МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
20.09.2004 (20:51)
Версия для печати
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОСМЫСЛЕНИЮ И ПРЕОДОЛЕНИЮ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Днепрова Т.П - "Проект Ахей"

 

Сегодня  напряженность в межнациональных и межконфессиональных отношениях представляет собой серьезную проблему, как  для всего мира, так и для  России в частности.  Источником социальной напряженности, неприязни по отношению к людям другой национальности, вероисповедания служат чаще всего искусственные средства социального восприятия «инаковости» («чужого», «не нашего»). Эти средства (националистические и расистские концепции) порой принадлежат определенным социальным группам, субъектам (части интеллигенции), которые с точки зрения собственной выгоды, амбиций, «больного» самолюбия умело воздействуют на подсознание масс, на их уязвимые чувства (национальные, религиозные), придавая изначально нейтральным различиям эмоциональную смысловую окраску, формируя тем самым дискриминационные установки.

Особенно волнует эта проблема  педагогическую интеллигенцию, так как в поток национал-патриотических движений активно вовлекается подрастающее поколение, пополняющее собой различные террористические организации и деструктивные объединения.

Национализм в России проявляется в разных направлениях: Россия – Запад, Россия – Восток, Россия – Юг и внутри самой России. Это явление может носить как этнический (светский) характер, так и религиозный. Условно можно выделить следующие причины национализма в современной России.

1.           Распад СССР и его последствия:

а) утрата статуса «сверхдержавы» - развенчание мифа о могущественной стране, которую «боялись» во всем мире. Советские люди жили «убого», но гордились военной мощью (ядерной державой), освоением космоса, коммунистическими идеалами. Потеря мифической веры в сильное государство привело к ущемлению национальной гордости и «воспалению» национального самосознания;

б) социально-экономические трудности в России привели к росту негативных явлений в стране: безработица, криминализация общества, резкая дифференциация населения («бедные – богатые»), увеличение асоциальных семей, детская беспризорность и другие;

в) миграция населения - бывшие республики СССР, получив независимость, столкнулись с трудностями социально-экономического и политического характера, что повлекло за собой широкие миграционные процессы. Россия изначально исполняла патерналистскую роль – покровительственное отношение старшего к младшим, опека. Поэтому, поток мигрантов, преимущественно из южных республик, устремился в Россию в поисках работы или вынужденного переселения в результате обострившихся межнациональных отношений. Появление большого количества мигрантов на территории России вызвало определенное «раздражение», ксенофобию среди коренных жителей как на бытовом так и на социально-политическом уровнях.

Отсюда, поиски «врагов» среди «чужих», иностранцев, виновных в дестабилизации России, т. е. возобладала, по словам русского философа Н. А. Бердяева, «мораль притязаний, обращенная вовне».

2.           Развитие коллективного «чувства виктимизации»:

а) в процессе демократических преобразований ожидание значительной экономической помощи от Запада. Это, по словам Н. А. Бердяева, «мораль ожиданий, что всякое богатство жизни придет извне…»;

б) надежда на быстрое процветание после освобождение от коммунистических догм. В данном случае – желание «чуда» и установка на «авось», явления свойственные характеру русского и советского человека.

Несбывшиеся ожидания способствовали развитию чувства обиды и обманутой жертвы.

3.           Неготовность российских граждан к жизни в «свободном обществе».

Россия фактически не успела познать демократические свободы. Через 50 лет с небольшим  после отмены крепостного права, наша страна попадает более чем на 70 лет в «кабалу» тоталитарного государства, где господствовал «авторитарный коллективизм» (Н. А. Бердяев). В такой системе главное требование – жить и трудиться «колхозом». С одной стороны – коллективная ответственность, круговая порука, а с другой стороны – личная безответственность. Далее, с одной стороны – внешняя дисциплина под давлением извне, «уравниловка», а с другой стороны - отсутствие стимула качественной работы, подавление личной инициативы и самостоятельности. 

Свободное же общество – это общество конкурентноспособных индивидуальностей, общество широких возможностей, но требующее развитой личной ответственности, качества труда и самодисциплины.

Советская же система способствовала формированию человека конформиста с манипулятивным сознанием, довольствующимся малым прожиточным минимумом, но стабильным. Поэтому, сегодня мы можем наблюдать у некоторой части россиян «тоску» по сильной власти, решающей за них все проблемы, преувеличение коллективных достижений в прошлом, неприязнь к успешным отдельным соотечественникам в настоящем и раздражение ко всему «западному».

4.           Сохранение традиций «славянофильства».

Национал-патриотические взгляды славянофилов (радикальное крыло) выражались в «национальном самообожании» всего русского, превознесении православной веры над всеми другими религиями. К сожалению, такие настроения славянофилов существуют в умах отдельных представителей российской интеллигенции, в частности миф о «мессианском сознании» русского народа, о его «богоизбранности».

Все это служит источником социальной напряженности и ксенофобии (страх, враждебность, нетерпимость к «чужому», « не нашему»), вызывая тем самым негативную «цепную» реакцию по отношению ко всему русскому.

Каковы же пути преодоления националистических настроений в современной России?

Главное, на наш взгляд, необходимо преодолеть в себе национальный эгоцентризм и осознать, что поликультурность – это естественная реальность данная нам для самоидентификации и понимания единства мира в его многоликости. Важную роль в этом должна играть система образования. Необходимы совместные усилия школы, внешкольных образовательных учреждений, вузов, комитета по делам молодежи, религиозных и общественных организаций для нейтрализации национальной ксенофобии среди молодежи. Школа, особенно учителя истории, обладающие политической культурой, используя учебные занятия, воспитательные мероприятия, способны не допустить проникновения в неокрепшие детские души «ложного патриотизма» и «бешенного национализма».

Важно еще с детства учить человека видеть в другой культуре позитивные черты, способствовать развитию различных эмоционально-личностных контактов, помогающих устанавливать отношения доброжелательности и симпатии к людям другой национальности.

Школа, учитель должны взять на себя просветительскую миссию по работе с родителями, а также привлекать семьи к совместной деятельности во внеклассной работе, что будет способствовать сплочению родителей разных национальностей.

Совместно с детьми и их родителями проводить дни (праздники), посвященные культуре того или иного народа проживающего в данном регионе (с использованием национальной атрибутики, знакомством с историей и традициями народов).

Известно, что чем больше мы узнаем друг друга, тем лучше понимаем друг друга. А понимание (взаимопонимание) создает условия для дружелюбия и взаимопомощи между различными народами, культурами, преодолевая таким образом неприязнь, недоверие и враждебность (интолерантность).

Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=189    /    Просмотров: 6377

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"