МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
30.09.2004 (13:18)
Версия для печати
РЕТРОСПЕКТИВНЫЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Алексеева Л.В. - "Проект Ахей"

 

Повышение эффективности урока - важнейшая проблема, волнующая всех учителей. Снижение уровня знаний в значительной степени объясняется качеством урока: надежным стандартом, однообразием, шаблоном, формализмом, скукой. Лучшие учителя ищут разные способы “оживления урока”.

Многолетний опыт работы автора в школе показывает, что большой интерес и оживление у учащихся вызывают приемы и формы игрового обучения. В предыдущей работе1 мы раскрыли функции ролевой игры, дали классификацию, подчеркнув творческий характер и эффективность игровой методики.

Не соглашаясь с определением ролевой игры как приема и одновременно формы организации познавательной деятельности, сформулированного М.В.Коротковой и М.Т.Студеникиным2, мы еще раз подчеркиваем принципиальную, на наш взгляд, разницу. Ролевая игра - в нашем понимании – это, во-первых, конкретный сюжет, моделирующий событие прошлого, по времени занимающий 15-20 мин., иногда и чуть больше, и требующий значительной предварительной подготовки; во-вторых, игровая ситуация, создаваемая прямо на уроке в рамках проектной деятельности, а значит не требующая много времени на подготовку. Исходя из вышеизложенного, вряд ли представляется возможным отнесение “ролевой игры” как приема в обучении.

Ретроспективная ролевая игра - есть форма познавательной деятельности, где учащиеся выступают в роли участников исторических событий. Примеры подобных игр описаны Е.Е. Вяземским, О.Ю.Стреловой и др.3 Модели уроков-игр данных авторов строятся на основе опережающего задания. По сути, все необходимое для игры - информация по теме, реквизит и прочее готовятся дома. На уроке же происходит игра, состоящая из этапов, т.е. серии учебных заданий и конкурсов. Деятельность учащихся оценивается в конце занятия. В данном случае игра как форма обучения применяется на уроке формирования новых знаний, что быть может само по себе и неплохо, но учитывая новизну темы, большую подготовительную домашнюю работу, допускаем, что у некоторых учащихся могут возникнуть затруднения в осмыслении учебного материала, а значит вполне реально возникновение проблемных ситуаций во время игры, с которыми возможно будет трудно справиться. Таким образом, психологический комфорт, творчество, раскованность учащихся ставятся под сомнение. А это главное преимущество игры!

Во избежание подобных ситуаций, считаем, что наибольший эффект использования ретроспективных ролевых игр достигается на этапе закрепления, повторения и обобщения знаний.

Успешность проведения уроков закрепления и повторения, в основе которых лежит ролевая игра, зависит от ряда действий учителя и учащихся. Во-первых, проводится тщательная подготовка таких уроков: пишется сценарий, распределяются роли каждого ученика, готовятся декорации и реквизит. Во-вторых, продумывается ход игры, ее общая канва, последовательность игровых ситуаций (сцен) и т.п., снижается до минимума риск “фальсификаций”. В-третьих, особое внимание уделяется активизации деятельности всех учащихся, включая слабых, равнодушных, с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в игровую деятельность.

Приведем конкретный пример:

“Урок-путешествие на ковре-самолете в средневековый город”. Это урок повторения в 6 классе.

Учащиеся делятся на две группы. Первая - жители средневекового города, вторая - учащиеся, которые совершат путешествие в средневековый город. Каждая группа готовит свою работу в тайне друг от друга. Накануне в классной комнате готовятся декорации, которые отражают центральную часть города - собор, ратушу, а также “построенные” тут же лавку булочника, дом бюргера, аптеку; вдали - виден монастырь. Как правило, это дверь классной комнаты, на которую прикреплены соответствующие декорации.

Из числа первой группы учащихся готовят двух студентов, с которыми состоится диалог у прибывших, гости из будущего узнают, что и как изучали в средневековом университете, познакомятся со студенческим гимном. Посетят семью бюргера, с которой приезжие вступят в диалог, бюргер расскажет о жизни в городе, об управлении в нем, о своей семье. Гости пронаблюдают интерьер, увидят “зачатки” этикета, обратят внимание на одежду самого хозяина, его жены и дочери. Подходя к площади, увидят выступление жонглеров и узнают в представлении хорошо знакомый им “Роман о Лисе”. Сюжет завершается тем, что Лис идет в монастырь замаливать грехи. Завершается путешествие по городу посещением булочной, где пекарь расскажет свою родословную, упомянет о секрете своих булочек, не раскрывая его, и угостит всех своими “шедеврами”. Для участников “поедание булочек” - самый приятный и интересный сюрприз, о котором они и не подозревали.

Заканчивая урок, учитель говорит: “Ребята, нам следует поторопиться, мы должны успеть вернуться домой!”, - на что дети ответили: “Мы хотели бы остаться здесь!” Легко представить в этот момент радость и удовлетворение учителя от подобного урока. И еще следует упомянуть, что урок начинается вводной интригующей беседой учителя о предстоящем путешествии. В классе сумрачно, горит лишь светильник, освещая учителя. Дети не видят декораций. “Погрузившись” на ковер, крепко ухватившись за края, дети “взлетают”. В это время свет диапроектора направляется на классную доску, где появляется вид средневекового города (документальный фильм: “Средневековый город”). Во время полета, учитель беседует с детьми, выявляя их знания о средневековом городе, подготавливая их к тому, что сейчас они погрузятся в прошлое, на 500-600 лет назад.

“Пролетели” через высокую стену, включился свет, и перед изумленными детьми открылось “чудо” - улица города и площадь. Постижение истории началось.

Нет предела учительской фантазии. Да, но не это главное! Ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность возрастает. Здесь нет сильных, средних и слабых. Мы все - одна команда.

Вместе с тем нужно заметить, что в выборе подобных уроков - игр нужна мера и мера. Их не должно быть много. Быть может всего один раз в году, но это будет тот урок, который ученики запомнят надолго, если не навсегда.

____________________________

1См.: Алексеева Л.В. О ролевой игре как эффективном средстве изучения и понимания прошлого // Третьи уральские историко-педагогические чтения. Екатеринбург, 1999.

2Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М., 1999. С.102.

3Историческое образование в современной России. Справочно-методическое пособие для учителей. М., 1997. С.79-91.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=243    /    Просмотров: 7717

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"