МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
20.09.2004 (20:28)
Версия для печати
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ В ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Постников П.Г - "Проект Ахей"

 

Историческое образование представляет собой единство процессуальной и содержательной сторон, которые отражают объект и способы познания исторического опыта. В современной исторической науке утверждается мысль о том, что для каждого этапа развития истории характерны свои познавательные  модели. Познавательная модель характеризует связь объекта и субъекта в познавательном процессе. Представляется, что познавательная модель отражает совокупность средств, обеспечивающих приобщение учащихся к ценностям исторического опыта. В качестве таких средств выступают цели, объекты, исторические источники, концепции, правила познания истории как процесса развития человека в системе его базовых отношений с миром.

Первым элементом познавательной модели является цель и смысл познания исторического опыта. Смысл истории субъективно-объективен, множественен и меняется совместно с ходом истории.  Познание истории есть   понимание   ценности   и   смысла жизнедеятельности всех  предков, то есть всех народов всех эпох ради познания и утверждения ценности, смысла  личной жизнедеятельности в истории в единстве со всем человечеством.

Результатом познания является понимание истории как понимание ценности исторических событий, исторических персонажей для своего времени и для современности, осознание того, чем нынешнее поколение  обязано предшествующим эпохам и поколениям и какую ответственность оно несем перед ними. Человек только тогда может осознавать ценность чего-либо, когда понимает, что несёт ответственность за это в настоящем перед прошлым и перед будущим. История призвана показать, что  современник  ответственен за сохранение смысла жизни людей всех прошлых эпох, которые  передали факел познания и все богатство творчества. Если это богатство погублено, разрушено, опошлено, то утрачен и опошлен смысл  жизнедеятельности предшественников. Человек не может найти смысл собственной жизни только в себе самом, в своей конечной, ограниченной жизни. Смысл человеческой жизни имеет более общий характер, ибо человек понимает то, что после него остаются дети, продолжается его дело, остаются культура, знания, муки творчества, которые передаются следующим поколениям.

Следует принять за аксиому то, что история есть практический процесс коллективно-индивидуального восхождения к свободе. Поэтому каждый исторический этап познается  как определенный этап драматического приобретения свободы, утраты свободы, недостатка   свободы:   творческой,   политической,   социальной, экономической. Важно помочь учащимся понять, чего достигла та или иная эпоха в приобретении свободы, чем мы обязаны ей и людям, жившим в этот период.

Смысл истории заключается в развитии человеческих творческих способностей. Историю творит сам человек, а человек, творя мир, открывает возможности своей свободы. Восхождение к свободному развитию родовой и индивидуальной сущности человека и составляет основное содержание и смысл исторического процесса. История представляет человека, событие, ситуацию в их конкретности, целостности социальных, нравственно-этических, материальных, идеологических, культурологических и других отношений. В процессе усвоения исторических знаний и их осмысления у учащихся создается историческая картина мира, которая включает образы истории, отражающие восприятие пространства и времени; отношение мира земного и потустороннего, восприятие и переживание смерти; отношение духа и материи, разграничение естественного и сверхъестественного; установки, касающиеся отношения к детству, старости, женщине; отношение к природе; оценку общества и его компонентов; отношение к труду, собственности, богатству; установку на традицию или новое; оценки права и обычая и их роли в жизни общества; понимание власти, господства и подчинения, интерпретации и свободы; доступ к разным видам источников и средств хранения информации; соотношение культуры письменной и устной.

В познании исторического опыта ученик выступает как восприемник исторического наследия и как творческое начало истории. Основным механизмом развития личности  выступает отношение к историческому опыту как целостная система сознательных, избирательных, основанных на опыте психологических связей с различными сторонами и объектами действительности, что выражается в действиях человека, его реакциях и переживаниях и формируется в деятельности и общении. Отношение обладает следующими характеристиками: векторностью - направленность на кого-либо или что-либо; эмоциональной насыщенностью - положительной или отрицательной; осознанностью и связанностью с переживаниями. Содержательно отношение включает в себя присвоенные человеком ценности общества, семьи, окружения. В качестве такого объекта выступает исторический опыт, как средство фиксации ценностных ориентаций в историческом контексте. Отношения выступают основным механизмом развития культурных новообразований личности. В процессе образования ценности общественного исторического сознания  переживаются учеником эмоционально и превращаются в ценностные ориентации или ценности индивидуального исторического сознания личности.

