МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
30.09.2004 (13:15)
Версия для печати
ПУТИ ГАРМОНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

Постников П.Г - "Проект Ахей"

 

Одним из направлений развития профессионального педагогического образования является развитие зрелости личности учителя истории. В.И. Загвязинский отмечает, что предстоящий ХХI век будет веком гармонизации и интеграции. Он предлагает внести гармонию в развитие образования. По его мнению, потребность в гармонизации обусловлена поиском стратегии развития образования и поиском средств, методов и технологий гармоничного развития систем в целом и каждого субъекта этой системы.

Современное состояние методической подготовки учителя истории не обеспечивает гармоничного развития личности учителя истории в силу ряда объективных и субъективных факторов. На исторических факультетах существует разрыв между содержательной (исторической подготовкой) и процессуальной (психолого-педагогической) сторонами профессиональной подготовки. Извечный вопрос о сущности подготовки учителя истории решается в пользу исторической подготовки, которая занимает 57% общего объема учебной нагрузки. Требования государственного образовательного стандарта в качестве показателей профессиональной подготовки выделяют исторические знания и умения.

Не лучше обстоит дело и с психолого-педагогической подготовкой. Психологическое образование существует само по себе и не является элементом ориентировочной основы деятельности преподавания. Курс “Дидактики” обычно читается специалистами кафедры педагогики и носит категориальный характер. Он обычно оторван от методики преподавания истории, которая рассматривается как частная дидактика.

В методической подготовке преобладает рецептурный подход. Он обычно сводится к чтению лекций и проведению семинарских занятий, обеспечивающих усвоение студентами системы методических знаний и умений. О личностном развитии специалиста говорить не приходится.

В подготовке учителя истории не учитывается познавательный опыт студента. К началу обучения в педагогическом институте, как показывают наблюдения, у студентов первого курса уже есть педагогические установки, ценности, идеалы. В процессе анкетирования студенты указывают, что одной из причин выбора профессии учителя истории является пример школьного учителя. Этот факт означает, что идеал уже сформировался. Студент осознанно или неосознанно будет копировать в своей будущей методической деятельности учителя истории. С одной стороны, этот факт несет позитивную нагрузку, которая при правильной организации учебного процесса будет способствовать развитию личности студента историка. Но есть и отрицательная сторона в этом факте. В сознании будущего учителя истории этот идеал может играть консервативную роль. Любое знание методического характера он будет пропускать через систему собственных житейских представлений и принимать решение о целесообразности усвоения новых методических знаний. Негативную роль играет и сам характер методической подготовки, который оторван от реального учебного процесса. Попытки моделирования реальных учебных ситуаций в студенческой аудитории не всегда обеспечивают позитивный результат.

На развитие профессиональной компетентности учителя истории оказывают влияние следующие факторы: изменение концепции школьного исторического и обществоведческого образования; структуры и содержания исторического образования. Существенное значение приобретают такие модели исторического образования, которые направлены на создание условий для развития индивидуальных качеств учащихся через историю. Реализация закона об образовании привела к появлению новых типов образовательных учреждений, учебников и программ. В практику работы учителя активно внедряются информационные технологии. Учитель истории по мере своего профессионального развития создает новые образцы методической деятельности.

Учителю истории приходится работать в условиях выбора ценностно-смысловой ориентации обучения истории, моделей исторического образования, программно-методического обеспечения. Выбор, предоставленный учителю истории, имеет свои ограничения, обусловленные классной комнатой и профессиональной компетентностью. Осуществляя выбор, учитель вместе с тем берет на себя ответственность за содержание, методологию познания исторического опыта, характер общения с учащимися и за результаты своей деятельности. Личный выбор предполагает и личную ответственность, что является обязательной чертой зрелой личности учителя истории.

Профессионал, прежде всего, знает назначение и роль своей деятельности, понимает смысл учебного предмета истории в развитии индивидуальности ученика, осознает ценности исторического опыта для познания настоящего и прогнозирования будущего. В настоящее время в систему профессионального образования внедряется личностно ориентированный подход. Как подчеркивают специалисты, развитие личности осуществляется двумя путями – через деятельность и общение.

Все это приводит к необходимости поиска новых принципов и подходов к организации подготовки учителя истории.

Под педагогической гармонией понимается закон в педагогике, приводящий в соответствие организацию образования и целевые установки, помогающий соразмерить содержание, формы, методы обучения, преобразуя их в выразительные средства педагогического процесса, направленные на создание удовлетворения учащихся от гармонии в обучении и познании окружающего мира (Палтышев Н.Н.).

Развитие гармонизации профессионального образования возможно в рамках личностно ориентированного подхода к образовательной деятельности. Этот подход предполагает учет возможностей конкретного индивида, в том числе врожденных качеств, ориентацию на самобытность и уникальность каждого человека, развитие его способностей к предвидению, самосовершенствованию, саморегуляции, рефлексии. Этот путь воплощает возможность реализации идеи ориентации на интеллект, образно-эмоциональную сферу, практическую деятельность и нравственное самоопределение.

