МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
21.09.2004 (12:54)
Версия для печати
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КРАЕВЕДЕНИЕ И МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

Баженова Н.Н., Корнилов Г.Е. - "Проект Ахей"

 

В системе современного общего образования, имеющего целью оптимальное развитие школьников, особая роль отводится знаниям по истории, культуре, экономике региона. Регионализация образования содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости, дает особую ориентацию во времени, помогает реализовать ключевую идею закона Российской Федерации “Об образовании” о единстве интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.

С момента принятия Закона Российской Федерации “Об образовании” в Свердловской области сделаны большие шаги в направлении создания национально-регионального компонента Государственного стандарта в образовательной области “Обществознание”, которое является дополнением и развитием федерального стандарта и одновременно частью Государственного стандарта. Он включает три линии – географическую, историческую и экономико-правовую, и соответствующие учебные дисциплины, в том числе и историко-краеведческие, такие как “История Урала”, “Культура Урала”, разнообразные по тематике факультативы и т.д. В силу этого возникла необходимость в специализированной подготовке учителей истории для преподавания учебных дисциплин по истории региона и общеобразовательных учреждениях.

Концепция высшего педагогического образования, разработанная в Уральском государственном педагогическом университете предполагает реализацию принципа фундаментализации образования студентов с их последующей вариативности профессиональной подготовкой. В ней предусматривается интеграция подготовки специалистов по близким направлениям и специальностям, которые взаимодополняют друг друга и в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым к педагогическим вузам Министерством образования Российской федерации.

Регионализация высшего исторического образования обусловлена комплексом и других факторов:

- взаимосвязью локального, регионального, отечественного и мирового исторического процесса человечества;

- историческим, культурным, национальным, географическим, демографическим, природно-экологическим своеобразием региона;

- региональной спецификой перехода к гражданскому обществу и рыночной экономике, поиском регионом нового статуса в экономической и общественной жизни страны.

Регионализация есть самый продуктивный путь для интегральных процессов в федеральное и мировое образовательное пространство. Исходя из вышеизложенного, исторический факультет УрГПУ с 2001/2002 учебного года ввел специализацию “краеведение и музееведение” в объеме 250 часов для студентов III-V курсов.

Цель специализации: создать условия для формирования компетентного, высокообразованного, гуманного педагога, специалиста в области исторического краеведения и музееведения, качественно осуществляющего педагогическую деятельность; сформировать у студентов знания и умения необходимые для процесса обучения по краеведческим дисциплинам и организации музейно-экскурсионной работы в общеобразовательных учреждениях.

Задачи специализации:

- дать глубокие, прочные знания в области исторического краеведения и музееведения;

- воспитать в личности важные для современного специалиста качества: широту мышления и мировоззрения, творческое воображение, гражданственность, толерантность;

- вооружить выпускников методами и технологиями преподавания исторического краеведения и организации музейно-экскурсионной работы;

- формировать готовность молодежи к самостоятельной жизни в противоречивом современном мире, учить взаимопониманию между людьми, представляющими различные культурные, этнические, лингвистические, религиозные традиции, помочь человеку осознать себя не только представителем региона, страны, но и гражданином мира.

Характеристика сферы профессиональной деятельности специалиста.

Деятельность направлена на воспитание, обучение и формирование исторической культуры школьников. Специалист по преподаванию исторического краеведения и организации музейно-экскурсионной работы в общеобразовательных учреждениях готовится для педагогической, учебно-воспитательной, научно-методической, социально-педагогической, культурно-просветительной деятельности. Статус специалиста данного профиля позволяет работать в общеобразовательной школе, учебно-вспомогательных, научно-методических учреждениях, функционально ориентированных на решение задач национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта.

Квалификационные требования к специалисту:

Общие требования и обязанности специалиста указаны в квалификационной характеристике по основной специальности “Учитель истории”. Здесь же мы акцентируем внимание на требованиях к знаниям и умениям по дисциплинам специализации “краеведение и музееведение”.

Специалист:

- знает основные этапы исторического развития Урала, его место в отечественной и мировой истории, общее и особенное в развитии региона, важнейшие события региональной истории; особенности государственной политики на Урале в разные периоды времени;

- представляет этнокультурные особенности народов Урала в прошлом, видит проявления национального менталитета в современных условиях;

- знает основные социальные группы в составе населения Урала в прошлом и в наши дни, отношения и противоречия между ними, имеет представление о социальной структуре “уральского общества” в связи с российским;

- имеет представление о специфике религиозных феноменов о месте религии и свободомыслия в жизни индивида и общества о мировых религиях в контексте истории человечества; религиозных конфессиях в уральском регионе;

- знает промышленные, культурные, научные, образовательные центры Урала; характерные памятники природы, истории, культуры, архитектуры, искусства и научно-технического творчества жителей региона от древности до наших дней;

- знает основные комплексы исторических источников по истории Урала, владеет приемами и методами их научного анализа и критики;

- знает основные методы реконструкции прошлого родного края;

- знает основы музейной педагогики и экскурсионного дела;

- всесторонне знает социально-экономическую и политическую историю региона, умеет оценить вклад народов Урала в достижения современной цивилизации.

Учебный план специализации разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 540201 – История. Огромное значение в подготовке специалиста имеют предметы общекультурного блока, такие как “Философия”, “Этика”, “Культурология”, “Экономика”, “Этнология” и др. Дисциплины психолого-педагогического блока, предметной подготовки, медико-биологического цикла также создают прочный фундамент для разносторонней подготовки специалиста. Дисциплины специализации содействуют формированию целостного представления о региональной истории в единстве ее теоретической, мировоззренческой и гуманистической функций.

В учебный план включены такие предметы как “История Урала”, “Музееведение”, “Историческое краеведение”, “Этнография региона и сопредельных территорий”, “Социально-политическая система региона”, “Культура региона”, “Методика музейно-экскурсионной работы”. Эти дисциплины ориентируют студента в системе историко-краеведческих знаний, обеспечивают его профессиональную подготовку к предстоящей педагогической деятельности в качестве учителя истории Урала и организатора музейно-экскурсионной работы. В этом блоке предусмотрены также вспомогательные и интегративные дисциплины такие как “Лингвокраеведение”, “Географо-экологическое краеведение”, “Фольклор народов Урала” и др. Все это, несомненно, способствует расширению и углублению подготовки учителя, обусловливает более широкие возможности самостоятельности и творчества в профессиональной деятельности.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=228    /    Просмотров: 9458

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"