МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
14.10.2004 (12:58)
Версия для печати
ИЗУЧЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ИСКУССТВА В ШКОЛЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА РОДНОГО КРАЯ

Пешко С.В. - "Проект Ахей"

 

В знаменитой триаде "прошлое-настоящее-будущее" произведения архитектурного искусства занимают почётное место, так как составляют часть материальной культуры человечества, несущую уникальную информацию об идеях эпохи, общественного сознания, исторических событиях, развитии быта, национальных традиций, думах и чаяниях народа, достояниях художественной культуры и искусства, научно-технических достижениях. Значение архитектурного искусства в жизни велико, оно затрагивает различные сферы личности: эмоции, чувства, интеллектуальные способности, нравственные взгляды и убеждения, гражданскую позицию, является фактором формирования основ мировоззрения, нравственно-патриотических, гражданских, художественно-эстетических чувств. Именно поэтому одним из важнейших факторов гуманизации школы, духовно-личностного развития учащихся, развития их художественно-творческих способностей является насыщение школы духом высокого искусства.

Урал внёс значительный вклад в науку, культуру и искусство России. Здесь трудились выдающиеся учёные и изобретатели, писатели и художники, народные умельцы. Немало было на Урале и талантливых зодчих. Их творчество отмечено профессиональным совершенством и несомненной самобытностью. По убеждению А.Ю. Каптикова, профессора Уральской государственной архитектурно-художественной академии, архитектура Урала внесла значительный вклад в архитектурное искусство России в целом, и имеет все основания рассматриваться специально в качестве региональной школы, ибо она обладает определёнными традициями, тесно связанными с историко-политическим, промышленным, экономическим развитием государства Российского, а также его геофизическими и национально-этническими особенностями. Это, во-первых, большая, а на ряде этапов основополагающая роль промышленных построек, во-вторых, своеобразие художественно-стилевых черт на всех этапах её развития.

Изучение истории развития архитектурного искусства Урала, по нашему мнению, не только расширяет кругозор и обогащает интеллект, но и даёт возможность видеть историю зодчества как закономерный процесс его развития, укрепляя тем самым веру в прогресс, силу разума и творческого гения человечества. Изучение истории архитектуры создаёт условия для анализа и сравнения уровня достижений культуры и искусства Уральского региона по отношению к развитию культуры и искусства в общероссийских масштабах. Именно последний аспект проблемы, в большей степени, способствует становлению нравственно-патриотических и гражданских чувств учащихся. И именно поэтому, изучение истории развития архитектуры Урала является существенной стороной подготовки будущих специалистов, призванных жить и работать на Урале на благо родного края.

Базисный учебный план среднего (общегражданского) образования Свердловской области предлагает изучение архитектурного искусства в рамках спецкурса "Литература, архитектура, живопись современного Урала" лишь в Х-ХI классах. Но мы, опираясь на ряд психолого-педагогических исследований отечественной науки (Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, А.Н. Давидчук, З.В. Лишт-ван, Л.А. Парамонова, С.Ю. Бологова, Л.Г. Савенкова, Н.Ф. Метленков, А.В. Степанов и др.), а также на собственные теоретические и практические исследования, показывающие, что ребёнку младшего школьного возраста доступно восприятие и осмысление пространственной формы, её положения в пространстве, членения её объёмов и их отношения между собой, пластика линий, архитектурный декор, полагаем, что знакомство детей с архитектурой родного города, края возможно уже в начальных классах общегражданской школы.

Предлагаемая нами к реализации в 3-х классах начальной школы программа специального курса "Архитектурное искусство Урала", рассчитанная на 36 часов, имеет своей целью введение в общегражданскую школу изучения архитектурного искусства родного края, как средства формирования нравственно-патриотических, гражданских чувств и качеств личности младших школьников.