Каждый человек должен быть развит в отношении тех всеобщих способностей, которые делают его человеком, до максимально возможного уровня для каждого человека, а этот максимальный уровень у каждого – разный. Выделяется два вида гармонии – гармония между разными сторонами разностороннего развития и гармония между осознаваемыми стремлениями и неосознаваемыми желаниями. С этой точки зрения выделяется гармоничная личность, в которой осознаваемые стремления находятся в соответствии с неосознаваемыми желаниями. Дисгармоничной является личность, в которой неосознаваемые желания не соответствуют осознаваемым стремлениям. Индикаторами гармоничности/дисгармоничности являются адекватная самооценка, творческая активность, инициатива, эмпатия и социальная зрелость. Зрелая личность – это личность, которая активно владеет своим поведением, обладает единством личностных черт и ценностных ориентаций и способностью правильно воспринимать мир и себя в нем. Индикатором дисгармоничной личности является “аффект неадекватности”.

Становление зрелой личности учителя истории проходит несколько этапов. В качестве основных можно выделить следующие: довузовское профессиональное самоопределение, вузовский период профессионального становления и послевузовский период профессионального развития. Эти этапы отражают и уровни зрелости учителя истории. На этапе довузовского самоопределения формируется первичный идеал учителя истории, обусловленный чаще всего взаимодействием с реальным педагогом и возникает желание получить профессию учителя истории. Чаще всего у студентов исторического факультета существует желание быть историком. Принципиальной разницы между историком и учителем истории они не видят. Доминирующим мотивом выступает интерес к истории. На этапе профессионального становления в личности студента исторического факультета происходят существенные изменения и начинают формироваться качества зрелой личности учителя истории. К этим качествам относятся индивидуальный стиль преподавания, ориентация на взаимодействие с учащимися, овладение основными видами педагогической деятельности и становление механизмов профессионального развития. У студентов происходит становление желания быть хорошим учителем истории, и они определяются с теми ролями, которые намерены осуществлять в ходе собственной деятельности (помощники, друг, советчик). В качестве основных механизмов развития профессионализма развиваются следующие: адаптации, творчества, рефлексии и саморазвития. На этапе профессионального развития эти механизмы обеспечивают развитие зрелой личности, принимающей себя и других как ценность.

С учетом указанных этапов становления зрелой личности учителя истории должны измениться цели и содержание подготовки учителя истории. В качестве целевой установки должно быть личностное развитие, которое предполагает обогащение и развитие личностных качеств учителя истории и его индивидуальности. Основным содержанием должны стать базовые виды педагогической деятельности, к которым можно отнести методическую, управленческую, инновационную и коммуникативную. Эти виды деятельности обеспечивают реализацию основных функций учителя истории с учетом индивидуальных особенностей, среди которых можно назвать анализ, рефлексию, целеполагание, планирование, проектирование, организацию, мотивирование, контроль, оценку и коммуникацию в процессе совместного познания исторического опыта.

Средством развития профессиональной зрелости выступают методические задачи, под которыми понимается пространство методической деятельности. Основными признаками методической задачи выступают: содержательная сторона методической деятельности (теоретические знания, содержание исторического образования и пути его обновления, учебный процесс и т.д.), процессуальная сторона методической деятельности (проектирование урока, темы, технологического проекта, программы с учетом типа образовательного учреждения), диагностическая сторона (анализ состояния учебного процесса, выявление уровня обученности).

В качестве интегративного показателя зрелости личности учителя истории является индивидуальный стиль преподавания, который отражает систему целесообразных способов действий, обусловленной свойствами нервной системы, благодаря которой люди с различными типологическими свойствами добиваются одинаково высоких результатов в деятельности, используя при этом разные приемы и способы работы, более всего соответствующие их индивидуальности.

Принцип гармонизации профессиональной подготовки учителя истории предполагает создание содержательных, организационных и методических условий, обеспечивающих становление зрелой личности учителя истории с учетом его индивидуальных особенностей и этапов становления ценностного отношения к себе как к профессионалу и учащемуся как субъекту, познающему мир истории. В качестве основных результатов профессиональной подготовки учителя истории в рамках принципа гармонизации должны стать самоценность, доброжелательность, эмпатичность, эмоциональная устойчивость, рефлексивность и креативность.

В качестве стратегии обеспечивающей становление личностной зрелости учителя истории, можно использовать путь, основанный на принятии студента исторического факультета с учетом его индивидуальности и обеспечивающий становление потребности в профессиональной самореализации. Система ценностей, как ядро личности, лежит в самом учителе истории. Обеспечив становление готовности к раскрытию своих индивидуальных созидательных возможностей, можно получить гармоничную личность учителя истории.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=240    /    Просмотров: 8509

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"