МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
07.10.2004 (17:41)
Версия для печати
КАКИМ МЫ ВИДИМ НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ИСТОРИИ СИБИРИ

Котович Л.В., Родигина Н.Н.,Сидорчук О.Н., Хлытина О.М.  - "Проект Ахей"

 

В Новосибирске издан комплект пособий по истории Сибири “Сибирь: 400 лет в составе России” для основной и средней школы. В настоящее время кафедра отечественной истории Новосибирского государственного педагогического университета и издательство “ИНФОЛИО-пресс” готовят к выпуску учебное пособие для 3-4 класса “История Сибири. Начальный курс”. Каким будет этот курс?

Вопрос о назначении школьных курсов региональной истории в настоящее время является дискуссионным. По нашему мнению, региональная история призвана способствовать становлению чувства “региональной оседлости”. Стремление связать свою жизнь с родной землёй возникает у человека, когда он гордиться своим краем, своими земляками и, одновременно, понимает, что малая Родина предоставляет ему большой спектр возможностей для самореализации.

Учитывая это, мы отказались от традиционного построения курса региональной истории, когда местный материал лишь конкретизирует и иллюстрирует общероссийскую историю. Предлагаемый нами курс знакомит детей с различными взглядами на Сибирь, её восприятием, изменявшимся в разные периоды истории:

Сибирь как неизведанный, неизвестный край;

Сибирь как кладовая полезных ископаемых и природных богатств;

Сибирь как край, с которым люди связывали надежды на достойную жизнь;

Сибирь как место ссылки;

Сибирь как тыл России в годы Великой Отечественной войны;

Сибирь как место встречи и взаимодействия разных народов и культур и т.д.

Начальный курс истории Сибири носит пропедевтический характер. Он призван обеспечить учащимся готовность к изучению истории региона в средней школе. Учитывая психологические особенности восприятия истории учениками начальной школы, малой социальный опыт детей, а также, исходя из цели изучения начального курса истории Сибири, в учебном пособии прошлое родного края раскрывается в тесной связи с современностью, соотносится со значимыми для детей жизненными проблемами.

Курс выстроен с привлечением разноплановых исторических источников.

Разделы о традиционной культуре коренных народов Сибири и русских сибиряков написаны в жанре этнографического описания. Остальные разделы построены по проблемно-хронологическому принципу. История Сибири рассматривается не только в контексте российской, но и мировой истории. Учебник содержит дополнительные материала, которые помещены в рубриках “Для любознательных”, “Исторический источник рассказывает”, “Историки спорят”.

Тексты параграфов Учебника сопровождаются различными видами наглядности: картами, схемами, историческими и типологическими картинами, изображениями и фотографиями предметов одежды, быта, оружия, репродукциями произведений искусства.

Большое внимание уделяется поэтапному формированию у учащихся умений работать с исторической картой, хронологией, историческими источниками, развитию аналитических умений.

Вопросы и задания учебника нацеливают детей на работу с текстом параграфов учебника, иллюстрациями, дополнительной литературой. Предлагаемые задания различаются по типам и степени сложности. Репродуктивные вопросы и задания ориентируют детей на воспроизведение готовой информации об основных фактах истории Сибири. Проблемные задания обучают детей анализировать связи и отношения между фактами. Творческие задания нацеливают детей на художественное видение прошлого, личностную интерпретацию фактов истории родного края. Это обеспечивает возможность поэтапного решения задач курса, позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению и развитию учащихся.

Примерное содержание учебного пособия “История Сибири. Начальный курс”.

I часть

Введение

Почему люди стремятся знать историю своего родного края?

Сибирь на карте России и мира.

Историческое время. Лента времени. Представления о времени коренных народов Сибири.

Историческая карта. Карты Сибири, составленные в разные периоды истории.

Как учёные-историки узнают о жизни людей в прошлом. Виды исторических источников по истории Сибири.

Глава 1. Как жили и во что верили коренные народы Сибири.

Природа Сибири и её влияние на образ жизни и мировосприятие коренных народов Сибири.

Что такое “народ”? Группы коренных народов Сибири. Расселение. Занятия. Жилище. Пища. Национальный костюм. Особенности духовной культуры: верования, фольклор, пословицы, игры, праздники.

Глава 2. Когда и зачем русские люди впервые пришли за Урал.

Пути проникновения русских людей за Урал. Торговые и военные экспедиции в Сибирь в IX-XVI веках. Участники экспедиций. Ход и итоги экспедиций. Источники знаний о первых экспедициях в Сибирь.

Глава 3. Когда и как Сибирь присоединилась к русскому государству.

Сибирская экспедиция Ермака.

Первые остроги и форпосты на территории Сибири. Возникновение городов. Быт и занятия первых поселенцев.

Первопроходцы и исследователи Сибири.

Глава 4. Как русские люди заселяли Сибирь.

Политическая и административная ссылка в Сибирь. Декабристы и Сибирь.

Переселение крестьян в Сибирь и его причины. Откуда о Сибири узнавали русские крестьяне. Как переселенцы добирались до Сибири. Отзывы переселенцев о новой Родине.

Глава 5. Русские сибиряки на селе и в городе.

Как выбирали русские сибиряки место для строительства поселений.

Село, деревня, слобода. Сибирские города.

В каких домах жили русские сибиряки. Чем питались и как одевались русские в Сибири.

Праздники сибиряков на селе и в городе.

Глава 6. Как жили вместе и чему учились друг у друга русские люди и коренные народы Сибири.

Взаимоотношения коренных и русских жителей Сибири. Взаимовлияние культур населения Сибири.

II часть

Глава 7. Сибирь и сибирская железная дорога.

Строительство Транссибирской железной дороги: замысел и его реализация. Последствия строительства “великого рельсового пути”.

Население Сибири: численность и состав. Провинциальные сибирские города, их архитектура. Образование в Сибири (школы, библиотеки). Отдых, развлечения горожан.

Глава 8. Революции, перевороты, войны.

Октябрь 1917 года. Выступление Чехословацкого корпуса.

Революционные события в истории малой Родины. Память о них в музеях, облике и топонимике города (села).

Глава 9. Города мечты.

Мечта строителей нового общества о новой жизни. Борьба с пережитками “старого мира”: переименование городов, улиц, борьба с религией, мещанством. Строительство “новой жизни”: появление “сад-городов”, строительство заводов – “гигантов первых пятилеток”, народные стройки объектов культуры и народного образования, проекты освоения космических просторов, воспитание “строителей космического будущего”.

Глава 10. Сибирь и Великая Отечественная война.

Сибиряки на фронтах Великой Отечественной войны.

Труд сибиряков в тылу. Дети – фронту. Депортация в Сибирь “наказанных” народов.

Имена героев на карте города (села). Моя семья в годы Великой Отечественной войны.

Глава 11. Сибирь на пороге нового тысячелетия.

Символы Сибири и достижения сибиряков, известные на весь мир: озеро Байкал, Музей вечной мерзлоты, Саяно-Шушенская ГЭС, Красноярские Столбы, Новосибирский Академгородок, Томский университет и другие.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=289    /    Просмотров: 8669

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"