МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
30.09.2004 (13:24)
Версия для печати
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

Мезенцев В.Ф. - "Проект Ахей"

 

Современный этап развития исторических знаний характеризуется все усиливающимся разрывом между огромным и постоянно растущим массивом фактов, находящихся в распоряжении историка, и способностью того же историка осмыслить все это многообразие эмпирического материала. Представить прошлое в виде многокрасочного, полиморфного, но все же изначально целостного объекта становится все труднее, поскольку исчезает понимание той основы, на которой развивается эта целостность. Обращение же историков к материалу, выходящему за рамки западной цивилизации, которая была первоначально полигоном формирования научного исторического знания, делает еще более сомнительной возможность выработки неких идеальных типов развития общества, которые бы могли стать ориентирами в понимании исторических путей развития человечества.

История стран Азии и Африки, в изучении которых в последние несколько десятилетий достигнут значительный прогресс, демонстрирует необходимость иных, более разнообразных подходов, к исторической действительности, чем те, которые были выработаны европейской историографией.

В первую очередь следует решительно порвать с европоцентризмом, внутренне свойственным современной историографии. При этом нельзя ограничиваться лишь декларациями, нельзя просто признавать ценность исторического опыта различных цивилизаций, хотя и это является продвижением вперед в условиях, когда отдельные интеллектуалы Запада говорят о конце истории как моменте исчерпания всех других вариантов мирового развития, кроме одного единственного - западного. Отказ от европоцентризма в изучении истории неевропейских стран предполагает глубокую и продолжительную переработку всего арсенала инструментов историографии, формирование индивидуального, свободного от стереотипов, подхода к изучению истории афро-азиатского региона.

Нужно признать, что в настоящее время такой подход еще отсутствует, несмотря на то, что во многих странах Африки и Азии сформировались собственные национальные исторические школы.

Как любая наука история имеет дело с выработкой определенных понятий, категорий, выявлением и фиксацией тех или иных закономерностей. Однако, узость базы, на основе которой формировались те или иные категории, ведет к искажению, превратному пониманию исторической действительности. Результатом становится в одном случае ложное рассмотрение отдельного, частного явления как всеобщей закономерности, в другом случае, наоборот, то, что видится как исключительное, уникальное, на самом деле является общим и закономерным. Так, например, обстоит дело с такой категорией как революция. Использование этого понятия для характеристики самых разнообразных явлений, происходивших в обществе (промышленная, социалистическая, национальная), а затем простое перенесение его на явления, внутренняя суть которых игнорировалась, сделало это понятие совершенно пустым и условным. Действительно, стоит задуматься, дает ли что-нибудь для понимания событий, произошедших в Иране в конце 1970-х годов, их обозначение как исламской революции. Еще более показательной становится тщетная попытка определить спектр политических сил в том или ином неевропейском государстве, используя выработанные на Западе критерии.

С другой стороны, такое, казалось бы, специфическое историческое явление как полюдье, как показывает исследование Ю.М. Кобищанова, выступает в качестве универсального, объединяя самые отдаленные друг от друга общества.1

Таким образом, в изучении истории стран Азии и Африки наиболее актуальной проблемой является выработка тех общих и особых понятий, которые бы могли способствовать описанию и анализу специфики развития того или другого общества.

Примером такого понятия может служить выделение рядом исследователей особой политической структуры в ряде традиционных африканских обществ — так называемые мегаобщины.2 Это понятие указывает на особый путь развития, альтернативный классическому пути развития от общины к государству. Это понятие выступает противовесом взгляду на политические структуры восточных обществ лишь как на примитивные, недоразвитые формы тех структур, что получили развитие на Западе.

Однако сосредоточение внимания на специфике исторического развития восточных обществ не должно закрывать перспективу на иной процесс — процесс взаимодействия и взаимовлияния различных по своим цивилизационным характеристикам обществ как в прошлом, так и в настоящем. Ныне собрано множество данных, относящихся к разным историческим периодам, которые свидетельствуют о постоянных контактах, осуществляемых древними и средневековыми народами, располагавшихся за тысячи километров друг от друга.3 Так древнеримские монеты находят на побережье Индии, иранские металлические изделия сасанидского времени в глухой сибирской лесотундре. Подобные находки являются фрагментами во многом еще неизвестной современной исторической науке картины культурных связей, соединявших еще в глубокой древности между собой отдельные очаги цивилизации.

Одной из задач современной историографии является создание комплексных исследований, охватывающих не отдельные локальные культуры, а целые регионы и даже материки. Написание истории Африки, истории Азии, истории Евразии — представляющих не просто механическое соединение описаний развития отдельных стран и народов, а выходящих на выявление целостности исторической жизни этих регионов — насущная необходимость, отражающая современный взгляд на историческую эволюцию человечества. К настоящему времени под эгидой ЮНЕСКО создана многотомная история Африки — проект, представляющий важный шаг в осуществлении нового по своему характеру рассмотрения цивилизационного единства надлокального масштаба.

Глобализм рассмотрения общественных проблем, свойственный историографии конца ХХ века, находит отражение в растущем интересе к проблемам взаимодействия общества и природы. Экологическое измерение прошлого становится способом обнаружения ранее не выявляемых связей между отдельными историческим явлениями и определения внутренней взаимозависимости целых исторических сообществ. На особую связь общества с окружающим его природным миром указывали уже первые исследователи цивилизаций Востока. Однако теперь речь идет не просто о констатации естественно-природной основы возникновения первых очагов цивилизации, а о сложных закономерностях между динамикой глобальных природных процессов и этапами в развитии цивилизаций.4 С этой точки зрения, такие общественно-исторические явления как возникновение государства, появление письменности, формирование новых религиозно-философских учений определяются не только внутренним развитием социума, но связаны и с изменением природно-климатических и географических характеристик. Еще предстоит выяснить, насколько изменяется с развитием человечества степень его взаимодействия с природным окружением, стало ли человечество менее зависимо от ритма глобальных, в том числе и космических, процессов. История стран Азии и Африки в силу специфики их исторической эволюции позволяет обратиться к этим взаимосвязям, носящим здесь более отчетливо выраженный характер. Одновременно, опыт взаимодействия человека с природой, накопленный многими африканскими и азиатскими культурами, может быть ценнейшим уроком для западной постиндустриальной формации.

Отмеченные выше вопросы изучения истории Азии и Африки представляют собой наиболее общие проблемы, решение которых позволит выйти на новый уровень исторических знаний, как об обширном афро-азиатском регионе, так и обо всей истории человечества.

__________________________

1Кобищанов Ю.М. Полюдье. М.,1996. 2Бондаренко Д.М. Бенин накануне первых контактов с европейцами. Человек. Общество. Власть. М.,1995. 3Азия — диалог цивилизаций. Спб.,1996.

4Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае. М.,1990.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=251    /    Просмотров: 6255

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"