МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
30.09.2004 (13:10)
Версия для печати
МЕТОДИКА МНОГОКОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ: К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ НА

Богатырев А.И., Корнилов Г.Е - "Проект Ахей"

 

В данной статье рассматриваются основные тенденции исторического образования в современной России, а именно: основные противоречия и проблемы школьного исторического образования; факторы и тенденции развития; структура и основные направления развития исторического образования в школах РФ; функции и сущность школьного исторического образования; итоги развития реформы школьного исторического образования - тупики и выходы из лабиринта.

В основе методики предлагаемого перехода лежит многоуровневая концепция деятельностно-коммуникативного исследования исторической реальности с точки зрения исторической науки и точки зрения школьного исторического образования.

    1. Причины (основные противоречия) и предпосылки (уровень развития противоречий):

      Отношения < - > сознание

      Деятельность,

      где " < - > " - знак противоречия.

      Обобщая систему отношений, как тип общества в современной России, необходимо отметить две противоположные тенденции: с одной стороны, тенденция тоталитаризма и ее проявление во всех сферах общества; с другой стороны, тенденция либерализма и ее проявления во всех сферах общества, т.е. с нашей точки зрения, современное российское общество находится в переходном состоянии от тоталитаризма к либерализму, когда еще не сформировались окончательно рыночная экономика, гражданское общество, правовое государство.

      Система общественных отношений адекватно отражается в системе общественного сознания, для которого также характерно наличие и противоборство двух противоположных тенденций: с одной стороны, сохранение и видоизменение, приспособление к новым условиям, авторитарного (закрытого) сознания, а, с другой стороны, развитие и укрепление демократического (открытого) сознания. Следует подчеркнуть, что для цивилизационной специфики России наличие полярных, взаимоисключающих и взаимодополняющих черт духовности, ментальности характерно не только в современных условиях, но и в близком и далеком прошлом. Становление демократического (открытого) сознания общества и личности в условиях противоположных тенденций в развитии общества нельзя считать свершившимся фактом в современной России, и проблема его формирования и развития - это проблема общества, исторической науки и школьного исторического образования.

      Синтезом отношений и сознания является деятельность, как различные формы общественной и индивидуальной активности субъектов социального развития. В характере деятельности российского общества достаточно четко прослеживаются две противоположные тенденции: первая, соответствующая тоталитарному обществу и закрытому сознанию, может быть определена как традиционалистская, ретроградная, направленная на реставрацию близкого (коммунистического), далекого (докоммунистического в разных вариантах) прошлого; вторая, соответствующая демократическому обществу и открытому сознанию, может быть определена как модернистская, направленная на реформирование российского общества (хотя среди реформаторов нет единства)

    2. Структура российского общества на рубеже XX-XXI веков может быть более детально охарактеризована по следующим параметрам: экономика, политика, культура, общество, личность, образ жизни и представлена в сравнительной таблице.

Параметры

Традиционализм

Модернизм

I Экономика

"Плановая"

(государственная)

Рыночная

(частная)

II Политика

Авторитарный режим

Демократический

режим

III Культура

Традиционная (национальные ценности)

Модернизированная (интернациональные ценности)

IV Общество

Традиционное

(общинность)

Гражданское

(личность)

V Личность

Корпоративность

Индивидуализм

VI Образ жизни

Традиционно-корпоративный

Гражданско-индивидуализированный

3. Функционально-целевые тенденции развития современного российского общества могут быть определены на уровнях взаимодействия объективных условий и субъективных факторов в содержании и формах культуры, а именно:

  • Социально-экономическая тенденция: взаимовлияние планово-государственной и рыночно-частной экономики в условиях взаимодействия традиционного и гражданского общества;

  • Политико-личностная тенденция: взаимовлияние авторитарного и демократического режима в условиях взаимодействия корпоративизма и индивидуализма;

  • Культурно-жизненная тенденция: взаимовлияние традиционной и модернизированной культуры в условиях взаимодействия традиционно-корпоративного и гражданско-индивидуализированного образа жизни.

4. Перспективные тенденции развития современного российского общества как возможный результат развития существующих противоречий с учетом уровня их сформированности в ближайшее время могут быть представлены как результат взаимодействия:

  • Тоталитарного и демократического общества, т.е. продолжение и завершение переходного периода в начале XXI века; становление многоукладного общества.

