МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
21.09.2004 (13:10)
Версия для печати
ДИДАКТИКА ИСТОРИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Постников П.Г - "Проект Ахей"

 

В предисловии к статье Й.Рольфеса переводчик подчеркивает, что дидактика истории превращается в самостоятельную научную дисциплину, обладающую специфическим предметом и социальными функциями. Проблема заключается в обосновании необходимости нового научного направления в области изучения, моделирования и организации современного исторического образования.

Традиционно считается, что историческое образование представлено организованным познанием истории в средних общеобразовательных школах и профессиональных учебных заведениях. В настоящее время можно выделить несколько направлений приобщения учащихся к историческому прошлому. Впервые ребенок сталкивается с историческим опытом в процессе семейного образования. Дома он знакомится со сказками, семейными рассказами и реликвиями. По мере взросления происходит его встреча с памятниками истории и культуры в пределах среды обитания (города, страны) через средства массовой информации, экскурсии, туристические поездки, художественную литературу. Фактически к моменту начала получения систематического исторического образования у учащихся складывается донаучная историческая картина мира, которая представлена системой исторических представлений, часто эмоционально окрашенных, хаотичных и несистематизированных.

Второй путь получения исторического образования связан с включением исторического материала в содержание общего образования. В учебных предметах начальной школы исторические знания представлены в виде самостоятельных описательных текстов в учебниках по детской литературе, исторических справок в учебниках математики. Как показали наблюдения, во всех учебных предметах имеются исторические знания как вспомогательные, как средство усиления занимательности, показа основных тенденций в научном познании. Изучение творчества любого представителя культуры предполагает анализ социально-экономических условий, обеспечивающих становление творческого пути художника.

Третий путь представлен систематическим изучением истории как учебного предмета, отражающего основы исторической науки. Школьная история представляет собой слепок исторической науки, так как содержит описание, объяснение и оценки исторического процесса. Но в содержании исторического образования не представлены методы познания исторического прошлого, отсутствуют представления о формах исторического сознания, характерного для каждой исторической эпохи, не указаны сведения о теориях объяснения исторического прошлого. Содержание обучения в основном представлено системой исторических фактов и явлений.

Учителя истории активно используют внеурочную работу по предмету, включая учащихся в исследовательскую, творческую, коммуникативную деятельности в различных формах. Этот путь позволяет удовлетворить потребности учащихся, способных к углубленному познанию истории и определившихся в профессиональном выборе. Но эта деятельность чаше всего носит стихийный, эпизодический характер и требуется научное осмысление внеклассной работы как сферы дополнительного исторического образования. Принцип регионализации исторического образования не имеет достаточной научной основы. В настоящее время активно развивается музейная педагогика, которая решает задачи воспитания современной личности посредством приобщения к историческому, культурному, техническому и нравственному опыту человечества на различных уровнях. Возрождаются школьные музеи, активизируется деятельность музеев по сотрудничеству со школами.

Социокультурная среда, в которой происходит реализация целей исторического образования, существенным образом изменилась. Система школьного исторического образования стала вариативной, плюралистической. В практике работы современных учителей истории активно используется мировой педагогический опыт. Участие России в Совете Европы привело к активизации международного сотрудничества в области исторического образования. Усиливается воспитательная функция исторического образования. Большинство учителей приходит к выводу, что ведущей задачей становится воспитание высоконравственных граждан посредством приобщения к ценностям отечественной истории. В педагогике разработаны новые подходы к проектированию содержания и организации образовательного процесса. Они активно начинают проникать и в практику работы школьного учителя истории. Существенно изменилась методологическая основа исторической науки. Существующий плюрализм в подходах к познанию истории приводит к появлению учебных программ и учебников, построенных на разных основаниях. Методические системы, адекватные новым подходам в изучении истории, отсутствуют.

Традиционно считалось, истинным является только научное познание истории. Сама практика показывает, что формы познания истории изменились. Доминирование только научной формы познания приводит к отсутствию устойчивого интереса к познанию прошлого. Существенным образом расширяется состав субъектов исторического образования. Наряду с учителем истории в историческом образовании активно участвует семья, которая является носителем семейных традиций, представители средств массовой информации, которые отражают исторический опыт в различных формах и под разным углом рассмотрения, участники исторических событий, как носители эмпирического знания, представители исторической науки.

Историческая наука, несмотря на все ее значение в современном мире - не единственная форма духовного освоения исторического опыта. Отражение исторического прошлого возможно в трех формах: стихийно-эмпирической, художественно-образной и научной. Соответственно можно выделить три формы познания прошлого: художественную, научную, стихийно-эмпирическую.

