МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
30.03.2005 (04:46)
Версия для печати
ПРАКТИКА РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воронова С.Н. - "Проект Ахей"

Современные условия нашей жизни предъявляют новые требования к качеству образования. Развивающемуся открытому обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора и прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью и обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Необходимость реализации данных требований последовательно и логично отражается  в документах, определяющих направление государственной образовательной политики. В их числе «Федеральная программа развития образования» 2000 г., «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» 2000 г., «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» 2001 г. (см. примечания).

                В соответствии с «Законом об образовании» РФ в Государственном образовательном стандарте общего образования предусмотрено введение федерального и национально-регионального компонентов школьного образования. Федеральный компонент обеспечивает общефедеральную российскую систему образования, а национально-региональный компонент является теоретико-методологической основой образования отдельных субъектов РФ. Новая образовательная модель как на федеральном, так и региональном уровне, определила новые цели и педагогические основания, нормы и ценности школьного образовательного процесса:

·         личностно-ориентированный характер образования;

·         приоритет гуманистических ценностей;

·         вариативность как основание свободного самоопределения обучающегося;

·         научность и практическая ориентированность образовательного процесса как условие стимулирования самостоятельной познавательной активности учащихся;

·         обеспечение качества образования;

·         демократизм как принцип организации образовательного процесса.

                Таким образом, главным результатом образования становится формирование гармоничной личности, достижение социальной компетентности учащихся, подготовка их к жизни и деятельности в условиях современного социума.

В 1991 г. были приняты Концепция и программа развития образования Свердловской области. В 1992 г. в соответствии со статьями 7 и 9 Закона РФ «Об образовании» разработана Концепция формирования национально-регионального компонента содержания образования, в 1995 г. Концепция национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта Свердловской области. В 1997 году были опубликованы «Основные направления политики правительства Свердловской области в сфере образования и  программа ее реализации на 1997-99 гг.». Введение в 1999 г. в Свердловской области Национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта продиктовано потребностями общества в обеспечении прав личности на развитие творческого потенциала, реализацию образовательных потребностей. Самоопределение и саморазвитие являются понятиями, наиболее полно выражающими социальную зрелость личности, ориентирующуюся в этих противоречиях, способную их понимать и принимать, строить собственную модель поведения, траекторию жизнедеятельности.

                Национально - региональный компонент ГОСа Свердловской области способствует обеспечению права личности на полноценное и качественное образование, адекватное современным общественным потребностям, в части педагогических оснований образовательного процесса фиксирует в системе педагогических норм и ценностей необходимость стимулирования  «познавательной активности обучающегося в единстве с умением использовать знания в нестандартных жизненных ситуациях». Таким образом, Национально- региональный компонент ГОСа Свердловской области рассматривается нами как механизм постоянного обновления, развития образования, то есть его модернизации.

                Глубокие изменения, происшедшие в системе школьного исторического образования в целом, должны быть отражены и в особенностях изучения национально-региональной, локальной истории в Свердловской области. Потребности развития российского общества на современном этапе обусловили рост значения истории как учебной дисциплины, значение исторического образования как важнейшего элемента школьной образовательной системы. Социо-культурный подход в изучении истории  нацелен на продуктивное содействие самоопределяющейся личности в современном мире, который сегодня отличают сложность, вариативность, динамизм, проявляющиеся в ряде противоречий:

  • между возрастающим многообразием культур с этническими, лингвистическими, религиозными особенностями и ориентациями и необходимостью сохранить уникальность собственной личности, индивидуального потенциала;
  • между ростом взаимозависимости людей в современном мире и готовностью человека к социальной терпимости, толерантности в различных жизненных ситуациях;
  •  между ростом объема знаний в современном информационном обществе и соответствием личностного развития;
  • между информационным давлением СМИ и необходимостью реализации собственной мировоззренческой и гражданской позиции;
  • между пассивной, зачастую потребительской позицией учащегося и необходимостью формирования активной личности средствами школы, школьного исторического образования;
  • между необходимостью формирования системных исторических представлений и недостаточностью современных научно-методических разработок в практике школы;
  • между дифференциацией, индивидуализацией обучения и тенденцией к технологичности в массовом образовании.

