МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
07.10.2004 (17:35)
Версия для печати
ЗАДАЧИ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ СИБИРИ

В.А. Зверев  - "Проект Ахей"

 

Преподавание истории в общеобразовательной школе не должно ориентироваться преимущественно на изучение анонимных “готовых знаний” – таково убеждение многих современных теоретиков и практиков. Немалая часть того, что в учебниках и в методической литературе подается как истинное знание, на поверку оказывается заблуждением. Любая готовая реконструкция исторических событий или процессов – только одна из возможных интерпретаций, и непонятно, почему ученики должны усваивать именно ее. Альтернативой следует признать ориентацию образовательных программ на знакомство учеников с ремеслом историка, на формирование исторического мировосприятия и миропонимания (мышления). В частности, очень продуктивным является введение в школьный курс элементов исследовательского поиска – совместного поиска учеников и педагогов ответов на вопросы, которые ставит жизнь.

Наиболее естественным полем для приобщения подростков к элементам исследовательского подхода являются курсы регионального и школьного компонентов в системе гуманитарного образования. В структуру регионального компонента в Новосибирской области и в ряде смежных областей введен курс “История Сибири”. Он дополняется во многих школах основными либо факультативными курсами истории родного края, местной истории. В напечатанных недавно издательством “Инфолио-пресс” пособиях Учебно-методического комплекта “Сибирь: 400 лет в составе России” (авторы – В.А. Зверев, А.С. Зуев, В.А. Исупов, И.С. Кузнецов, Ф.С. Кузнецова) предусмотрены задания творческого, исследовательского характера. Например, в учебнике для 8 класса: “Выясните, какие органы местного самоуправления действуют в вашем городе, сельском районе, поселении. В чем их отличие от крестьянского самоуправления досоветской эпохи? Бытуют ли в вашей местности устные рассказы о том, при каких обстоятельствах появилось поселение, кем были его первые жители, как оно получило свое название? Запишите эти рассказы и сравните их с тем, что об этом известно из научной литературы, музейных материалов, рассказов учителя” и т.д.

Наиболее заинтересованные и способные ребята, проявившие себя в процессе изучения курсов региональной и местной истории в 7 – 9 классах, в старшем звене полной средней школы могут заняться более глубоким систематическим исследованием какой-либо важной историко-краеведческой темы. Необходимое условие для этого – научное руководство высококвалифицированного учителя или научного работника. В школах Сибири накоплен богатый опыт организации исследовательской работы учащихся в кружках и на индивидуальной основе. Заслуживает высокой оценки деятельность новосибирских педагогов А.Ю. Майничевой (школа-колледж № 130), Т.Г. Рубинштейн (лаборатория экологического воспитания ИЦиГ СО РАН), Т.Г. Царевой (школа-лицей № 22) и др.

Некоторые педагоги, включившись в такую работу, сетуют на недоступность исторических первоисточников. В значительной степени это надуманная проблема – источниками по недоразумению считают почему-то лишь архивные материалы. Следует осознать, что в качестве первоклассных источников для изучения многих актуальных тем выступают следующие легкодоступные комплексы: ландшафтная и природно-климатическая среда, испытавшая сильное антропогенное воздействие; архитектурная и поселенческая (градостроительная) среда; устные источники - топонимы, антропонимы, фольклор, воспоминания; археологические, этнографические и историко-бытовые коллекции предметов, собранные в музеях; материалы опросов населения и личных наблюдений; периодическая печать, в том числе местная, и иные опубликованные письменные источники. Всегда есть возможность, во-первых, мобилизовать ранее уже выявленные и систематизированные материалы; во-вторых, самостоятельно собрать никому неизвестные источники, провести их обработку и осмысление.

Результаты любого грамотно проведенного исследования будут обязательно востребованы в рамках самих школьных курсов региональной и локальной истории, найдут отклик у местной общественности. В любом регионе есть возможность познакомить с этими результатами и сообщество ученых-историков. Так, в Барнауле ежегодно проходит краевая научно-практическая конференция школьников по краеведению. В Новосибирске на конференцию городского Общества учащихся “Сибирь” ежегодно представляется несколько десятков интересных работ. Недавно редакция журнала “Сибирская горница” учредила денежную премию имени Н.П. Литвинова (дореволюционный новониколаевский издатель) за лучшие студенческие и ученические сочинения по истории Новосибирска и Новосибирской области, имеющие научно-исследовательский характер. Премии будут присуждаться каждый год в мае. Наиболее интересные работы журнал предполагает публиковать на своих страницах.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=284    /    Просмотров: 8387

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"