МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
21.09.2004 (13:08)
Версия для печати
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глушков И.Г., Захожая Т.М., Адамова Н.Ю., Собольникова Т.Н. - "Проект Ахей"

 

Реформирование современной системы высшего образования обсуждается специалистами разного уровня. Предлагается изменить не только внешние признаки (систему вступительных экзаменов, комплектования высших учебных заведений), но и организацию системы преподавания. Специалисты неоднократно отмечали, что традиционная система преподавания, сложившаяся в Российской высшей школе, не отвечает современным требованиям. Студент осваивает предметное содержание дисциплины, но не овладевает профессиональной деятельностью, пониманием, критикой, прогнозированием и т.д. (В.Никитаев). Таким образом, одной из основных задач современного высшего образования является создание условий для реализации в процессе обучения возможности не только овладеть теоретическими азами будущей профессии, но и решать уже на уровне обучения самостоятельные практические задачи. Деятельностный подход к формированию модели выпускника – специалиста позволяет сформулировать конечные цели обучения и его результат, а так же систему поэтапного конструирования процедуры реализации этой модели. В частности, подобное преобразование можно осуществить через матричную или предметно-деятельностную структуру (В.С.Лазарев, Н.В.Коноплина). Это предполагает наполнение предметного содержания отдельных дисциплин и видов учебной деятельности элементами решения практических задач, определенных в качестве целевых установок общей модели. Кроме того, в данном случае необходим синтез разнообразных учебных умений в единый операционный комплекс учебно-практических задач (И.Г.Глушков).

С 1999 г. в СурГПИ на специальности “история” проводится эксперимент по созданию личностно-ориентированной технологии образования на основе деятельностной модели специалиста (в частности приведение содержания образования в соответствие с моделью).

Модель учителя истории формируют деятельностные профессиональные стереотипы, содержание которых определяется типовыми задачами школьного обучения предмету. Для решения подобных задач в ходе реализации практической деятельности учителя необходимы определенные умения и навыки, которые развиваются на основе междисциплинарных или надпредметных специальных и профессиональных знаний. В этом отношении знания выступают лишь средством формирования необходимых интеллектуальных, специальных, деятельностных и иных умений, и в этом отношении набор знания может быть любой (исторические, математические, филологические и др.)

В системе знания - умения - практика важны не столько знания, хотя они являются необходимым условием обучения, сколько устойчивый познавательный интерес и деятельностные умения, способность их реализации. Успешность такого применения зависит от способности студентов подобрать программу своей деятельности для решения поставленной задачи. В этом смысле формирование умений и навыков должно осуществляться в программном режиме. Программируемость деятельности - квинтэссенция идеи развития. Сформировать умение обучать и обучаться в режиме программной деятельности (развитие), умение стратегически (концептуально) мыслить может только обучение в указанном режиме, но это противоречит традиционному обучению.

  • введение исследовательского режима обучения;

  • введения проблемного построения курсов, усиление в процентном соотношении практических курсов;

  • введение деятельностных активизирующих форм обучения

  • создание условий для саморефлексии студентов (оценочный фактор)

В качестве примера можно привести разработку темы “Древневосточная деспотия” в рамках деятельных активизирующих форм обучения. Для реализации данного подхода необходима ситуация постоянного решения проблемных ситуаций – поиска и разрешения противоречий. Формулирование проблемы требует постоянного интереса, который в каждом конкретном случае необходимо формировать эмоционально окрашивая. Мы предлагаем следующую схему изучения темы:

  • проблемная актуализация темы, в рамках которой формируется эмоциональное отношение к теме и необходимость ее изучение (познавательная мотивация), исследование проблемы, подводящей к необходимости изучения развития восточной деспотии как особого типа государства;

  • результат исследовательского процесса;

  • коррекция преподавателем процесса исследования в зависимости от степени готовности студентов;

  • проблематизация отдельных понятий (власть, собственность , община, патриархальное рабство, система управления), построение иерархии понятий (древо понятий), связей;

  • серия исследовательских заданий; обсуждение заданий группами студентов (выделение признаков, существенных признаков, функций, главного признака как источника развития), поиск решения; теоретическое определение понятий (восточная деспотия как особый тип государства);

  • анализ исторического материала с применением новых понятий (использование текстов-источников, карт);

  • творческие задания на понимание процессов внутреннего развития восточной деспотии, их прогнозирование, интерпретация; контроль – на умение оперировать понятиями, творческие виды контроля (возможны специфические практикумы, где происходит объединение разнообразных умений – теоретические знания, психологические, педагогические, например, разработка темы, части темы для разного возраста и т.д.).