                Образовательная область «Обществознание» в НРК Свердловской области включает следующие учебные курсы – «История Урала», « Политика и право», «Основы экономической культуры», «География Свердловской области». Отдельно выделена образовательная область «Культура Урала», которая предполагает следующие содержательные линии:

  1. История Урала
  2. Художественная культура Урала
  3. Экономическая культура Урала
  4. Этнокультурология.

Таким образом, определены возможности комплексного включения на основе интеграции местного социо-культурного потенциала в образовательный процесс.

                Назначение курса «История Урала» определяется разработчиками ГОСа НРК как способ конкретизации федерального стандарта по истории, который может содействовать рассмотрению региональной истории как части мировых, общероссийских процессов, выявляя ее своеобразие. Особо подчеркивается интегративный характер содержания курса. Общерегиональный подход дает возможность рассматривать Урал как единую территорию пяти областей – Пермской, Свердловской, Оренбургской, Челябинской, Курганской, двух республик Удмуртии и Башкортостана.  В содержание требований НРК введены:

-          обязательный минимум содержания образования на основе уровневого построения,

-          перечислены содержательные линии, основные и дополнительные темы,

-          ключевые понятия,

-          определены составляющие качества образованности для каждой ступени обучения.

Установки НРК ГОСа дают возможность рассматривать Урал как регион, обладающий уникальными природно-климатическими, экономическими, этническими, социо-культурными, историческими, политическими особенностями. Актуальность содержания не вызывает сомнения.

                Пятилетие, прошедшее со времени внедрения, достаточный срок, чтобы провести анализ практической реализации требований НРК ГОСа в историческом образовании.

Объект мониторингового исследования: НРК ГОСа Свердловской области. Предмет: Реализация НРК ГОСа в историческом образовании.

Цель: Определить особенности реализации требований НРК ГОСа Свердловской области как направления инновационной деятельности в совершенствовании качества школьного исторического образования.

Задачи:

1.        определить основы системы отслеживания результатов учебно-методической деятельности по развитию школьного исторического образования через внедрение интегративного курса «История Урала»;

2.        выявить факторы, влияющие на качество формируемой системы школьного исторического образования;

3.        оценить оптимальность формируемой системы;

4.        определить наиболее эффективные действия по развитию школьного исторического образования в г. Екатеринбурге на современном этапе.

Мониторинг теоретического обеспечения и практики реализации школьного курса «История Урала» в образовательных учреждениях г.Екатеринбурга проводился по следующим параметрам:

  • Теоретико-методологические основы построения, принципы и критерии отбора содержания, структура  регионального компонента школьного исторического образования.
  • Организационные условия – распределение часов и структура базисного учебного плана Свердловской области, эффективность планирования деятельности школы по реализации требований ГОСа НРК в образовательной области «Обществознание», обеспечение соответствия между федеральным, национально-региональным и локальным компонентами содержания школьного исторического образования.
  • Программно-методическое обеспечение.
  • Кадровые условия.
  • Качественные показатели эффективности процесса обучения.

Использовались методы мониторинговых исследований:

  • Анализ документов
  • Наблюдение
  • Анкетирование
  • Интервью
  • Самооценка.

Полученная за ряд последних лет  информация приводит нас к следующим выводам:

  • Введение в школах предметов и курсов НРК носит рекомендательный, а, следовательно, необязательный характер; знание местного исторического материала при итоговой аттестации учащихся не учитывается.
  • В практике школы доминирующим остается знаниевый подход к образованию. Особую нервозность в школах создает неопределенность модели и процедуры в Свердловской области единого государственного экзамена (ЕГЭ). Как результат, администрация образовательных учреждений часы школьного компонента направляет на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Вариативности , свободного  выбора учебных курсов в общеобразовательных учреждениях практически нет. Вопросы научного и научно-методического обеспечения вариативности учебных планов и преемственности, соотношения краеведения и регионоведения в содержании исторического образования требуют серьезной доработки.
  • Нехватка учителей предметников, в том числе учителей истории стабильно ощущается на протяжении ряда лет. Вследствие этого педагоги работают с большими нагрузками и ориентированы прежде всего на реализацию обязательного федерального компонента исторического образования. При этом возможности регионального компонента как средства объективного и неполитизированного изучения полиэтнической, многоконфессиальной истории России не используются.
  •  В 2005 г. российская школа начнет переход на предпрофильное и профильное обучение. Однако сегодня школы сориентированы на введение элективных курсов, программы которых получены из Москвы, следовательно, огромный резерв местного материала в подготовке гуманитарных и социально-экономических классов не задействуется.
  • Введение курса «История Урала» в учебный план школы остается проблемой учителей-энтузиастов, которые за прошедшие после принятия НРК так и не получили доступного, интересного УМК, обеспечивающего возможность организации системной работы в данном направлении.
  •  Не использованы возможности создания интегративного курса, если не «История Урала», то «Ураловедение» в основной школе. Идея изучения родного края на системных основаниях остается нереализованной в полном объеме. Счастливым исключением можно считать программу факультативного курса для 10-11 классов Н.А.Миненко «Этнокультурная история Урала». Автор отмечает, что цель данного курса составляет ознакомление учащихся с историей родного края как историей этносов и локальных этнокультурных групп для приобщения молодого поколения к духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений.
  • Тиражи учебников явно недостаточны для обеспечения всех учащихся. Так, например, учебное пособие для учащихся 6-7 классов Виноградова Н., Чагина Г., Шкерина В. «История Урала с древнейших времен до конца XVIII века», (Екатеринбург, 2001) - всего 2 тысячи экземпляров; такой же тираж учебника «История Урала» под ред. Б.М. Личмана и В.Д. Камынина; учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений «История Урала с древнейших времен до наших дней» под общей редакцией И.С. Огоновской, Н.Н.  Попова (Екатеринбург, 2003) – 16 тысяч. В школы в результате направляется 1-3 экземпляра для ознакомления. Организовать учебную деятельность невозможно. Нет карт, атласов, комплекта контурных карт, рабочих тетрадей, комплекта иллюстративных материалов.
  • Масштабной, качественной курсовой переподготовки учителей не проводилось. Следовательно, по-прежнему острой остается проблема повышения профессиональной компетентности учителей истории в области региональной тематики.
  • Существующих сегодня каналов для тиражирования практического опыта реализации регионального компонента явно недостаточно.
  • Явно недостаточным является обеспечение условий рационального использования возможностей объединения базового и дополнительного образования.
  • Освоение истории родного края в большинстве образовательных учреждений осуществляется через экскурсионные программы коммерческих фирм, а, следовательно, носит фрагментарный характер и заменить систематический курс не может.
  • Предложения кафедры исторического и социально-гуманитарного образования ИРРО по развитию культурно-исторической содержательной линии НРК ГОСа остаются на сегодняшний день самой полной, логичной, комплексной, но нереализованной программой действий.

                Анализ выявленных проблем приводит нас к неутешительному выводу, что должного внимания к курсу региональной истории, как обязательной составляющей современного подхода к историческому образованию, не уделяется. Как Урал располагается на границе Европы и Азии, на перепутье историко-культурных и культурно-этнических традиций. Проблема внедрения и ведения в школах курса «История Урала» требует основательного пересмотра и выбора направления решения. Для города Екатеринбурга сегодняшнюю ситуацию можно считать наиболее благоприятной в связи с принятием к разработке и реализации стратегического проекта на период до 2015 года «Городская школа - стандарт «Пять звезд». Цель проекта: повышение качества общего образования, степени его практической направленности как условия адаптации выпускников системы общего образования к жизни в обществе, гарантии их жизненного успеха. Одним из направлений в его реализации является обновление содержания общего образования. Научно-методическое и организационно-управленческое сопровождение внедрения региональной истории необходимо. Объединение усилий участников образовательного процесса – учителей, родителей, учащихся, органов управления и развития образования, учреждений науки и культуры может содействовать реальному изменению ситуации.

__________________________________

1.        Федеральная программа развития образования. М., 2000.

2.        Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М., 2000.

3.                 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.    М., 2001.

4.        О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122.

5.                 Новые государственные стандарты школьного исторического образования. М., 2004.

6.        Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. Екатеринбург, 2001.

7.        Культурно-историческая содержательная линия НРК ГОСа в образовательном процессе. Сб. материалов / Под общей ред. Андрияновой Н.В., Огоновской И.С. Екатеринбург, 2001.

8.        Екатеринбургская школа: результаты и стратегия развития. Екатеринбург, 2004.

9.        Этно-культурное образование. Программно-методический комплект 1-11 кл.: Пособие для учителя / Сост., ред., вступ. ст. П.Лабзенко. Екатеринбург, 2003.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=454    /    Просмотров: 8601

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"