    • овладение детьми младшего школьного возраста доступным объёмом знаний, представлений об архитектурном искусстве, его истории развития, основных функциях, видах, средствах; овладение знаниями об особенностях развития архитектурного искусства Урала, уральской школе зодчества, её традициях;

    • формирование художественно-эстетического восприятия архитектурных форм Родного края, чувства гордости и восхищения при восприятии архитектурного наследия прошлого и современных сооружений; активизация познавательного интереса к истории сооружения и существования наиболее значимых архитектурных памятников края;

    • воспитание чувства любви к родному городу, краю; стимулирование проявления заботы, бережного отношения к своему городу, стремления участвовать в посильном труде на благо сохранения архитектурного облика своего города, края.

В общем, смысловом содержании программы просматриваются две основные' её части. В качестве конечного результата изучения учащимися первой части мы видим "общекультурную архитектурную подготовку “(термин Н. Метленкова и А. Степанова). Отбор содержания, тематики разделов обусловлен задачей овладения школьниками некой базой – элементарными знаниями об архитектурном искусстве, его видах, типах, средствах, стилях и т.д., овладения терминологическим аппаратом-набором специфических терминов для последующего использования его в активном словаре (при описании сооружений, объектов, в составлении творческих рассказов, в целях грамотного выражения своих мыслей, суждений и т.д.). Так, например, изучение основных этапов развития архитектуры направлено на ознакомление с эволюцией конструктивных и художественно-выразительных средств, приёмов, традиций, особенностей различных архитектурных стилей. Без овладения данным содержанием учащиеся будут испытывать значительные трудности в восприятии и осмыслении особенностей архитектурного облика зданий, сооружений родного города, края. В качестве конечного результата изучения учащимися второй части программы, мы видим у них проявление интереса к истории развития зодчества на Урале, истории возникновения отдельных сооружении, их авторов, уважения к архитектурному наследию края, любви к родному городу.

Особенностью программы служит возможность широкой вариативности её содержания, выбора перечня рассматриваемых образцов и форм ознакомления с ними. Например, тема “Город, где мы живём” может включать абсолютно новое содержание, отобранное по административно-территориальному признаку расположения образовательного учреждения. Особенно благодатная почва для внесения изменений в содержание и его реализацию в Нижнем Тагиле, Ирбите, Каменске-Уральском, Верхотурье, Алапаевске, Камышлове – городах Свердловской области, являющимися, своего рода, памятниками истории и культуры Среднего Урала.

Содержание курса неразрывно связано с историей и географией, литературой и искусством Уральского региона, и, соответственно, тесно взаимосвязано с дисциплинами учебного плана образовательного учреждения. Так, например, при изучении специфики формирования уральской школы зодчества школьники получают сведения о процессе заселения Урала, его национальном составе, природо-климатических, геофизических, социально-экономических особенностях отдельных регионов; при изучении деревянного зодчества, они определяют влияние дерева, как единственного строительного материала на Урале до конца ХVII века, на конструктивную и художественную сущность построек. Изучая возникновение каменного строительства на Урале, невозможно обойти поход Ермака в Сибирь, завоевание новых земель, падение Казанского ханства, административно-хозяйственную политику правительства Петра 1 Великого, и, как следствие этого, возникновение новых населённых пунктов, многочисленных сторожевых “слобод”, изучение богатства недр земли уральской, подъём бурного развития горнозаводской промышленности, застройка административных центров в камне, линейная планировка застройки населённых пунктов и т.д.

В современном индустриальном городе, одном из крупнейших центров науки, техники, экономики, культуры и искусства России, живёт и старый Екатеринбург - носитель истории. Живёт в его планировке, в тишине старых улочек, в разнообразии старинных особняков, величественных церквях и храмах. Историческая судьба Екатеринбурга наглядно представлена в его градостроительной структуре, в разнообразии стилей и типов зданий, что в совокупности и определяет художественную и историко-культурную самобытность уральского города. Познавая архитектуру родного города, учащиеся познают его историю. В ходе экскурсионных прогулок по историческим, заповедным местам, уголкам города на различную тематику: “Мой город вчера и сегодня”, “Главный проспект-свидетель истории города”, “По центральным площадям и улицам”, “Творенье зодчих старого Урала”, посещения музеев “Архитектуры и промышленной техники”, “Истории Екатеринбурга”, музея под открытым небом “Исторический сквер”, а так же в ходе самостоятельной работы по описанию объектов, эскизных зарисовок с натуры особенностей стиля, декора, поиску исторических и искусствоведческих материалов по какому-либо отдельному архитектурному сооружению или их комплексу, учащиеся знакомятся с историей создания и существования, наиболее значимых для города, края современных архитектурных сооружений и памятников архитектуры. Архитектурные памятники являются не просто красивыми старинными сооружениями, подкупающими разнообразием форм. Историческая застройка во всех её временных проявлениях имеет большое познавательное значение, так как она показывает этапы формирования архитектурного и историко-художественного образа в целом. Так, в формировании архитектурного образа Екатеринбурга выделяется четыре основных этапа.