  • Открытого и закрытого сознания, т.е. развития в направлении их толерантного существования;

  • Традиционалистского и модернистского типов общественной деятельности, т.е. возможного синтеза в модели социального прагматизма.

Таким образом, плюралистическая модель общественного развития России на рубеже XX-XXI в.в. приобретает основные параметры в виде

    • социально-экономической многоукладности;
    • политико-личностной толерантности;
    • культурно-жизненного прагматизма.

Плюралистической модели общественного развития соответствует модель развития исторической науки в указанный период.

Второй уровень исследования - уровень развития исторической науки, анализируемый в многоуровневой концепции как единство предмета, метода и науки истории в логике структурно-функционального подхода в следующих аспектах:

    1. Причины (основные противоречия) и предпосылки (уровень развития противоречий):

      Предмет < - > Метод

      Наука

      Исходя из того, что предмет исторической науки отражает в своих основных тенденциях тенденции развития общества, можно определить основные противоположные компоненты в предмете истории: с одной стороны, отражение тоталитарного общества (догматическая модель марксизма-ленинизма), с другой стороны, отражение демократического общества (специфическая модель постмарксизма, либеральная модель европейского типа).

      Предметная область исторической науки, как ее содержательная основа, на данном этапе развития определяет и направляет развитие метода науки в соответствующих противоположных направлениях: с одной стороны, сохранение и трансформация методологического монизма в виде подновленного марксизма и марксоидных учений, с другой стороны, проявление, развитие и преобладание методологического плюрализма в виде постмарксистских учений, начиная с христианских и завершая либеральными теориями.

      Взаимосвязь предмета и метода исторической науки рельефно отражается в конкретном культурном образе - современной модели исторического знания, адекватно отражающей противоположные направления в предмете и методе науки: с одной стороны, преобладание классической (традиционалистской, унифицированной) модели науки на ранних этапах реформирования российского общества и науки; с другой стороны, формирование и развитие модернистской и постмодернистской модели исторической науки на последующих этапах модернизации российского общества и науки.

    2. Структура исторической науки в России на рубеже XX-XXI веков может быть детально охарактеризована по следующим параметрам: реальность, сознание, деятельность, образ, язык, метод и представлена в сравнительной таблице:

    Параметры

    Традиционализм

    Модернизм

    I реальность

    Унифицированное

    (одноукладное)

    общество

    Дифференцированное

    (многоукладное)

    общество

    II сознание

    Тоталитарное - закрытое - монистическое

    Демократическое - открытое - плюралистическое

    III деятельность

    Технократическая

    (номологический подход)

    Гуманистическая

    (телеологический метод)

    IIV образ

    Понятие-закон

    Понятие-индивидуальность

    V язык

    Описание, объяснение

    прогноз

    (Объективация)

    Понимание

    (Субъективация)

    VI метод

    Генерализация

    Индивидуализация

    В схематичном описании структуры двух моделей исторической науки отражены тенденции научно-исторического монизма, с одной стороны, и плюрализма, с другой стороны. В современных условиях их взаимодействие ведет к формированию третьей модели - голографической, синтезирующей монизм и плюрализм.

  1. Функционально-целевые тенденции развития современной исторической науки могут быть определены, исходя из ее структуры, как взаимодействие содержания и формы науки в следующих аспектах:

    а) научный образ исторической реальности (реально-образный аспект): взаимосвязь унифицированного и дифференцированного общества в исторической реальности и ее отражение во взаимосвязи понятия-закона и понятия-индивидуальности в научном образе исторической науки;

    б) научный язык исторического сознания (ментально-языковой аспект): взаимосвязь монистического и плюралистического сознания и ее отражение во взаимосвязи объективации и субъективации научного языка исторической науки;

    в) научный метод историко-научной деятельности (деятельностно-методологический аспект): взаимосвязь технократического и гуманистического подходов историко-научной деятельности и ее отражение во взаимосвязи генерализирующего и индивидуализирующего методов научно-исторического познания.