На любой ступени исторического образования в составе  содержания можно выделить учебные элементы, которые составят структуру объекта познания. Все элементы системы связаны между собой и выполняют определенную функцию в формировании и развитии исторического сознания. В исторической науке выделено два типа исторических фактов: собственно исторический факт и научно-исторический факт. Исторический факт - это действительное событие, имевшее место и  обладающее  всегда следующими характеристиками:  локализованностью во времени и пространстве; объективностью;  субъективностью и неисчерпаемостью. Историческое время представлено хронологическими категориями: год, тысячелетие, эра, период, этап и  действиями (соотнесения, сопоставления, определения длительности и последовательности, соотнесения синхронности/асинхронности). Историческое время обеспечивает локализацию исторического прошлого во времени и способствует развитию временных ориентаций. Историческое пространство представлено совокупностью природно-географических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории. Историческое движение отражает деятельность человека и общества в различных сферах деятельности: трудовой, общественной, политической, культурной, познавательной, международной, по саморазвитию.

Научно-исторический факт - это исторический факт, который стал объектом деятельности историка ученого. Эти факты всегда субъективны, отражают позицию ученого, уровень его квалификации, образования. В учебном предмете чаще всего представлены научно-исторические факты, которые описаны, систематизированы и объяснены. Любой исторический факт   может содержать общее, всеобщее, единичное. С учетом этой специфики в методике преподавания истории условно выделяются три группы фактов: факт - событие - характеризующий уникальное, неповторимое; факт- явление - отражающий типичное, общее; факт - процессы - определяющий всеобщее. Эти факты подверглись логической обработке и представлены в логических формах:  представления (образы) содержат характеристику внешней стороны в форме описания; понятия, идеи, теории которые характеризуют сущность и обеспечивают объяснение исторического прошлого. Факты - процессы представлены описанием, объяснением, оценкой.

Таким образом, объект исторического познания может быть представлен системой исторических фактов,  логических форм, мыслительных и других действий, обеспечивающих познание истории, и оценочных суждений, выводов. В процессе познания осуществляется восприятие, понимание и оценка исторического опыта.

Историческая информация представлена в источниках, среди которых выделяются исторические источники и источники исторической информации. Под историческим источником обычно понимаются различные свидетельства, содержащие сведения об исторических явлениях. Источники исторических знаний содержат различные интерпретации   исторических фактов. По своей форме они представляют текст. Результатом работы с текстом как знаковой системой является понимание. Понимание текста – это своеобразное исследование, которое начинается с рационального объяснения и осмысления и ведет к осознанному восприятию;  методическая операция, результатом которой является реконструкция смысла текста, опирающаяся на интерпретационную гипотезу; постижение духовной целостности внутреннего мира человека во взаимодействии с  внешним миром и культурой прошлого. Понимание – это процедура, направленная на расшифровку смысла с целью осознания непрерывности развития культуры и приобщение к прошлому новых поколений. Выделяется несколько уровней понимания, которые и легли в основу различных интерпретационных методик.

Выделяют 3 уровня понимания текста:

1.Систематическая интерпретация - осмысление текста как неотъемлемой части всей системы текстов автора в целом.

2.Историческая интерпретация: внутренняя, которая объясняет изменение и эволюцию идей автора на основе его собственных текстов; внешняя, которая связывает смысл конкретного текста с текстами предшественников, последователей и т.д.

3.Схематическая интерпретация – осмысление через связи внутри социоисторического комплекса деятельности людей.

Одним из критериев образованности может выступать глубина понимания. В учебном процессе показателем глубины понимания является свободный выбор варианта объяснения, который в свою очередь представляет характерную форму интерпретации в рамках публичного процесса. Понимание – есть обладание смыслом. В процессе обучения обладание общими смыслами сближает людей, формирует общую коммуникативную деятельность. В процессе познания ученик порождает новый исторический текст.

      Познавательная модель включает теорию исторического процесса, которая определяется предметом истории и представляет логическую схему, поясняющую исторические факты. В основе теории исторического процесса лежит представление о социокультурной концепции человека как субъекта исторического процесса. В настоящее время выделено несколько теорий исторического процесса, о которых ученик должен получить представление, чтобы обеспечить целостное построение образа истории и ее понимание. Профессиональное сообщество историков отказалось от единого подхода, и это привело к тому, что в системе школьного исторического образования можно найти проявления традиционалистской, экземпляристской, естественно-исторической, историко-социологической, социокультурной, микроисторической и антропологической концепций исторического процесса. Для школьного уровня познания истории этот подход неприемлем, так ни объем учебного времени, ни познавательные способности учащихся не позволяют использовать многообразие концептуальных подходов.

_______________________

1. Вяземский Е.Е. Историческая наука и историческое образование: некоторые проблемы теории и методологии // ПииОШ. 2001. № 3. С. 13-21.

2. История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца Х1Х века. Учебное пособие / Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 2001.

3. Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебное пособие.  М., 2002.

4. Розов Н.С. Философия и теория истории. Кн.1. Пролегомены.  М., 2002.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=181    /    Просмотров: 7490

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"