1723 год – конец ХVIII века – этап развития Екатеринбурга как завода-крепости, постепенное превращение в уездный город Пермской губернии, а затем в административный центр Урала. В этот период была заложена основа регулярной планировки города. ХVIII век оставил Екатеринбургу здания Горного правления, контролирующего работу всех казённых заводов Урала и положившее начало каменного строительства в городе, здание Вознесенской церкви - единственного в городе памятника культовой архитектуры, несущего черты русского барокко, дом-усадьбу купцов Казанцевых.

Первая половина XIX века “золотой век” - наиболее яркий период градостроительного развития на Урале и в Екатеринбурге в том числе. Расцвет архитектуры русского классицизма совпал с укреплением административного статуса города. В это время осуществляется застройка его центральной части зданиями, которые являются сегодня наиболее яркими образцами архитектурного наследия. Это и усадебный комплекс Харитонова-Расторгуева – “Подлинный акрополь Екатеринбурга” - (Д. Мамин-Сибиряк), усадьбы купцов Рязановых, первый городской театр, и здание горной аптеки, комплекс Ново-Тихвинского монастыря, комплекс контор, госпиталя Верх-Исетского завода и многие другие сооружения.

"Вторая половина Х1Х-начало ХХ века – век “архитектурного маскарада”. Екатеринбург превратился в капиталистический город, в его архитектуре отразились все сложности взаимодействия стилей и градостроительных принципов своего времени – переход от классицизма к эклектике, хаотичность застройки множеством зданий различного назначения, массовой застройки, которая и составила основную историческую канву современного города. Самобытность архитектурного образа города того времени составляют здания Железнодорожного вокзала, оперного театра, епархиального училища, домов Железновых, Севастьянова, Агафуровых, здание Уездного казначейства и многие другие.

Четвёртый период формирования архитектурно-художественного облика города – “индустриального центра” – ХХ век, очень сложен, противоречив и делится ещё на ряд временных отрезков. В 20-30-е годы, как следствие новой административно-хозяйственной политики, идёт активный поиск новых художественно-стилистических решений. Обращение к неоклассицизму привело к возникновению таких уникальных сооружений, как здание Делового клуба. Управления железной дорогие развитие и распространение конструктивизма, как функционального рабочего метода “жизнестроения” привело к строительству Городка чекистов, Дома связи, Дома контор, Дома обороны, главного корпуса УГТУ-УПИ. 1940-50-е годы характеризуются развёртыванием реконструкционных работ на улице Свердлова, “визитной карточке города”, застройкой проспекта Ленина. 1960-70-е годы оставили облику города последствия борьбы с “архитектурными излишками”. В этот период развивается мощная строительная индустрия, широкомасштабное жилищное строительство, возведение микрорайонов из зданий упрощённой планировки и отделки. Появляются здания Дома политического просвещения, Дворца молодёжи, ЦУМа, театра Музыкальной комедии. И наконец, 1980-90-е годы XX века: кроме строительства сооружений метрополитена, зданий повышенной этажности, начата работа по возвращению и реставрации культовых зданий, разрабатывается историко-опорный план города, основанный на комплексе исследования сохранившихся сооружений прошлого, ведется восстановление памятников архитектуры как путь сохранения историко-художественного своеобразия образа центра города, придающего неповторимость, самобытность облику города в целом.

Чтобы по-настоящему любить Родину, свой край, знать его историю, культуру, необходимо познавать и изучать его историко-культурное наследие, в котором архитектурное искусство занимает достаточно почётное место.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=394    /    Просмотров: 8342

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"