  2. Перспективные тенденции развития современной российской исторической науки как возможный результат развития существующих в ней противоречий с учетом уровня их сформированности в ближайшее время могут быть представлены как результаты взаимодействия:

а) унифицированно-догматического и дифференцированно-скептического аспектов предмета исторической науки, т.е. формирование и развитие многоаспектного подхода в современном историческом познании;

б) методологического монизма и плюрализма в методе исторической науке, т.е. фактическая реализация вариативного (альтернативного) подхода в научном исследовании;

в) классической и модернизированной (модернистской и постмодернистской) модели современной исторической науки, т.е. реальное существование и развитие мозаичной (голографической) модели исторической науки в современной России.

Таким образом, плюралистическая модель современной исторической науки в России приобретает основные параметры в виде:

  • многоаспектности предмета исследования;
  • вариативности метода исследования;
  • голографичности исторической науки в целом.

Современная историческая наука в Российской Федерации развивается в контексте культурных связей с мировой исторической наукой, развивающейся в логике перехода от традиционной к модернистской и постмодернистской модели:

Модель

Предмет

Метод

I Традиционная

Бог-человек

Вера (провиденциализм)

II Экземпляристская

Человек-герой

Разум (рационализм)

III Естественноисторическая

Общество-человек

(без-личность)

Закон

(натурализм, социологизм)

IV Культурно-историческая

Культура-человек

(личность)

Ценности

(культурологизм)

V Постмодернизм

Человек-человек

(индивидуальность)

Судьба (ризомный подход, антропологизм)

VI Современная

(конец XX-начало XXI в.)

???

???

Завершая второй уровень исследования, необходимо соотнести в современной модели исторической науки ее основные параметры: историческое время

    • традиционный период
    • модернистский период
    • постмодернистский период
историческое пространство
    • локальная история
    • стадиальная история
    • глобальная история
историческое движение (объект и субъект)
    • натурализм
    • социологизм мега-история
    • теологизм
    • культурологизм (макро-история)
    • антропологизм (микро-история)

Это отражает логику развития исторической науки как последовательную смену моделей (образов, парадигм) исторического знания, соответствующего периоду монистического развития предмета и метода, хронологические рамки которого можно определить с момента возникновения исторической науки до середины XX века. С середины XX века начался новый период развития исторической науки, связанный с появлением постмодернизма, как нового направления в осмыслении историко-культурной реальности, - это период плюралистического развития исторической науки в мире и в России (80-90-х г.г. XX в.). Противоречия в предмете и методе науки в постмодернистских исследованиях, обнаружившие деструктивные тенденции этого научного направления, вызвали необходимость нового историко-культурного синтеза в исторической науке: не отрицательного, а положительного, к которому следует отнести попытки синтеза монизма и плюрализма в т.н. многоконцептуальных исследованиях, которые открывают период холистического (голографического) развития предмета и метода исторической науки.

Если первый уровень исследования рассматривает модель общества, а второй модель исторической науки, то третий уровень рассматривает модель современного школьного исторического образования в Российской федерации в контексте социологического и эпистемологического аспектов. Модель школьного исторического образования также представлена в логике структурно-функционального подхода:

    1. Причины (основные противоречия) и предпосылки (уровень развития противоречий):

      Образ жизни < - > мировоззрение

      Культура

      Образ жизни как материальное основание культуры отражает противоречия российского общества конца XX - начала XXI века в противоположных аспектах его развития: с одной стороны, индустриально (традиционно, тоталитарно) направленный уровень, с другой стороны, постиндустриально (модернизированно, демократически) направленный уровень.

      Мировоззрение как духовное основание культуры отражает противоречия общественного и индивидуального сознания российского общества и его противоположные аспекты: с одной стороны, традиционное мировоззрение с сознанием закрытого (тоталитарного) типа, с другой стороны, модернизированное мировоззрение с сознанием открытого (демократического) типа.

      Культура как синтез образа жизни и мировоззрения, отражая их противоречия и противоположные аспекты, также является противоречивой: с одной стороны, индустриально-тоталитарный (унифицированный) тип культуры, с другой стороны, постиндустриально-демократический (дифференцированный) тип культуры современного российского общества.

