МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
21.09.2004 (12:43)
Версия для печати
К ПРОБЛЕМЕ ИСТОРИОГРАФИИ ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Коваленко Г.А. - "Проект Ахей"

 

Интерес к истории русской культуры начал проявляться в России примерно в 30-40-е гг. ХIХ века. Он был связан с ростом национального самосознания, общим интересом к историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со спорами западников и славянофилов о судьбах России. Славянофил И.В. Киреевский говорил о древнерусской культуре как о культуре единства. И противопоставлял её западноевропейской культуре как культуре расчленения. В обществе Древней Руси имело место синкретическое единство противостоящих друг другу политических, правовых, культурных ценностей. В этом единстве были элементы диалога, попытки компромисса.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. были широко известны “Очерки по истории русской культуры” (Спб., 1898-1899. – Ч. 1-3) буржуазно-либерального историка П.Н.Милюкова. Он отдавал приоритет “западному влиянию” в культурном развитии России.

Их теоретический спор продолжил Л.Н.Гумилёв. Всякая культура синтетична, и русская также. Ей приходилось взаимодействовать с Западом и Востоком. Само формирование древнерусского государства и этноса на границе двух географических зон – степи и лесостепи, определило уникальность и политической, и экономической, и культурной истории Древней Руси.

  • Древняя Русь (IX-ХIII вв.);

  • Московское царство (XIV-ХVII вв.);

  • Имперская Россия (ХVIII- начало ХХ в.).

Другие исследователи полагают, что по XIII в. существовала одна “русско-европейская” (или “славяно-европейская”) цивилизация, а с XIV в. – другая, “евразийская” (или “российская”). Смену цивилизации связывают с пассионарной концепцией Л.Н.Гумилёва. “Каждый этнос – или скопление этносов, суперэтнос, - возникает вследствие микромутации, изменяющей бытующий стереотип поведения, т.е. мотивацию поступков, на новую, непривычную, но жизнеспособную…”1. Пассионарность – это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Такие люди, по Л.Н.Гумилёву, называются пассионариями2.

Л.Н.Гумилёв в истории России выделяет два пассионарных толчка. Первый произошёл около I в., в период “великого переселения народа”, привёл к возникновению славянского этноса. Второй – в XIII-ХIV вв., в результате которого возник новый этнос русских на основе слияния славян, татар, литовцев, финно-угорских народов3.

Л.Н.Гумилёв различает понятия “культурная традиция” и “этническая традиция”. Преемственность в “культурной традиции” Древней Руси и Московской Руси сохранилась, так как памятники культуры той и другой Руси основывались на православии. “Традиция этническая – это не преемственность мёртвых форм, созданных человеком, а единство поведения живых людей, поддерживаемое их пассионарностью”. Стереотипы поведения людей в Киеве и в Московском государстве существенно отличались4.

Содержательная реконструкция языческих верований восточных славян сделана академиком Б.А.Рыбаковым. Учёный пришёл к выводу, что относительная быстрота и лёгкость принятия христианства на огромном пространстве Древней Руси объясняются тем, что долгое время язычество и христианство сосуществовали в быту. Перемена веры расценивалась не как смена убеждений, а как перемена формы обрядности и замена имён божеств5.

Несмотря на важную роль язычества в формировании и развитии древнерусской культуры, с момента крещения Руси постепенно ведущей становится христианская традиция. С принятием христианства рождается древнерусская литература. По определению одного из ведущих исследователей древнерусской литературы Д.С.Лихачёва авторское начало в древнерусской литературе было приглушено. Лихачёв отмечает также, что русская литература – одна из самых древних в Европе, древнее французской, английской, немецкой. По вопросу о влиянии Византии на культуру Древней Руси Лихачёв писал, что не следует бояться признания огромной роли Византии в образовании славянской культуры, что через Византию русские дышали воздухом мировой культуры6.

Л.Д.Любимов в книге “Искусство Древней Руси” также начинает повествование с характеристики искусства Византии, как прародительнице русского искусства. Любимов считает, что по сравнению с византийским искусством, русское гораздо демократичнее. В нём нет византийской строгости и суровости, а гораздо больше радости и звонких красок. Русский человек воспринимает христианство эмоциональнее7.

По выражению философа второй половины ХIХ в. П.А.Флоренского храм в Древней Руси был “синтезом искусств”, в котором сочетались архитектура, изобразительные искусства, музыка. На Руси большое развитие получила иконопись. Иконописный канон также был привнесён в Древнюю Русь из Византии, который раскрывают В.Н. Лазарев, М.В. Алпатов8.

Итак, несмотря на существование различных теорий периодизации истории и культуры России, выделяют единую древнерусскую художественную культуру, под которой подразумевают русское искусство и связанные с ним виды деятельности IX-ХVII веков.

______________________________

1 Гумилёв Л.Н. От Руси до России. М., 1987. С. 14.

2 Там же. С. 29. 3 Там же. С. 312. 4 Там же. С. 309. 5 См.: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981; Он же. Язычество Древней Руси. М., 1987. 6 См.: Лихачёв Д.С. Раздумья. М., 1991. 7 См.: Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1996.

8 См.: Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990; Лазарев В.Н. Русская иконопись. М., 1983.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=219    /    Просмотров: 8679

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"