  • в процессе изучения постоянная деятельность студентов по оценке собственного результата

Кратко деятельность преподавателей и студентов в зависимости от целей и задач представлена в таблице.

 

Студент

Преподаватель

Цель

Исследовать появление и эволюцию восточной деспотии;

Доказать неизбежность появления деспотии на определенном этапе истории

Овладеть методологией исследования

Создать условия для активной творчества студента по изучению восточной деспотии в будущей профессиональной деятельности

Сформировать отношение к восточной деспотии

Создать условия для саморефлексии студентов

Мотивация

Эмоциональная реакция = интерес

Проблемная актуализация

Специальные умения

Определение исторических понятий по теме “Восточная деспотия”

Владение хронологией древнего востока

Знание исторической географии древнего востока

Знание комплекса исторических источников по теме “Восточная деспотия”

Представление о различных позициях в оценке понятия “восточная деспотия”

Организация исследования студентов по формированию ООД

Создание условий для самоорганизации исследовательской деятельности (студент в роли преподавателя)

Интеллектуальные умения

Выделение признаков, существенных признаков понятий по теме “Восточная деспотия”

Умение сравнивать, классифицировать, структурировать, умение выделять причинно-следственные связи,

Умение делать выводы, апеллировать, оценивать

Умение проблематизировать ситуацию (находить противоречия и формулировать проблему, актуализировать проблему, оценивать разные подходы как собственные и т.д.)

Руководить исследованием, уметь создавать условия и атмосферу активной творческой деятельности

Вызывать эмоциональное отношение

Определение темы в рамках курса,

определение формы проведения занятий.**

Оценочная деятельность по овладению методологией исследования

Организация исследования студентов по формированию ООД

Создание условий для самоорганизации исследовательской деятельности (студент в роли преподавателя)

Создание условия для саморефлексии студентов (оценочной деятельности)

Формирование теоретических понятий

Государство

Восточная деспотия

Патриархальное рабство

Публичная власть

Община

Собственность

Социальная структура

Иерархия власти

Ирригационная система

1. ООД для формирования свойств и функций понятия в общей системе понятий

Знания основных характеристик восточной деспотии, основных этапов развития древнего общества, хронологии и географии древнего Востока;

Понимание восточной деспотии как особого этапа в развитии общества

Анализ – умение сравнивать различные варианты деспотий на Древнем востоке,

Документов и материалов по теме “Восточная деспотия”

Применение – выделение признаков восточной деспотии на конкретных исторических примерах (Египет, Индия)

Определение места иной цивилизации (Мезоамерика) в пространственно-хронологической нише деспотии,

Синтез разработка этапов развития деспотии, творческое задание (описание дня деспота)

Оценка – оценить роль природного фактора в процессе формирования деспотии

Понимание – составление схем государственного управления, интерпретация документов

2. ООД для формирования свойств и функций внутреннего развития явления (понятия)

3. ООД для формирования логики внутреннего развития явления (понятия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирует условия:

вычленение понятий из класса сходных понятий через его свойства и функции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналогичные задачи

Аналогичные задачи

Методы и формы проведения занятий

Метод решения учебных задач – дискуссия, диалог, работа в малых группах

Организация

исследовательской деятельности

Контроль

В зависимости от целей

Выполнение творческих заданий

Организация контроля

Организация самоконтроля

Профессиональные умения

Деятельность по овладению профессиональных умений

Планирование занятия

Разработка программы

Определение целей и задач обучения в целом и урока в частности и т.д. **

Саморефлексия

Оценивание собственных умений сравнивать, классифицировать, структурировать и т.д.

Формирование методологии исследования

** Формируется в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического блока (педагогика, дидактика, возрастная психология, методика преподавания истории и т.д.)



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=230    /    Просмотров: 8837

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"