Указанные факторы актуализируют потребность в поиске новых подходов к изучению, проектированию и организации исторического образования. Проблемы дидактики истории поднимались И.Я.Лернером, Л.Н.Алексашкиной, Й.Рольфесом, К.Бергманом. В работах указанных исследователей общим является то, что они вводят историческое сознание как педагогическую категорию. Й.Рольфес подчеркивает коммуникативный характер нового научного направления и отмечает, что общение с историей происходит ежедневно в личной и общественной жизни, в науке или школе. Он выделяет три аспекта новой науки – исследовательский (наука об обучении), содержательный (история) и личностный (историческое сознание).

Как теоретическая наука дидактика истории изучает совокупность факторов, влияющих на процесс познания исторического опыта. Интересы учащихся меняются на различных этапах обучения и содержательный материал должен отвечать изменившимся условиям. Вторая актуальная проблема дидактики истории состоит в соотнесении учебного предмета истории и истории как науки, в способах трансформации достижений исторической науки в учебный материал.

Центральное место занимает категория исторического сознания как стержневая дидактическая категория, определяющая структуру исторического образования как средства развития личностных функций.

Л.Н.Алексашкина определила дидактические аспекты преподавания истории. Основной проблемой является структура учебного предмета и основные компоненты содержания исторического образования. В качестве основного ориентира определения целей учебного предмета история автор выделил дидактические возможности истории, которые состоят в поучительности, гуманистичности, аксиологичности.

Структурно-функциональный, содержательный и результативный анализ исторического сознания проведен И.Я.Лернером, Й.Рольфесом и К.Бергманом. Авторы подчеркивают, что историческое сознание – это сложное личностное образование, обеспечивающее способность человека ориентироваться в современности под углом зрения истории.

Й.Рольфес подчеркивает, что в своем предмете дидактика истории выявляет себя в четырех формах: исторической, теоретической, эмпирической и прагматической.

Выделенные формы отражают уровни дидактического знания о процессе исторического образования в современных условиях. Историческое образование является многоуровневым, многоаспектным явлением, реализующим множество функций. Пропагандируемый подход означает, что можно выделить три уровня познания и организации исторического образования: дидактический, методический и технологический. На дидактическом уровне выявляются закономерности, принципы и модели развития у учащихся исторического сознания. Эти стратегические ориентиры могут выступать основой для разработки вариативных методических проектов и систем организации исторического образования с учетом специфики образовательной программы образовательного учреждения. Технологический уровень предполагает разработку управленческого аспекта, связанного с управлением деятельностью учащихся, приобщающихся к историческому сознанию.

Как всякий процесс обучение истории имеет несколько слоев: личностный, обеспечивающий взаимодействие субъектов (идеального учителя и идеального ученика); процессуально-психологический, включающий учебные процедуры - усвоение, мотивацию, отработку и контроль развития исторического сознания; методический, обеспечивающий отбор средств, методов, форм обучения истории и технологический, конкретизирующий процессы учения и преподавания в образовательном учреждении. В настоящее время отсутствует понимание того, что является генетической основой процесса обучения истории: учебная ситуация, модуль, элементарная познавательная структура.

Особое место в дидактике истории занимает такое явление как компетентность учащихся в области исторического прошлого. Как определить уровень исторической образованности, что понимать под качеством исторического образования и как его замерить? Эти вопросы также являются предметом дидактики истории. Традиционная проверка и учет знаний ограничивалась лишь проверкой знаний и умений. В условиях изменения целевых установок учебного предмета меняются и его результаты. Основным показателем исторической образованности должно стать наличие у каждого ученика индивидуального исторического сознания, определяющего его отношение к основным объектам окружающего мира.

Указанные проблемы требуют научного осмысления, которое отражает объект и предмет новой научной дисциплины. Развитие исторического сознания как формы духовного освоения мира предполагает разработку адекватного типа исторического образования и методической системы современного учителя истории.

________________________________________

1 Алексашкина Л.Н. Дидактические аспекты преподавания истории //Педагогика. 1993. №3. С.11-16.

2 Гузеев ВВ. Образовательная технология: от приемов до философии /Библиотека журнала “Директор школы”. Вып. 4. М, 1996.

3 Постников П.Г. Историческое сознание как методическая категория // Многокультурное измерение исторического образования: теория и практика: Пятые всероссийские историко-педагогические чтения. Екатеринбург, 2001.С.14-16.

4 Рольфес Й. Дидактика истории: история, понятие, предмет //Преподавание истории в школе. 1997. №7. С.29-32.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=232    /    Просмотров: 9123

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"