МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
25.06.2004 (10:18)
Версия для печати
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УРГПУ В СВЕТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гузненко З.И. - "Проект Ахей"

Сегодня мы являемся свидетелями все возрастающего понимания государственными деятелями и широкой общественностью роли высше-го образования как важнейшего фактора социального и гуманитарного развития, обогащения и объединения граждан как в рамках националь-но-регионального, так и более широкого, европейского и мирового, со-циального и культурного пространства. Такой взгляд на роль и место высшего образования нашел отражение во многих международных до-кументах, в том числе во Всемирной декларации о высшем образовании для XX? века (1998 г.), в Сорбоннской (1998 г.) и Болонской (1999 г.) декларациях. Во "Всемирной декларации о высшем образовании для XX? века: подходы и практические меры", принятой на Всемирной конференции ЮНЕСКО в октябре 1998г., подтверждены основные задачи и функции высшего образования, среди которых на первое место поставлены зада-чи, связанные с распространением образования, подготовкой кадров и проведением научных исследований (1). В статье 9-ой Всемирной декларации о высшем образовании отмеча-ется, что вузы должны обеспечивать такое образование учащихся, кото-рое воспитывает в них хорошо информированных и глубоко мотивиро-ванных граждан, способных к критическому мышлению, анализу обще-ственной проблематики, поиску и решению проблем, стоящих перед об-ществом, а также к тому, чтобы брать на себя социальную ответствен-ность (2). Россия, включаясь в процесс интеграции путей развития европей-ского высшего образования, в 2003 году присоединилась к Болонской декларации. В ряду целей профессионального образования, заявленных в правительственных документах, в том числе в "Концепции модерниза-ции российского образования до 2010 года", подготовленной Минобра-зованием России и одобренной Правительством РФ в декабре 2001 года, в качестве основной выделена цель подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельно-сти, способного к эффективной работе по специальности на уровне ми-ровых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Такая развернутая формулировка основной цели обусловлена тем, что высшее образование по определению задает облик образования на других уровнях. Следовательно, оно должно вносить более активный вклад в развитие всей образовательной системы, в частности, путем со-вершенствования педагогического образования. Спецификой педагоги-ческого образования являются повышенные социальные требования к профессиональной деятельности и к личности учителя, воспитателя, как субъекта педагогического общения и учебно-воспитательного процесса.

Педагогическое образование направлено на решение двух комплек-сов взаимосвязанных задач: во-первых, содействовать социально ценно-му развитию личности будущего педагога - его фундаментальной обще-культурной подготовке, нравственной и гражданской зрелости и, во-вторых, способствовать профессиональному становлению и специализа-ции в избранной области педагогической деятельности (3). Фундамен-тальный характер образования выступает как одно из приоритетов Бо-лонского процесса. Как заметил замминистра образования Л.Гребнев, вхождение России в европейское образовательное пространство будет лишь способствовать поддержанию фундаментального характера ВО, тем более что фундаментальность вузовской подготовки является тради-ционной чертой российской высшей школы. В новых условиях эту черту необходимо развивать и совершенствовать, поскольку фундаменталь-ность сегодня является основой профессиональной гибкости, вызывае-мой постоянно изменяющимися условиями современной практики (4). Эти актуальные задачи и наличие многих проблем в образовательной практике вызвали необходимость модернизации педагогического обра-зования, программа которой была разработана и утверждена МО РФ в апреле 2003 года и в которой подчеркивается, что подготовленные в сис-теме педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта.

Одними из основных направлений модернизации педагогического образования являются:

а) совершенствование содержания и форм подготовки педагогов, в том числе приведение квалификационных требований к педагогическим работникам в соответствие с задачами модернизации, корректировка содержания подготовки учителей с учетом обновления содержания и технологий общего образования (в частности по дисциплинам социаль-но-гуманитарного цикла);

б) оптимизация структуры и совершенствование организации про-фессиональной подготовки педагогов, в том числе создание и внедрение современных средств контроля качества образования (5).

Среди проблем, требующих разрешения, названа недостаточная практическая подготовка выпускников педвузов к работе в ОУ. В связи с этим в качестве одной из первоочередных мер намечена разработка при-мерных программ итоговой аттестации студентов педвузов, а одной из перспективных задач - апробация и корректировка современных средств оценки качества образования по специальностям и направлениям педа-гогического образования (6).

