МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
21.09.2004 (13:07)
Версия для печати
ВВОДНЫЕ УРОКИ: РОЛЬ И МЕСТО В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ (ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ)

Алексеева Л.В - "Проект Ахей"

 

В современной МПИ проблема не получила достаточного освещения и относится к числу слабо разработанных в теоретическом плане. Хотя, советские методисты 1970-80–х гг. обращали свое внимание на проблему вводных уроков, однако рассматривали их функцию односторонне - только как уроки вводного повторения.

Практика современного преподавания истории в школе свидетельствует, что вводные уроки подразделяются на 2 вида:

1. Уроки, предваряющие изучение нового исторического курса;

2. Уроки, предваряющие изучение большого раздела программы в рамках блочно-тематического планирования, выполняя функцию погружения в тему.

В ходе учебного года по любому курсу истории проводится от 2 до 5-6 уроков вводного характера. Как правило, вводные уроки бывают двух типов: синтетический и формирования новых знаний. Синтетический урок обычно свойственен уроку, предваряющему изучение исторического курса.

I. Вводный урок синтетического типа. В его структуру будут входить этапы:

-повторение;

-знакомство с содержанием и структурой нового курса;

-закрепление.

Задачи такого урока будут состоять в том, чтобы:

1. Помочь учащимся восстановить в памяти основные знания из предыдущего курса;

2. Познакомить с содержанием и структурой нового курса.

Важное место на таком уроке отводится вводному повторению. Как указывал А.С.Завадье, цель подобного урока состоит в том, чтобы установить преемственность нового курса с ранее изученным, показать единство исторического процесса (См.: Методическое пособие по новой истории. М., 1978.С. 11.).

Е.П.Тонконогая называла вводное повторение корректирующим, поскольку его проведение не только позволяло “вспомнить и восстановить в памяти учащихся основные события предыдущего курса, но и выявить недостающие звенья, и разъяснить их на вводном уроке” (См.: Дидактические особенности урока в вечерней школе. М., 1984. С. 81.).

Рассматривали необходимость вводного повторения и другие известные советские методисты: среди них – В.О.Пунский, правда им имелся в виду отдельный урок вводного повторения (См.: Изучение истории СССР в 8 кл. М., 1977. С.29.), его позицию разделяли также Олег Владимирович Волобуев и Г.В.Клокова (См.: Методика преподавания истории СССР (8-9 кл.). М., 1979.С. 8-12.).

К сожалению, методика вводных уроков описана недостаточно подробно. На каждом из этапов вводного урока синтетического типа применяются различные методы. На первом этапе вводного урока синтетического типа основным методом является беседа с постоянной опорой на знания учащихся, которые принимают активное участие в формулировании выводов и обобщений.

На втором этапе происходит знакомство с новым курсом: дается его краткая характеристика, вводятся общеисторические понятия с их объяснением, устанавливаются хронологические и территориальные рамки, периодизация. Основными приемами являются: лента времени, схема периодов, работа с оглавлением учебника (для изучения структуры курса). Краткая запись новых понятий и их основных признаков.

На этапе закрепления проводятся тренировочные упражнения в различных видах и формах. Цель их в том, чтобы учащиеся осмыслили только что полученную информацию. Таким образом, содержание вводного урока, предваряющего изучение нового курса, содержит в себе общетеоретические установки, помогающие приступить к изучению нового курса.

II. Вводный урок в качестве погружения в новую тему, относится к уроку формирования новых знаний.

Урок имеет следующие задачи: 1) Подготовить учащихся к восприятию новой темы; 2) Осуществить погружение, т.е. сжато сообщить важнейшие события и выводы.

Структура урока состоит из 2 частей:

1. Содержательная – первичное знакомство с материалом темы, подлежащей изучению на нескольких уроках, где основными методами выступают: изложение учителя и беседа, с оформлением опорного конспекта в тетрадях учащихся;

2. Организационная – где учащиеся знакомятся с порядком работы в ходе изучения темы, формами отчетности, опережающими заданиями, библиографическим списком, критериями отметок и др. Учитель представляет учащимся в наглядном виде технологическую карту работы по указанной теме.

В современных методических пособиях для учителей истории, прослеживается тенденция в отношении вводных уроков, как уроков, предшествующих изучению нового курса, то есть авторы придерживаются традиционных подходов в данном вопросе. Так, Ф.А.Михайлов в книге для учителя “История Древнего мира” (М., 2000) поместил разработку вводного урока, цель которого, по его мнению, состоит в том, чтобы, опираясь на знания учащихся, полученные в пропедевтике, подготовить к изучению систематического курса истории, заинтересовать учебным предметом, создать первичные представления об истории как науке, рассказать об исторических памятниках, дать общие сведения о хронологии, познакомить с учебником и его структурой.

