МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
21.09.2004 (12:53)
Версия для печати
РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТКИ ТЕМЫ

Гузненко З.И. - "Проект Ахей"

 

Историческая наука и историческое образование как два сообщающихся сосуда, содержание которых взаимосвязано и взаимозависимо, почти всегда находятся в состоянии движения, изменений. В рамках начатой еще в 90-е годы и не завершенной до настоящего времени образовательной реформы происходят перемены и в историческом образовании. Основные направления новой государственной политики в области школьного исторического образования были заявлены еще в решении Коллегии Министерства образования России “О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях” (N 24/1 от 28.12.1994), которое, подкрепленное законом “Об образовании, стало нормативно-правовой основой последующих шагов по реформированию всей системы исторического образования.

Проведение реформ отчетливо проявило старые проблемы исторического образования и породило новые, лежащие как в самой образовательной сфере, так и вне ее, а именно - в обществе, до настоящего времени переживающем чрезвычайный по глубине и последствиям кризис. Эти новые проблемы теоретико-методологического, структурно-содержательного, научно - и учебно-методического характера позволяют говорить, что процесс реформирования становится эффективным тогда, когда базируется не только на внутренних потребностях, но и на внутренних ресурсах общества, в частности, интеллектуальных. К интеллектуальным ресурсам страны в полной мере должны быть отнесены ученые – историки, роль которых, как показывает образовательная практика, должна все более возрастать в разрешении задач, стоящих перед современным общим и профессиональным образованием.

В России с ее огромной территорией, экономическим и этническим многообразием важнейшей задачей является сохранение единства образовательного пространства. В то же время уже сама пространственная огромность страны, исторические и современные особенности развития отдельных ее регионов и территориально-административных единиц делает актуальной не только задачу сохранения базового единства образования в государстве, но и создание условий для свободной творческой деятельности школ, учителей и учащихся по решению стоящих перед ними задач. Учебные общеобразовательные стандарты своей структурой как раз и отражают баланс интересов и компетенции государства, региона и школы, что соответствует закрепленным в Законе Российской Федерации “Об образовании” компонентам: федеральному и национально-региональному. При этом к компетенции школы как основного звена образовательной системы среди прочих отнесена разработка образовательных программ и учебных планов, разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин, организация и совершенствование методического обеспечения учебного процесса. При высокой самостоятельности столь же высока и ответственность образовательных учреждений и местных органов управления образованием за осуществление государственной образовательной политики, за качество образования учащихся, которое не должно быть ниже государственных требований. В свете всего вышесказанного особенно важно взаимодействие исторической науки, в частности вузовской, и школьной практики, сотрудничество школьных учителей истории и вузовских преподавателей истории.

На историческом факультете Уральского педуниверситета второй год ведется разработка научной темы “Региональная модель непрерывного исторического образования: общий и профессиональный уровни”, которая включена в план научно-исследовательских работ Уральского отделения Российской академии образования по программе “Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций”. Основной задачей исследования является научное обоснование и практическое применение региональной модели исторического образования на основе системы непрерывности довузовской (школа), вузовской (педагогический университет) и послевузовской подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-историков в условиях реализации национально-регионального стандартов общего и высшего исторического образования. В научный коллектив разработчиков темы входят преподаватели, аспиранты и соискатели УрГПУ, школьные учителя истории. На первом этапе в соответствии с планом работы была изучена социокультурная ситуация в историческом образовании России на рубеже ХХ – ХХI вв., ее основные противоречия и проблемы; проанализированы нормативно-правовые документы, определяющие основные направления, цели и задачи, структуру и содержание исторического образования на современном этапе; изучался и обобщался опыт работы учителей истории и преподавателей вузов по освоению новых государственных стандартов исторического образования в части их национально-региональной составной; разрабатывались проблемы истории, теории и методики обучения и воспитания учащихся на историко-краеведческих материалах. Основные результаты исследований представлены в публикациях, в том числе в сборнике научных статей “Региональная модель исторического образования: история, теория, технология”, вышедшем в свет в 2001 году. Научно-прикладные разработки внедрялись в школе № 177, в работе с учителями истории школ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга.

По результатам исследования были сделаны следующие выводы.

1. Анализ современной ситуации в школьном историческом образовании свидетельствует о наличии противоречий в педагогической деятельности содержательного и технологического характера, в частности: а) между информационно-предметной и деятельностно-коммуникативной составляющими; б) между знаниевым и ценностным подходам к обучению. Теоретическая и практическая необходимость разрешения существующих противоречий и проблем актуализирует разработку социокультурной модели современного исторического образования в школе.

2. Выделение национально-регионального компонента в школьном историческом образовании, нацеленное на обеспечение единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России, требует, в свою очередь, соединения природной, исторической и социальной среды в единую образовательную систему: историко-географическая среда – личность – социум. Связующим звеном в этой системе может выступать краеведение: историческое, географическое, лингвистическое и др., позволяющее реализовать идею регионализации образования во всей ее многоаспектности. Внедрение “Краеведения” в школьную практику выявило ряд педагогических проблем, среди которых можно выделить в качестве основных отсутствие четко сформированных дидактических основ новых учебных предметов, неподготовленность учителей к преподаванию краеведческих курсов в части новейших знаний.

3. Следует признать, что история региона (региональная история) как предметная ценность должна выступать в качестве объекта ценностного отношения, то есть оцениваться в плане ее значимости для социального знания и социального действия. Таким образом, структура и содержание НРК высшего профессионального исторического образования должны удовлетворять принципу преемственности, обеспечивающему непрерывность образования; должны учитывать региональную социально-экономическую. Национально-этническую и профессиональную специфику в подготовке специалиста. То есть основанием проектирования содержания НРК ВПО являются социальные ожидания общества в лице разных его субъектов к профессиональным интеллектуальным, личностным и поведенческим качествам выпускника, определяющим его готовность к самостоятельной продуктивной профессионально деятельности, высокую ответственность перед ребенком и обществом за принимаемые решения и действия.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=227    /    Просмотров: 6351

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"