    2. Принцип голографизма в исследовании образования как подобия (тождества) культуры отражается в структурных моделях современного образования:

    Параметры

    Индустриально-тоталитарная

    культура

    Постиндустриально-демократическая

    культура

    I Культура отношений (коммуникативная)

    Авторитарная

    Демократическая

    II Культура интеллекта (интеллектуальная)

    Монологовая

    Диалоговая

    III Культура технологии (технологическая)

    Информационная

    Ценностная

    IV Культура информации (информационная)

    Теоретическая

    (понятийная)

    Метатеоретическая

    (мировоззренческая)

    V Культура оперирования информацией (оперативная)

    Репродуктивная

    Креативная

    VI Культура методологии (методологическая)

    Функциональная

    Развивающая

  1. Функционально-целевые тенденции развития современного российского образования в модели культурологического подхода проявляются в следующих аспектах:

    а) информационно-коммуникативная тенденция: взаимосвязь авторитарной и демократической культуры отношений и ее отражение во взаимосвязи теоретически-понятийной и метатеоретически-мировоззренческой культуры информации;

    б) интеллектуально-операционная тенденция: взаимосвязь монологовой и диалоговой культуры интеллекта и ее отражение во взаимосвязи репродуктивной и креативной культуры оперирования информацией;

    в) методологически-технологическая тенденция: взаимосвязь информационной и ценностной культуры технологии и ее отражение во взаимосвязи функциональной и развивающей культуры методологии.

  2. Перспективные тенденции развития современного российского образования могут быть представлены в виде прогноза развития исходных противоречий культуры (образования) как результат взаимодействия:

а) индустриально-тоталитарного и постиндустриально-демократического образа жизни, т.е. развитие многоукладного образа жизни;

б) закрытого и открытого типа мировоззрения, т.е. развитие толерантного мировоззрения;

в) унифицированной (стандартизованной) и дифференцированной (индивидуализированной) культуры, т.е. развитие разноориентированной культуры.

Таким образом, плюралистическая модель современного образования, представленная в культурологическом подходе, приобретает следующие параметры:

  • многоукладность образа жизни;
  • толерантность мировоззрения;
  • разноориентированность культуры.

И, наконец, четвертый (заключительный) уровень исследования многоконцептуального подхода к историческому школьному образованию - это уровень методики обучения истории в современных условиях, который также может быть представлен в логике структурно-функционального подхода:

  1. Причины (основные противоречия) и предпосылки (уровень развития противоречий):

    Воспитание < - > развитие

    обучение (методика)

    Воспитание, отражая уровень развития общества и культуры и соответствуя им в основных аспектах, носит противоречивый характер в современных условиях и является, с одной стороны, технократическим (прагматическим), и, с другой стороны, гуманистическим (личностно-ориентированным).

    Развитие, отражая уровень развития общества и культуры и соответствуя им в основных аспектах, в большей мере несет на себе отпечаток противоположных тенденций в развитии педагогической и психологической науки, в которых явно существуют противоположные подходы к пониманию развития в его взаимосвязи с обучением: с одной стороны, натуралистический подход, подчеркивающий роль наследственности (природы) в развитии человека, и, с другой стороны, социологический подход, подчеркивающий роль среды (общества, воспитания) в развитии человека.

    Обучение как отражение противоречий воспитания и развития в современных условиях также обнаруживает в себе противоположные тенденции: во-первых, как традиционные противоположности формального и реального образования; во-вторых, как современные противоположности традиционного и развивающего обучения в различных модификациях.

  2. Структура методики обучения истории в российской школе на рубеже XX-XXI в.в. может быть подробно охарактеризована в разных дидактических моделях по следующим параметрам процесса обучения: цель - средства, задачи - формы, содержание - методы:

    Параметры

    Многоконцептуальная модель

    Поликонцептуальная модель

    I Цель

    Знания, умения, ценности

    Метод и предмет науки

    II Задачи

    Систематизация ЗУН

    Введение в науку

    III Содержание

    Эпизодический

    Систематический курс

    Систематический

    Научный курс

    IV Средства

    Психологические

    Логические

    V Формы

    Педагогические

    (предметные)

    Эпистемологические

    (научные)

    VI Методы

    Эмпирические

    Теоретические

    В основе сравнения этих моделей лежит схема сравнения основных дидактических моделей в современном образовании:

    Параметры

    Традиционная

    модель

    Развивающая модель

    Гуманистическая

    модель

    I Цель

    Знания

    Умения

    Ценности

    II Задачи

    Обучение

    Развитие

    Воспитание

    III Содержание

    Сознание

    (предмет науки)

