имела большое значение в связи с тем, что в годы войны централизованное обеспечение школ методическими руководствами было сведено до минимума. Так, в 1943 году было выпущено только три наименования методических руководств, в 1944 – 12, в 1945 – 9, что не могло удовлетворить потребности учителей. Кроме того, в годы войны временно перестали издаваться такие педагогические журналы как «Русский язык в школе», «Математика в школе» и другие. (8).

Работа на местах по повышению квалификации учителей приобретала в годы войны, таким образом, особое значение. Определенный опыт курсовой подготовки учителей и других школьных работников был накоплен еще в довоенное время. Учительские курсы продолжали функционировать и во время войны. Например, в Свердловске в 1942/43 уч. году шире, чем в предыдущем, была развернута работа с руководящим составом школ. Были организованы районные семинары – практикумы, которыми руководили работники гороно, горметодкабинета и Института усовершенствования учителей (ИУУ). Эти семинары проводились на базе отдельных школ по определенной тематике. Например, школа № 29 Молотовского района г. Свердловска разрабатывала тему «Борьба за выполнение программы и за глубокие прочные знания учащихся»: в школе изучался теоретический материал, вопросы по теме включались в план работы педсовета и школьного методобъединения учителей. Директор школы и председатель  методобъединения получали необходимые консультации в ИУУ и горметодкабинете. По итогам работы в школе был проведен «открытый день» по теме. Такая форма повышения квалификации актуализировала работу педагогов по самообразованию, способствовала повышению качества учебной работы, освоению лучшего опыта. В целях обмена опытом в городе были организованы две выставки, отражавшие деятельность школ в условиях военного времени. При горметодкабинете работали секции учителей по всем школьным предметам. Кадры методистов  были  укреплены  за  счет  лучших учителей города. (9).

Работа учительских курсов и методическая работа в школах активизировалась с 1943/44 уч. года, что было обусловлено целым рядом факторов, в том числе: начавшейся реэвакуацией учителей и возвращением в школы педагогов, отвлеченных в начале войны на другую работу; финансовой поддержкой этой деятельности со стороны правительства, в частности, распоряжением СНК РСФСР от 28 июля 1943 года «Об отпуске средств на содержание трехмесячных курсов по подготовке учителей начальных классов». Кроме того, начиная с 1943 года правительственные органы союзного и республиканского  масштаба приняли последовательно целый ряд постановлений, направленных на совершенствование учебного процесса, повышение идейно-политического уровня обучения и качества знаний учащихся. В 1943 году были утверждены «Правила для учащихся». В 1944 году была введена в школах вместо словесной цифровая пятибалльная система оценки успеваемости и поведения учащихся. В том же году было принято постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», которым вводилась для учащихся, оканчивающих начальную и семилетнюю школу, обязательная сдача выпускных экзаменов, а для учащихся, оканчивающих среднюю школу, сдача экзаменов на аттестат зрелости. Этим же постановлением устанавливались золотые и серебряные медали для награждения учащихся средней школы, показавших при сдаче экзаменов на аттестат зрелости выдающиеся успехи и имеющих отличное поведение. (10).

Всероссийское совещание по народному образованию, состоявшееся в августе 1943 года, в своей резолюции записало, что необходимо шире использовать в методической работе опыт лучших школ, особое внимание обратить на оказание помощи начинающим учителям. Была поставлена задача более широкого освещения опыта работы лучших учителей и школ в журналах «Советская педагогика» и «Начальная школа» (11). При Свердловском ИУУ, не прекращавшем в годы войны работы, по решению Свердловского облисполкома при ИУУ был организован к началу 1943 года Областной военно-физкультурный кабинет, на содержание которого предусматривались бюджетные средства. Для учителей был подготовлен ряд методических пособий, как, например: «Пришкольный участок в годы войны», «Методические указания по изучению трактора марки ЧТЗ – СТЗ учащимися 9-10 классов», «Методика проведения политинформаций». Такие пособия как «Самостоятельная работа по арифметике», «Организация повторения», «Методика объяснительного чтения» и другие были направлены во все школы области (12).

