МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
14.10.2004 (10:50)
Версия для печати
РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ (ОПЫТ УДМУРТИИ 1920-Х ГГ.)

Васильева О.И - "Проект Ахей"

 

На рубеже веков общемировой тенденцией в сфере образования стала его демократизация и гуманитаризация. На первый план в процессе обучения выходит человек, его проблемы и интересы. В связи с этим у ученых и педагогов возрастает интерес к краеведению, которое интегрирует как демократические начала в познавательной и научной деятельности, так и гуманистическую направленность исследований. Краеведение, как никакая другая область науки, наиболее приближена к конкретному человеку.

Роль краеведения особенно возрастает в периоды реформирования общества, ускорения модернизационных процессов, быстрой трансформации социальных групп. В это время оно выполняет двоякую функцию. С одной стороны, оно призвано изучать местный край, с тем, чтобы способствовать его реформированию. Так, А. Луначарский, говоря о роли краеведения, отмечал: “...трудно себе представить какой-либо вопрос, который мог бы разрешиться вне конкретного знания страны, условий каждой данной местности”.1 С другой стороны, оно выступает как один из адаптивно-стабилизирующих факторов в нестабильном обществе. Чувство “малой родины”, гордость за земляков, знание своей истории укрепляют уверенность человека в своем настоящем и будущем.

Адаптивно-стабилизирующую функцию в современном мире несет и этнический фактор. В условиях, когда рушатся прежние социальные, групповые и прочие связи, сохраняющаяся этническая общность дает человеку чувство защищенности. Не случайным, поэтому является “взрыв этничности” в конце ХХ в. в России. В национальных республиках и областях образовались многочисленные национальные общества, главной задачей которых стало культурное “возрождение” своего народа, в том числе и через интенсификацию его научного изучения.

В России накоплен большой опыт в области краеведения. Особенный интерес представляют 1920-е гг., которые вошли в историческую науку как “золотое десятилетие” отечественного краеведения и по количеству созданных в это время краеведческих обществ, и по масштабам их деятельности. Отдельную страницу в истории краеведения 1920-х гг. составило национальное краеведение.

В декабре 1921 г. в Москве состоялась Всероссийская конференция научных обществ по изучению местного края, созванная Академическим центром Наркомпроса РСФСР. К этому моменту по стране их насчитывалось 45, и это количество быстро росло. Для координации работы на конференции был создан руководящий орган – Центральное Бюро краеведения.2 К марту 1923 г. количество краеведческих обществ, их отделений и кружков возросло до 231 (кроме Москвы и Петрограда). Особое внимание уделялось развитию краеведения в национальных республиках и областях. На пятой сессии Центрального Бюро краеведения в январе 1924 г. с докладом “О необходимости привлечения к краеведной работе национальных групп” выступил С. Ф. Ольденбург, известный востоковед, академик, непременный секретарь Академии Наук, председатель ЦБК. Он указал на необходимость создания таких условий для работы, при которых сами национальные группы могли бы приступить к изучению своего быта, языка и т. п. Этот доклад нашел необычайно живой отклик среди собравшихся, многие выступавшие поддерживали и одобряли его.3 На третьей Всероссийской конференции по краеведению в декабре 1927 г. при ЦБК была создана секция национальностей.

На территории Удмуртии и вне ее в эти годы были созданы несколько краеведческих организаций, ставящих своей целью изучение местного края и его народа: в 1922 г. в Москве – общество по изучению удмуртской культуры “Боляк” (с филиалами в Казани, Вятке и др.), в 1923 г. – кружок по изучению удмуртской культуры при Центральном удмуртском клубе в Ижевске, краеведческий кружок при удмуртском клубе в Дебессах, удмуртский кружок краеведения в Глазове, в 1925 г. – Глазовское общество по изучению местного края (преобразовано из кружка краеведения), общество по изучению удмуртского края в Ижевске. В 1926 г. Глазовское краеведческое общество вошло в состав Ижевского на правах его филиала. Кроме того, краеведческую работу вели учащиеся четырех удмуртских педагогических техникумов.