    Деятельность

    (метод науки)

    Отношения

    (образ науки)

    IV Средства

    Гносеологические

    Методологические

    Аксиологические

    V Формы

    Дидактические

    Психологические

    Педагогические

    VI Методы

    "Реальное

    образование"

    "Формальное образование"

    Личностно-ориентированное

    образование

  3. Функционально целевые тенденции развития современной методики обучения истории (особенно в старших классах) очень четко прослеживаются на сопоставлении двух подходов: моноконцептуального изучения истории в начальной и основной школе и многоконцептуального изучения истории в средней школе:

    а) опосредующе-целевая тенденция: взаимосвязь систематического и научного курсов как цели обучения истории и ее отражение во взаимосвязи психологических и логических средств обучения истории;

    б) формально-структурная тенденция: взаимосвязь систематизации ЗУН и введения в науку как задачи обучения истории и ее отражение во взаимосвязи педагогических (предметных) и эпистемологических (научных) форм обучения истории;

    в) содержательно-методическая тенденция: взаимосвязь систематического и научного курса в содержании обучения истории и ее отражение во взаимосвязи эмпирических и теоретических методов обучения истории.

  4. Перспективные тенденции развития современной методики обучения истории отражают уровень развития ее противоречий и могут быть представлены в следующих параметрах:

    • Синтез технократического и гуманистического подходов к воспитанию в процессе обучения истории, т.е. развитие прагматического подхода.

    • Синтез натурологического и социологического подходов к развитию в процессе обучения истории, т.е. развитие культурологического подхода.

    • Синтез традиционного и развивающего подходов к обучению истории, т.е. развитие гуманистического подхода.

Таким образом, многоконцептуальная модель методики обучения истории в старших классах приобретает основные параметры в виде:

    • введения в логику исторической науки;

    • разработки переходного от систематического к научному вводного курса;

    • введения в методологию исторической науки.

Многоконцептуальная модель методики обучения истории позволяет по-новому взглянуть на ряд проблем школьного исторического образования:

Во-первых: проблема ступеней современного школьного исторического образования и переход от линейной к концентрической структуре образования остается до сих пор нерешенной ни содержательно, ни технологически, потому что в нормативных документах (стандарт школьного исторического образования, федеральные и региональные программы для разных ступеней, для разных концентров) не проводится четко различие между пропедевтическим (II-III классы начальной школы), систематическим (V-XI классы основной и средней школы) и научным (вузовским - институтским, университетским) курсом истории. Решению указанной проблемы может помочь методическая модель, выражающая в таблице особенности трех названных курсов:

Параметры

Пропедевтический курс

Систематический курс

Научный курс

I Цель

Эпизод

Система

Метод

II Задачи

Элементы знаний

Систематизация знаний

Предмет и метод науки

III Содержание

Типические эпизод

Систематизированные знания

Развитие предмета и метода науки

(историография)

IV Средства

Методика

эпизодического курса

Методика

систематического

курса

Методика научного курса

V Формы

Игра-урок

Урок-творчество

Творчество-исследование

VI Метод

Репродуктивный

Проблемный

Исследовательский

В современной методике обучения истории прослеживаются тенденции смешения трех этих курсов, которые порождают различные психологические и педагогические проблемы: пропедевтический курс преждевременно превращается в систематический и тем самым вырождается в механическое преподавание, или отрывается от систематического курса и вырождается в забаву, в развлечение; систематический курс преждевременно превращается в научный и вырождается в научную забаву, дилетантизм или отрывается от научного курса и вырождается в псевдонаучное механическое занятие. Не претендуя на полное решение указанных проблем, многоконцептуальная модель обучения истории в X-XI классах предлагает сочетание систематического и научного курсов, предотвращающая вырождение систематического курса в дилетантизм или механизм. Опыт многоконцептуальной модели в старших классах может быть использован как логический и методический принцип при создании пропедевтического курса;

Во-вторых, проблема взаимосвязи двух концентров исторического образования остается не в полной мере решенной с 1965 года, когда было прекращена неудавшаяся попытка перехода на концентрическую систему исторического образования по социально-педагогическим и методическим причинам, к числу которых следует отнести проблему линий усложнения содержания исторического материала в обоих концентрах. Многоконцептуальная модель исторического образования предлагает путь решения этой проблемы через курс введения в логику научного исследования в старших классах:

В-третьих, проблема соотношения федерального, регионального и школьного компонентов исторического образования остается не решенной в полной мере не только по материально-техническим, организационно-педагогическим, но и по дидактико-методическим причинам, а именно: содержательные, технологические, психологические основы соотношения указанных компонентов. Многоконцептуальная модель методики обучения истории, основываясь на строгом разделении трех ступеней обучения по целям, задачам, содержанию, средствам, формам и методам обучения, предлагает конкретный путь определения указанного соотношения в X-XI классах, учитывая проблему профессиональной ориентации учащихся на этой ступени обучения, основываясь на оптимальном сочетании методов исторического познания.

Необходимо особо подчеркнуть, что многоконцептуальная модель методики обучения истории, не претендуя на универсальное решение всех проблем школьного исторического образования, предлагает конкретный подход к реализации принципа целостности исторического образования вX-XI классах предполагаемого в БУП как целостность образовательной области "общественный дисциплины (история)":

Ступени

общества

Ступени

методов истории

Ступени

школьного

образования

Компоненты БУП

1. Доиндустриальное общество

1. Мега-история

1. II концентр

1. Федеральный

2. Индустриальное общество

2.Макро-история

2. I концентр

2. Федеральный, региональный

3.Постиндустриальное общество

3.Микро-история

3. Пропедевтический курс

3. Региональный, школьный

Проблема целостности исторического образования, представленная схематически в таблице, развита далее в структурных компонентах методики многоконцептуального подхода к обучению истории в X-XI классах средней школы.

Модель методики многоконцептуального подхода к изучению истории в X-XI классах. Цель модели: теоретическое осмысление и практические рекомендации по разработке, использованию, совершенствованию методики многоконцептуального подхода к изучению истории в X-XI классах средней школы, сочетающий систематический и научный курсы. Задачи модели:

    1. создание теоретической и практической модели обучения истории учащихся X-XI классов на основе систематизированных знаний по курсу "История России с древнейших времен до наших дней" в сочетании с элементами научного курса в виде многоконцептуального подхода к изучению истории.

    2. создание теоретической и практической модели развития учащихся при обучении истории по методике многоконцептуального подхода на основе проблемного изучения курса "История России с древнейших времен до наших дней" в сочетании с элементами исследовательского метода, представленного в многоконцептуальном подходе изучения истории в современных условиях.

    3. создание теоретической и практической модели воспитания учащихся X-XI классов на основе системы ценностей, изучаемых и развиваемых ими через интеграцию личностных (субъективированных) и научных (объективированных) ценностных ориентиров, представленных в многоконцептуальном подходе к изучению, развитию и воспитанию учащихся в курсе истории X-XI классов.

Содержание модели:

Часть I. История и историки. Глава I. Что такое история и как ее изучают? 1. Предмет истории и ее научные категории. 2. Интерпретация исторического процесса. Глава II. Российские исторические школы. 1. Интерпретации исторического процесса в трудах российских историков и философов. 2. Ученые о влиянии природно-географического фактора на историю государств и народов. 3. Историческое время в периодизации российских исторических школ.

Часть II. Древние народы и государства на территории современной России (до XVI века). Глава I. Древние государства и великое переселение народов. 1. Исторические интерпретации темы. Глава II. Киевская Русь. 1. Интерпретации возникновения государства Киевская Русь. Глава III. Раздробленность или удельная Русь. Глава IV. Золотая Орда. 1. Интерпретация Золотой Орды. Глава V. Великое княжество Литовское и Русское.

Часть III. Московское царство (XIV-XVII в.в.). Глава I. Возвышение Москвы и начало российского государства. 1. Интерпретации проблемы. Глава II. Царь Московский и всея Руси Иван IV (Грозный) и кризис государства. 1. Историки о деятельности и личности первого российского царя. 2. Смута начала XVII века. Глава III. Восстановление и расцвет Московского царства. 1. Интерпретации периода.