Качество в сфере высшего образования является многомерной кон-струкцией, в которую включены все его функции и виды деятельности: учебные и научные, кадровые и материально-финансовые и другие. Го-сударство гарантирует гражданам и обществу качество высшего образо-вания и объективную оценку деятельности вузов по реализации образо-вательных программ посредством введения государственных стандар-тов, в которых представлены квалификационная характеристика специа-листа, требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника специальности, включая требования к итоговой государственной аттестации специалиста.

Государственный образовательный стандарт ВПО специальности 032600 - История предъявляет высокие и разноплановые требования к уровню подготовки выпускника, основными видами профессиональной деятельности которого являются: преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская и др. В результате освоения основной образовательной программы выпускник должен овладеть системой знаний и умений тео-ретического, методологического, методического и другого характера, что делает его способным к успешному осуществлению профессиональ-ной деятельности в условиях постоянно трансформирующейся системы образования. Это - знание форм и методов научного познания и их эво-люции; владение современными методами поиска, обработки и исполь-зования информации и умение интерпретировать и адаптировать эту информацию для адресата; владение культурой мышления, профессио-нальным языком предметной области знания и других, что позволяет специалисту успешно осуществлять процесс обучения учащихся с ори-ентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьни-ков с учетом специфики преподаваемого предмета (7).

Формирование требований к аттестационным испытаниям отнесено к компетенции вузов, которые, руководствуясь нормативно-правовыми документами вышестоящих органов, разрабатывают соответствующую документацию. Так, в Уральском педагогическом университете в разное время были разработаны "Положение об итоговой государственной ат-тестации выпускников УрГПУ" (1994 г.), "Положение о выпускной ква-лификационной работе" (2002 г.). На историческом факультете также в свое время были подготовлены методические рекомендации по написа-нию, оформлению и защите дипломной работы, программа государст-венного экзамена по истории.

Изучение и анализ опыта проведения итоговой аттестации выпуск-ников исторического факультета Уральского педуниверситета показыва-ет, что поставленная в Программе модернизации педагогического обра-зования задача совершенствования итоговой аттестации студентов пед-вуза должна рассматриваться не как перспективная, а как неотложная, в первую очередь, в части определения содержания и структуры государ-ственных испытаний. Достижение концептуальной определенности в этом вопросе и научно-методической разработанности этого этапа под-готовки специалистов актуализировалось не только в связи с вхождени-ем российской высшей школы в Болонский процесс, но и в связи с ве-дущейся подготовкой государственных стандартов высшего профессио-нального образования третьего поколения.

Еще в мае 2002 года Министерство образования Российской федера-ции направило в адрес вузов и УМО письмо "О Методике создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускни-ков вузов", которая ("Методика") была разработана в Исследователь-ском центре проблем качества подготовки специалистов МИСиС под руководством профессора Ю.Г.Татура. В письме сообщалось, что вузам в их деятельности по определению структуры и содержания государст-венных аттестационных испытаний по конкретному направлению подго-товки или специальности следует руководствоваться также методиче-скими рекомендациями соответствующего УМО. К настоящему времени ни одно из двух существующих в стране УМО по истории не предложи-ло историческим факультетам каких-либо рекомендаций по рассматриваемому вопросу.

Однако, отсутствие рекомендаций УМО не должно быть препятст-вием в работе коллективов в этом направлении на местах. Предложен-ная Центром Ю.Г.Татура методика содержит структуру оценочных средств и рекомендации по их созданию, которыми могут воспользо-ваться разработчики вузов. Сравнительный анализ рекомендованного Центром фонда оценочных средств с имеющимся на местах позволяет каждому подразделению (факультету, институту) определить для себя первоочередные задачи по совершенствованию собственных материалов для итоговой государственной аттестации. Если говорить о задачах, ко-торые надлежит решить коллективу истфака УрГПУ, то перечень их достаточно внушителен. Это:

- обновление программы государственного экзамена;

- разработка заданий, предназначенных для предъявления выпуск-нику на экзамене и критериев их оценки;

  1. Вестник высшей школы. 1999. № 2. С.30.
  2. Там же. С. 33.
  3. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 193.
  4. Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 38.
  5. Программа модернизации педагогического образования //Информационный бюллетень УрГПУ. № 54. Екатеринбург, 2003. С. 7.
  6. Там же. С. 27, 35.
  7. См.: Государственный стандарт высшего профессионального образования. Специаль-ность 032600 История. М., 2000. С. 18, 19.
Опубликовано: Региональные модели исторического общего и профессионального образования: Сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. 433 с.: табл., схемы.

Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=157    /    Просмотров: 6723

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"