В 1944/45 уч. году учебно-методическая работа в школах Свердловска и области проводилась с учетом постановления правительства о введении экзаменов на аттестат зрелости в 10 классах и выпускных экзаменов в 4 и 7 классах. Методисты Свердловского горметодкабинета и актив учителей составили планы повторения по выпускным классам с одновременным изучением нового материала. По вопросам организации и методики повторения в горметодкабинете была организована специальная выставка с библиографическим указателем литературы, образцами уроков и внеклассных мероприятий. На базе школы № 37 был проведен семинар инспекторов и заведующих районо по вопросам организации и методики повторения программного материала прошлых лет обучения. Было также проведено совещание завучей, на котором обсуждались формы контроля дозировки домашних заданий и за работой учителей по организации повторения.

Большинство свердловских школ и учителей боролись за высокое качество урока и формирование у школьников навыков самостоятельной работы, за грамотность и культуру речи, правильную организацию повторения материала и закрепления знаний. Отдельные школы разрабатывали конкретные методические темы. Например, школы № 36 и 65 работали над темой «Привитие навыков самостоятельности как средства борьбы с формализмом». Лучшие учителя физики: Карпинский (шк. № 37) и Цигвинцева (шк. № 9) систематически работали над усовершенствованием преподавания предмета с целью формирования у учащихся практических навыков. На семинаре учителей физики  Карпинский продемонстрировал приборы, сделанные учащимися, их самостоятельные работы в виде докладов, рефератов, чертежей. Учителя географии Вознесенская (шк. № 12) и Цивилева (шк. №  59) хорошо поставили работу учащихся с картой. Школьники сами подготовили карты, заполняли их  географическими объектами по заданию учителей, вели географические словарики. Учителя истории Мархасина, Симонова, Пережегина организовали самостоятельную работу учеников с книгой, с первоисточниками. По плану работы методистов горметодкабинета только в первом полугодии 1944/45 уч. года в школах Свердловска было проведено учителями 73 открытых урока. (14).

Несмотря на трудности военного времени, учителя и другие работники народного образования прилагали все усилия с целью обеспечения задач всеобуча, совершенствования учебно-воспитательного процесса, в результате советская общеобразовательная школа выпускала из своих стен достойную смену старшему поколению.

__________________________________

1.          Культурное строительство на Среднем Урале: Сборник документов (1941-1977). Свердловск, 1987. С. 24,25.

2.          Черник С.А. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. М., 1975. С. 143.

3.          Начальная школа. 1941. № 8. С. 8.

4.          Черник С.А. Указ. соч. С. 141-142.

5.          Константинов Н.А., Медынский Е.Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М., 1948. С. 342, 364.

6.          ГАРФ. Ф. А – 2306. Оп.  69. Д. 2696. Л. 3-8.

7.          Уральский государственный педагогический университет: очерки истории. Екатеринбург, 2001. С. 51.

8.          ГАРФ. Ф. А – 2306. Оп.  69. Д. 2761. Л. 19, 20.

9.          Константинов Н.А., Медынский Е.Н. Указ. соч. С. 365, 366.

10.        Народное образование: Общеобразовательная школа. 1917-1973. М., 1974. С. 178, 179; Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917-1947 гг. М.-Л., 1947. Вып. 2. С. 218.

11.        О работе школ за истекший период Великой Отечественной войны и задачах школ на 1943/44 учебный год / Резолюция Всероссийского совещания по народному образованию (2-5 августа 1943 года). М., 1943. С. 6.

12.        Культурное строительство на Среднем Урале. С. 31; Идеологическая работа партийных организаций Урала и Западной Сибири в период строительства социализма и коммунизма. Свердловск, 1973. С. 92-93.

13.        ГАСО. Ф. Р – 1427. Оп. 2. Д.59. Л. 13.

14.       Там же. Л. 9 об., 10, 10 об., 32.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=455    /    Просмотров: 8660

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"