Часть IV. Российская Империя (XVIII-XIX века). Глава I. Эпоха петровских преобразований и ее место в истории России. 1. Интерпретации темы. Глава III. Империя во второй половине XVIII века. "Просвещенный абсолютизм" 1. Интерпретации периода. Глава IV. Эволюция российского государства и общества в первой половине XIX века. 1. Интерпретации периода.

Часть III. История России. Вторая половина XIX-XX века. 11 класс. Глава I. Российская империя во второй половине XIX - начале ХХ века 1. Интерпретации периода второй половины XX века. 2. Интерпретации начала XX века (1900-1914гг.). Глава II. Закат (распад) Российской Империи. Смена политических режимов (1914-1921гг). 1. Интерпретации периода. Глава III. Союз Советских Социалистических Республик (1921-1991гг.). 1. Интерпретации новой экономической политики (НЭП). 2. Интерпретации состояния страны в 20-30-е годы. 3. Интерпретации СССР в период Великой Отечественной войны; и т.д.

Средства модели:1). Учебники по истории России: История России с древнейших времен до второй половины XIX века /Под ред. . Б.В. Личмана. Екатеринбург, 1995; История России: вторая половина XIX-XX в.в. /Под ред. акад. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 1995.

2). Учебно-методические пособия: Методология и методика преподавания и изучения истории России: концептуальный вариант. Учебно-методическое пособие /Под ред. акад. Б.В. Личмана. Екатеринбург: УГТУ, 1995); История России. Учебно-методическое пособие /Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург: УГТУ.1998.

Формы модели:Многоконцептуальный учебник представляет собой модернизированную форму традиционного учебника и состоит из следующих структурных компонентов:I Пояснительная запискаII Книга I. История России с древнейших времен до второй половины XIX векаIII Книга II. История России. Вторая половина XIX -XX векаIV Предмет и материал учебника.V Методические рекомендации к подготовке многоконцептуальной лекции.VI Темы практических занятий (примерные)VII Литература различной интерпретационной направленностиVIII Программа  курса (основные направления)

Методы модели: Среди методов научного курса используются следующие: религиозная интерпретация (теологический подход), всемирно-историческая, рационалистическая, эволюционная, линейно-стадиальная интерпретация (естественно-исторический подход), локально-историческая, цивилизационная, культурно-историческая интерпретация (культурологический подход).

В целом модель методики многоконцептуального подхода к обучению истории основывается на дидактической идее сочетания систематического (школьного) и научного (вузовского) курсов истории и может быть названа моделью введения в логику научного исследования учащихся 10-11 классов II концентра концентрической системы обучения истории.

Изложение теоретических (историко-методологических), педагогических (дидактических) и методических оснований предлагаемой модели изучения истории в 10-11 классах необходимо изучать в следующей логике (рекомендации учителю истории):

I этап — усвоение логики курса "История России с древнейших времен до наших дней" в целом, т.е. вводно-мотивационный этап

1). Цели и задачи курса — "Пояснительная записка" (или введение к учебнику);

2). Содержание курса — "Программа курса" (основные направления), конкретизация программы в "Учебно-тематическом планировании"

3). Средства, формы, методы курса — методические рекомендации к предмету и материалу учебника, к подготовке многоконцептуальной лекции, к примерным темам практических занятий, к литературе различной интерпретационной направленности.

II этап усвоение логики отдельного занятия (урока), т.е. содержательно-операционный этап

1). Цели и задачи урока — часть учебника, глава, параграф (тема урока), вопросы и задания (конкретизация темы урока в его целях и задача;

2). Содержание урока — соотношение исторических фактов и исторических интерпретаций в изложении проблемного поля данного урока;

3). Средства, методы, формы урока — материал урока в учебнике, усвоение изложения учителя, выбор темы (вопросов) практического занятия, изучение литературы.

III этап — контроль и проверка усвоения курса в целом, т.е. контрольно-оценочный этап

1). Цели и задачи контроля и проверки — "Пояснительная записка" (или введение к учебнику), рекомендации к примерным экзаменационным (контрольным) вопросам;

2). Содержание контроля и проверки — примерные экзаменационные (контрольные) вопросы;

3). Средства, методы, формы контроля и оценки — соотношение примерных экзаменационных (контрольных) вопросов и материала учебника, самоконтроль, самооценка.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=237    /    Просмотров: 15360

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"