МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
07.10.2004 (17:51)
Версия для печати
ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ В СОДЕРЖАНИИ КУРСА “МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА” В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Рябова С.В. - "Проект Ахей"

В последнее время вопрос о формировании содержания образования стал особенно актуальным для гуманитарного блока знаний в связи со сменой концепций истории и обществознания. Предмет “Мировая художественная культура” объединяет в своем содержании основы нескольких гуманитарных наук: история, культурология, эстетика, искусствознание. В методическом аспекте большое значение имеет их интеграция в единый концептуальный комплекс. Мы предлагаем рассмотреть варианты комплексов исторических, культурологических и искусствоведческих подходов, встречающихся в современных программах и учебных пособиях по курсу “Мировая художественная культура”. Большинство из них представляет собой своего рода справочники современных научных подходов, поскольку содержание материала, как правило, не представляет собой целостного описания развития мировой культуры с единых концептуальных позиций.

Какие же методологические подходы к истории культуры наиболее распространены в учебной литературе?

Одним из наиболее актуальных подходов является теория менталитета, предложенная французской исторической школой “Анналов” в 30-40–х годах ХХ века. Менталитет представляется как совокупность смыслов и значений в культуре эпохи, как бы “образ мира”, переданный в формах мифологии, фольклора, обычаях, религиозном культе, литературе, искусстве. В российской науке понятие менталитета активно разрабатывал А.Я. Гуревич, который предложил его структуру из категорий культуры эпохи, таких как представление о времени и пространстве, смерти, личности, сверхествественном и материальном мире, труде, богатстве, бедности и т.д.1 Менталитетный подход позволяет авторам учебных пособий показать единство эпохи на основе последовательного рассмотрения мировоззрения и мировосприятия, а затем их отражения в реалиях культуры, в том числе и в художественных образах. Близок к менталитетному и традиционный научный подход, когда первоначально дается исторический очерк развития культуры, а затем следует анализ важнейших культурных текстов, иллюстрирующих характер эпохи.2

Для большинства учебных пособий и программ по мировой художественной культуре характерен форсологический подход – изучение сильных очагов функционирования культуры во времени и в пространстве, объяснение исторических причин расцвета. Он позволяет сконцентрироваться на существенных моментах в истории культуры, как бы опорных точках развития. Наиболее распространенным вариантом такого методологического подхода является европоцентризм. Во многих учебниках и программах рассматриваются все цивилизации, существовавшие на территории Европы, и лишь некоторые азиатские регионы.3

Традиционным для отечественного образования является аксиологический подход к изучению истории культуры – последовательное рассмотрение религиозных, интеллектуальных и художественных ценностей. В случае его интеграции с искусствоведческим подходом развитие мировой художественной культуры представляется как история художественных стилей, сменяющих друг друга. При этом акцент делается на описании конкретных произведений и творческой манеры художников. В результате пособие приобретает характер энциклопедии с комментариями, с преобладанием фактологического содержания.4 Взаимосвязь между историческими эпохами осуществляется в виде небольших итоговых очерков в конце глав. Традиционно по такому типу интеграции строится содержание разделов по истории культуры в учебной литературе по курсам всеобщей и отечественной истории.

Весьма актуальна концепция социодинамики культуры, которая устанавливает зависимость историко-культурного процесса от явлений социального порядка.5 Главное внимание уделяется носителям культуры - социальным слоям. Традиционно такой подход был характерен для истории культуры России. Хотя авторы учебных пособий критикуют марксистскую теорию исторического материализма, вариант социодинамики строится на той же основе – зависимости духовной культуры от социально–экономического уклада в жизни общества.

Самым эффективным с точки зрения практики преподавания мы считаем сравнительный анализ культурных явлений разных цивилизаций. Этот вариант позволяет создать единый образ мировой художественной культуры в сравнении художественных форм древности и средневековья, Возрождения и Просвещения и т.п. Дается непрерывная цепочка развития литературных жанров, искусства театра, архитектуры и изобразительных искусств.6 Вполне применим здесь принцип изучения художественной культуры через культурные тексты. Интегративность достигается объединением искусствоведческого (сравнение художественных форм), исторического (эволюция и традиционность в развитии художественной культуры) и культурологического (изучение культурных текстов) подходов.

Выбор типа интеграции представленных выше научных подходов определяется несколькими факторами. Прежде всего, возрастными возможностями учащихся, которые определяют степень обобщения и теоретический уровень материала. В вузе любой курс изучается более с теоретических, чем фактологических позиций, в отличие от средней школы. Самый высокий уровень обобщения учебного материала для средней школы – проблема, для вуза – теория и концепция. С этой точки зрения для средней школы наиболее подходящим является тип интеграции аксиологического, искусствоведческого и цивилизационного исторического подходов. При этом содержание курса “Мировая художественная культура” представляет собой характеристику системы художественных ценностей, созданных человечеством, в виде истории художественных стилей и приобретает преимущественно описательный и фактологический характер. Проблемный вариант содержания школьного курса даёт применение сравнительного анализа художественных форм разных эпох, хотя бы в конце разделов, посвященных той или иной цивилизации.

Основой для вузовского курса может стать интеграция менталитетного, искусствоведческого, форсологического подходов к содержанию. Их сочетание придает системный и теоретический характер учебному пособию.

Другим фактором, определяющим интеграцию в содержании курса по мировой художественной культуре, является особенность культурных процессов исторической эпохи. Например, средневековую художественную культуру лучше всего изучать с точки зрения менталитета, эпоху Ренессанса на основе форсологического и аксиологического подходов. Большинство действующих и предлагаемых программ курса “Мировая художественная культура” для средней школы составлено именно с учетом этого фактора. Характерно для большинства них рассмотрение художественной культуры эпохи Возрождения путем сочетания аксиологического и искусствоведческого подходов.7 Этот вариант диктуется содержанием эпохи Возрождения, когда происходил процесс индивидуализации в художественной культуре, в отличие от средневековых коллективных форм. Затем художественная культура XVII-XX веков по инерции рассматривается с тех же позиций, а материал становится все обширнее и требует большей степени обобщения. В результате культура XVII-XX веков представляет собой перечисление персоналий и достижений в лучших традициях советских учебников по истории для средней школы, то есть содержание теряет в качестве.

Таким образом, интеграция научных подходов к содержанию курса по мировой художественной культуре представляет большую проблему и требует учета как уровня развития сознания субъекта образования, особенностей развития мировой художественной культуры в ту или иную историческую эпоху, так и сочетаемости разнообразных подходов в единой системе.

__________________________________

1 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1884. 2 Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. М., 1997 г.

3 Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебное пособие для средних педагогических учебных заведений. М., 1998 г.

4Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения (VI-VIII классы). Программа для общеобразовательных учреждений / Сост. Солодовников Ю.А. М., 1994 г.

5 Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997 г.

6 Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. От истоков до XVII в. В лекциях, беседах, рассказах. М., 1996 г.

7 Зарецкая Д.М, Смирнова В.В. Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток. М., 1998.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=300    /    Просмотров: 7985

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"