План урока:

1. Понятие “Всеобщая история”

2. О чем рассказывает история Древнего Мира.

3. Вещественные и письменные исторические памятники (С. 6-7).

Ю.Н.Лубченков в “Методическом пособии “История др. мира” (М., 1998 г.) видит основную задачу вводного урока в том, чтобы учащиеся осознали значение изучения истории вообще и истории Др. мира в частности, познакомились с историческими источниками и методами работы историков.

  1. Что такое история?

  2. Для чего нужно знать историю?

  3. Как историки изучают прошлое?

Таким образом, вводные уроки, предваряющие изучение истории Древнего мира в 5 кл. направлены, прежде всего, на осмысление значимости учебного предмета истории в их обучении и развитии, в личностном становлении.

М.Л.Несмелова в методическом пособии “Конспекты уроков для учителя истории. 6-7 кл.” (М., 2001) выделяет 2 варианта изучения темы “Введение в историю средних веков”. Тип первого занятия, исходя из структуры и содержания, относится к уроку формирования новых знаний, а проводится в форме практического занятия. Наблюдается методическое несоответствие. Не имея знаний по новой теме, урок вряд ли может носить характер практического, скорее он может проводиться как лабораторное занятие. Урок у авторов представлен в стандартной форме с набором необходимых приемов, направленных на первичное изучение темы, а не на ее углубление и расширение. План урока подтверждает наше мнение:

  1. Термин “средние века” и периодизация.

  2. Мрачное или светлое средневековье.

  3. Значение истории средних веков.

  4. Источники по истории средневековья (С. 6-11.).

Другие авторы – В.Г. и Н.М. Петрович в пособии “Уроки истории. 6 класс” (М., 2001.) приводят изучение материала вводного урока по истории средних веков в следующем виде.

Цель урока: дать представление о хронологических и географических границах средневековья, своеобразии путей исторического развития стран и народов, о становлении Западноевропейской цивилизации.

Урок состоит из 2-х частей. В первой сообщаются общие сведения о новом курсе, учебниках, тетрадях, требования к ответам и нормам оценок. Во второй проводится лекция, содержание которой направлено на раскрытие понятий: средневековье, Возрождение, цивилизация, исторические источники, феодализм, традиционное общество.

Применительно к курсу истории России в древности и средние века, те же авторы рекомендуют на вводном уроке сформулировать цель: ознакомить учащихся с хронологическими рамками и содержанием изучаемого курса, которая будет реализована посредством лекции.

Таким образом, предлагаемые образцы для проведения вводных уроков не раскрывают в полной мере особенностей уроков данного вида, их важности в начале изучения нового курса.

Появление современных методических пособий по новой истории позволяет выделить общие тенденции в построении вводных уроков по этим курсам. В.Г. и Н.М. Петрович в “Поурочном планировании курсов истории России и всеобщей истории.7 класс” (М., 2001.) предлагают варианты вводных уроков по названным курсам.

Вводный урок по новой истории за № 41 (С. 106) ставит своей целью введение учащихся в хронологические, географические и понятийные рамки курса.

Основное содержание урока:

  1. Понятие новое время. Основные этапы.

  2. Мир на рубеже 15-16 вв. Политическое и экономическое состояние Европы. Модернизация Европы и традиционные общества Востока.

  3. Складывание единой картины мира.

Основные понятия: Новое время, цивилизация и ее виды. Основные методы работы на уроке: лекционное изложение учителя. Работа учащихся с картой.

Этими же авторами предложен вариант изучения вводного урока по курсу новой истории России. Урок № 1. (С. 8-9.)

Тема: Становление Российской державы.

Цель: Знакомство с хронологией и объемом изучаемого курса; отработка умения исторического анализа.

Содержание урока:

1. Политическая карта России сер. XVI- первой половины XVIII вв.

2. Источники и движущие силы прогресса.

3. Власть и народ.

Основные приемы работы:

1.Объяснение значения слова “геополитика”

2.Заполнение таблицы под диктовку:

“Рост территории Российского государства в XVI-XVIII вв.”

Год

Правитель

Площадь (в тыс. кв. км)

1505

Конец царствования Ивана III

2 200

1801

Конец царствования Павла I

16 123

Сообщение учителем основных фактов за 268 летний период. Делают вывод: источники и движущие силы прогресса – в русском народе.

3.Работа с картой: нанести границы России в 1533 г. и 1801 г., сравнить и выявить изменение территории.

Изучение имеющейся современной литературы по проблеме вводных уроков позволяет констатировать, что она не стала объектом специального изучения. В отечественной методике представлен незначительный по объему и глубине опыт проведения вводных уроков, предваряющих изучение новых курсов, почти не представлены вводные уроки погружения, поэтому проблема требует основательной разработки, выделения направлений и подходов в ее исследовании.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=229    /    Просмотров: 20879

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"