МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
14.10.2004 (13:01)
Версия для печати
РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ КАК ЧАСТЬ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА КЛАССИЧЕСКОЙ ГУМАНИТАРНОЙ ГИМНАЗИИ № 57 Г. КУРГАНА

Ушаков М.В - "Проект Ахей"

Центральной идеей гуманизма является актуализация через гуманистические занятия возможностей, заложенных в индивиде, всесторонняя культивация его “достоинства”. (См.: “Философский энциклопедический словарь”)

Одной из основных проблем реформирования образования в современной России является гуманизация образования с целью преодолений последствий тоталитаризма и формирования нового общества, нового человека-гуманиста. В перестроечные годы и первые годы “суверенной России” “гуманизация” и “цивилизованность” очень часто рассматривались как ценности, присущие исключительно западноевропейской цивилизации. Это нашло свое отражение и в модернизации системы образования. Наряду с положительными моментами – вариативность учебных программ, углубленное изучение отдельных предметов, появление таких курсов как мировая художественная культура, история мировых цивилизаций, были незаслуженно забыты достижения отечественной школы: система патриотического воспитания и школьное краеведение. В основном эта работа в начале 90х годов держалась на учителях-энтузиастах. В то же самое время в отечественной исторической науке начали преобладать исследования, связанные с локальной историей, а краеведческое движение из занятия любителей истории превратилось в полупрофессиональную деятельность. В середине 90х годов происходит образование учебных заведений нового типа: гимназий, лицеев, колледжей с определенными учебными планами и новыми, часто самостоятельными, учебными курсами. Одним из наиболее популярных учебных заведений нового типа являются гуманитарные гимназии, где первоочередное внимание уделяется изучению предметов гуманитарного цикла. Именно они взяли на себя функцию гуманизации образования.

  • главная цель гуманистической педагогики – способствовать личностному росту ребенка. Основные ценности ее: личное достоинство; свободный выбор и ответственность за него; творчество и инициативность в познании и самовыражении; построение образования на инициативе, интересе, желании; только образование обеспечивает личностный рост человека

В нынешней ситуации эту свою роль образование сможет выполнять лишь при условии обновления его содержания на принципах гуманитаризации, интеграции, модульности, деятельного подхода.

Духовность во многом держится на знании, а наилучший результат дает образование, соединившее в себе духовное и интеллектуальное начало.

Учебно-воспитательный процесс, направленный на личностный рост ученика, должен носить культурологический характер.

Движение от обычной школы к гимназии началось в 1988 г. с образованием классов углубленного изучения истории в сотрудничестве с историческим факультетом Курганского педагогического института, теперь университета. Причем изначально в этих классах ставилась задача не углубленного изучения истории вообще, как науки, а попытаться через систему гуманитарных курсов выявить и развить индивидуальные гуманитарные и профессиональные интересы учащихся.

С 1996 г. гимназия работает над проблемой личностно-ориентированного подхода: основная задача учителя в проектировании образовательного процесса – это распознавание типологических особенностей учеников и умение соотносить их позитивные стороны с целями, задачами и практической учебной деятельностью на конкретном уроке. Краеведческая работа в гимназии ведется совместно с Курганским государственным университетом, Областным краеведческим музеем, Музеем декабристов, Государственным архивом Курганской области.

Исходя из современных задач и возможностей гимназии, краеведческая работа проводится с учебно-воспитательной (основной), познавательной и научной целями. В учебный план, начиная с 8 класса, введен курс краеведения (1час в неделю), базовым учебником для которого является “История земли Курганской”, созданный преподавателями КГУ, а также “История Урала” (Екатеринбург, 1999 год) под редакцией Б.В.Личмана и В.Д.Камынина.

Данные учебные пособия, благодаря своему методическому аппарату, ориентируют учащихся не только на усвоение определенной информации по истории родного края, но и на самостоятельную творческую деятельность, связанную с изучением отдельных исторических периодов; деятелей культуры, экономики, политики Зауралья; истории промышленных предприятий, медицинских и образовательных учреждений; своей семьи.

В результате самостоятельной деятельности учащихся в течение последних пяти лет накоплен определенный дополнительный фактологический материал, которым учитель активно пользуется на занятиях. Наибольшую значимость в краеведческой работе как составной части личностно-ориентированного подхода является работа научных обществ, политклуба, кружков, связанных с краеведческой тематикой.

Структура исторического краеведения гимназии в настоящий момент представляет собой:

    1. Научное общество учащихся (НОУ) при КГУ, руководитель – к. и. н., доцент В.В. Менщиков.

    2. Археологический кружок, руководитель – к. и. н., преподаватель КГУ С.Н. Шилов.

    3. Политклуб “Интеллектуал”, руководитель – учитель истории М.В. Ушаков

    4. Факультатив по вспомогательным историческим дисциплинам, руководитель – к. и. н. П.А. Свищев.

НОУ занимается развитием теоретических знаний и навыков учащихся по основным проблемам исторической науки и локальной истории. Учащимися подготовлены рефераты по проблемам “История образования г. Кургана во второй половине XIX века”, “Политические партии Зауралья в начале XX века”, “Иностранный капитал в Зауралье в конце XIX – начале XX века”. Большинство членов НОУ по окончании школы становятся студентами историко-правоведческого факультета (ИПФ) КГУ и продолжают работу в НОУ в качестве помощников руководителя. Это способствует профориентационной направленности работы НОУ. Отдельные учащиеся участвуют в научных студенческих конференциях. Именно в НОУ учащиеся осваивают навыки архивной и музейной работы, знакомятся с историей как с живым творческим процессом деятельности конкретных личностей.

Археологический кружок ставит своей целью развитие активной познавательной деятельности учащихся. С 1989 г. члены кружка совместно со студентами КГУ участвуют в археологических экспедициях на территории Зауралья. А с 1990 по 1994 гг. гимназия №57 заключала договор с Институтом Археологии Академии Наук Украины, по которому учащиеся гимназии были в составе экспедиции, занимавшейся раскопками древнегреческого города Калос-Лимен (Прекрасная Гавань). Итогом деятельности кружка стало участие ребят в межвузовской студенческой конференции в г. Волгограде, где они получили дипломы за лучшие доклады. Один из членов кружка профессионально занимается археологией и готовится стать аспирантом КГУ по специальности “археология”.

Работа политклуба ориентирована на развитие умения учащихся применять теоретические знания общественных наук при проведении диспутов, конференций не только по злободневной проблематике современной России, но главным образом связанными с проблемами мировоззренческого и нравственного становления молодежи. Работа политклуба определяется во многом изучением учащимися старших классов таких факультативных курсов как история религии и история философии, что способствует предохранению интеллектуального мира школьников от опасной “болезни” - демагогии.

Итоги работы учащихся и преподавателей подводятся на ежегодных научно-практических конференциях, где практикуются как пленарные, так и секционные занятия. Лучшие учащиеся награждаются дипломами и поощряются денежными премиями. Последние 5 лет учащиеся гимназии становятся победителями областных олимпиад по истории, областных конкурсов по гуманитарным предметам, телевизионной интеллектуальной игры “Аукцион знаний”. Но главным достижением на сегодняшний день в работе над проблемой гуманизации образования педагогический коллектив и учителя истории считают возросший интерес учащихся не только к проблемам истории родного края, но и к истории собственной семьи. Именно развитие такого направления как генеалогия в краеведческой работе и есть перспективная задача школьного краеведения гимназии № 57.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=397    /    Просмотров: 6656

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"