Особое значение в судьбах удмуртской интеллигенции сыграло общество “Боляк”. Его создателем был К. П. Герд – поэт, ученый, один из лидеров удмуртской интеллигенции. Приехав на учебу в Москву, он сплотил вокруг себя удмуртскую молодежь, обучающуюся в вузах города. Оказавшись вдали от родины, молодые удмурты острее начинали осознавать свою общность, интересовались своей культурой, прошлым своего народа, ведь они готовились к работе в Удмуртии, среди удмуртского населения. В 1923 г. в газете “Ижевская правда” было опубликовано обращение общества “Боляк” “Ко всей вотской интеллигенции”, в котором определялись задачи общества: “Общество по изучению Вотской культуры, ставя целью вовлечение вотского народа в культурную и экономическую жизнь Советского государства, приступило: а) к изучению вотской культуры как материальной, так и духовной; б) к подготовке работников путем работы в кружках, где разбираются вопросы краеведения, истории и языка; с) к объединению культурных сил для выработки методов просвещения вотской массы”.4

Члены общества приступили к изучению истории, этнографии и языка удмуртов. Основной формой работы была подготовка докладов и обсуждение их на общих собраниях. Перечислим названия некоторых из них: “Родной язык в воспитании вотяцких детей” (М. М. Аммосов), “О современном вотяцком литературном языке” (И. Д. Дмитриев–Кельда), “Основные принципы в вотском языке” (К. П. Герд), “Вотское учительство прежде и теперь” (И. С. Михеев) и др.

Для расширения круга изучаемых проблем и более углубленной их проработки при обществе было создано несколько кружков и секций: кружок удмуртского языка и литературы, сельскохозяйственная, общественно-политическая, этнографическая, педагогическая секции, переводческий и лекторский кружки, комитет друзей вотского печатного слова. В 1924 г. общество организовало курсы удмуртского языка для студентов Удмуртии, обучающихся в Москве.

Активную работу проводили члены общества во время каникул, плодотворно используя каждый свой приезд на родину. Они собирали исторический, этнографический и фольклорный материалы, участвовали в работе общественных и государственных организаций и учреждений.

Общество “Боляк” приступило к подготовке сборников своих научных трудов. В 1926 г. в Центральном издательстве народов СССР вышел их первый сборник по вопросам экономики, быта и культуры удмуртов “Вотяки” под редакцией К. П. Герда и профессора В. П. Налимова, составленный на основе докладов, прочитанных и обсужденных на заседаниях общества. Научная работа членов общества получила высокую оценку финно-угроведов и не утратила значения и сейчас.

Во второй половине 20-х годов плодотворная работа по изучению и развитию национальной культуры осложняется. В 1925 г. исключен из членов общества, снят с преподавательской работы председатель правления казанского филиала И. С. Михеев за “политические ошибки”. Усилились нападки на К. П. Герда как проводника кулацких, националистических настроений. К 1928 г. работа общества “Боляк” оказалась парализованной. Подготовленный второй выпуск сборника “Вотяки” не был издан. А официально общество было ликвидировано в феврале 1930 г. на заседании правления организации писателей ВУАРП. В 1930-е годы деятельность общества “Боляк” была признана вредной, националистической. Многие его члены пострадали в результате гонений и репрессий.

Значение общества трудно переоценить. Находясь в иноязычной среде, члены общества не только не утратили свою самобытность, но и занимались “ликвидацией вотской неграмотности среди вотской интеллигенции”,5 активно развивали национальную культуру. Деятельность общества “Боляк” была направлена на то, чтобы подготовить удмуртскую интеллигенцию, которая смогла бы продолжить дело, начатое просветителями удмуртского народа: обеспечить эффективное обучение и воспитание удмуртских детей на родном языке, продолжить работу по выработке норм удмуртского литературного языка и созданию всех жанров удмуртской литературы, продолжить развитие научного удмуртоведения. Основательная подготовка, в том числе и краеведческая, позволила членам общества стать впоследствии видными учеными, культурными и общественными деятелями.

Большое значение для формирования удмуртской интеллигенции имела краеведческая работа учащихся удмуртских педтехникумов, которые готовили учителей для удмуртских школ. Учащиеся собирали удмуртский фольклор, изучали быт и жизнь удмуртов. При Можгинском педтехникуме, например, по инициативе его директора Я. И. Ильина в начале 20-х гг. был создан краеведческий музей, организовывались экспедиции для его пополнения. В краеведческой работе участвовали и члены литературного и хорового кружков. В 1923–1924 гг. для записи удмуртских песен учащиеся педтехникума совершили ряд поездок по удмуртским деревням. Итогом их работы стало создание первого сборника удмуртских народных песен “Кубыз”.

Краеведение 20-х гг. воспитывало у студентов и учащихся чувство национальной гордости и стремление способствовать дальнейшему прогрессу своего народа. Этот опыт, поэтому, имеет значение и сегодня.

______________________________

1ГАРФ. Ф. 2307. Оп. 2. Д. 33. Л. 1 об. 2Там же. 3Краеведение. 1924. № 3. 4Ижевская правда. 1923. 28 июля. 5Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Ф. 174. Оп.1. Д. 135. Л. 243.

Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=388    /    Просмотров: 6505

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"