МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
25.06.2004 (10:16)
Версия для печати
РЕФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ: "ЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ"

Андрюхина Л.М., Гузненко З.И., Корнилов Г.Е., Надеева Е.П., Огоновская И.С.  - "Проект Ахей"

"Войны начинаются не на полях сражений - они начинаются в голо-вах людей. Чтобы никогда больше не началась война, нужно учить де-тей так, чтобы им такая мысль никогда не могла бы прийти в голову". Для проведения в жизнь такой политики в 1949 году была создана меж-правительственная организация - Совет Европы. Сотрудничество Минобразования России с Советом Европы в рамках проблематики реформирования школьного исторического образования имеет устойчивый, фундаментальный и долгосрочный характер. Первый этап сотрудничества был связан с периодом с 1996 по 1999 г. Россия принимала участие в программах по историческому образованию и до 1996 года, но такая планомерная, полноценная программа началась толь-ко в 1996 году, поскольку именно тогда Российская Федерация стала полноправным членом Совета Европы. Первым шагом в реализации Программы "Новая инициатива Генерального секретаря" в области пре-подавания истории в средней школе в Российской Федерации, стало проведение национальной конференции "Реформа преподавания исто-рии в школах Российской федерации" в Суздале (12-14 декабря 1996 г.), на которой были подняты общие проблемы реформирования препода-вания истории. На этой конференции было подчеркнуто, что Совет Европы придержи-вается трех основополагающих подходов в оценке исторического процесса: " история вне пропаганды;

" история вне предвзятых взглядов:

" история, опирающаяся только на реальные факты.

Принципиально верным было решение, принятое представителями Совета Европы и заинтересованными управлениями Минобразования России о проведении совместных семинаров не в одном каком-либо мес-те (например, в Москве), а в разных городах страны. Такой подход по-зволил не только вовлечь в проект большое количество участников из дальних мест, но и использовать местный богатый опыт, корреспонди-рующийся с тематикой семинара.

Кроме того, региональные семинары дали исключительно ценную возможность привлечь к непосредственному участию в них местную педагогическую общественность - учителей, преподавателей региональ-ных универсистетов, ученых. Администрация регионов (губернаторы, начальники управлений) активно участвовали в подготовке и проведе-нии семинаров и обеспечили не только высокоэффективную работу, но и разнообразный культурный познавательный отдых (посещение музеев, памятных исторических мест и с учетом темы семинара и научных ин-тересов участников).

Именно эта (полностью оправдавшая себя в дальнейшем) логика предопределила географию семинаров и "привязку" их содержания к тому или иному конкретному городу. В период с 1996 по 1999 гг. были совместно организованы и проведены:

Семинар "Цели, содержание, структура и методы преподавания исто-рии в общеобразовательных школах Российской Федерации", Санкт-Петербург, Международный центр образовательных инноваций, 26-28 мая 1997 г.;

Семинар "Преподавание национальной истории в Российской Феде-рации: соотношение местной, региональной и национальной истории в многонациональном государстве", Новгород, Международный центр "Диалог", 10-12 ноября 1997 г.;

Семинар "Подготовка учителей и развитие системы повышения ква-лификации в области преподавания истории в средней школе", Екате-ринбург, 1-3 апреля 1998 г.;

Семинар "Подготовка, издание и использование новых учебников, учебных пособий и иных средств обучения в преподавании истории в общеобразовательных учреждениях", Архангельск, Поморский универ-ситет, 28 июня - 1 июля 1998 г.;

Семинар "Преподавание истории в поликультурном обществе и по-граничных территориях", Хабаровск, 22-24 сентября 1998 г.

Среди главных вопросов, обсуждавшихся в этот период, на первом месте были программы и стандарты исторического образования. Гово-рили о структуре, о построении, философии стандартов. Вторым аспек-том, который затрагивался на семинарах в рамках программы Совета Европы этого времени, были учебники по национальной и всемирной истории. Третий компонент - подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей.

На семинаре в Екатеринбурге был проведен анализ состояния и форм организации, подготовки и повышения квалификации учителей истории в Российской Федерации, обсуждались образовательные потребности учителей, перспективные модели образования учителя, отвечающие из-менениям в преподавании истории, "идеальный портрет" учителя исто-рии как основание структурирования содержания образования и разви-тия его форм в системе подготовки и повышения квалификации учите-лей.

На семинаре "Подготовка, издание и использование новых учебни-ков, учебных пособий и иных средств обучения в преподавании истории в общеобразовательных учреждениях" (Архангельск, 28 июня - 1 июля, 19998 г.) была выявлена глубокая взаимосвязь между изменением целей, парадигм преподавания истории, учебниками и новыми требованиями к профессионализму, личной культуре учителя. Появление новых учебни-ков, расширение круга источников, информационных средств препода-вания истории с необходимостью ведет к изменению форм и технологий преподавания. Учитель истории в новой образовательной ситуации нуж-дается в таких формах подготовки и переподготовки, которые были бы ориентированы на развитие информационной культуры, на овладение учителем новыми формами работы с учебником, помогали бы ему пре-одолеть сложившиеся стереотипы.

Участники семинара "Преподавание истории в поликультурном об-ществе в пограничных территориях" (Хабаровск, 22-24 сентября, 1998 г.) подтвердили, что через изучение общего прошлого преподавание исто-рии содействует сплочению общества, укрепляет уважение к культурно-му многообразию и готовит учащихся к активной гражданской позиции в поликультурном плюралистическом обществе. На самого учителя это возлагает большую гражданскую ответственность и высокую миссию посредника в культурном диалоге. Задачи, решаемые учителем (умение работать в условиях, когда учащиеся не только по книгам, но и в самой жизни непосредственно сталкиваются с различными версиями, различ-ными интерпретациями исторических событий; владение навыками бес-конфликтного общения, владение как письменными, так и неписьмен-ными историческими источниками, преподавание в целях понимания и взаимопонимания; поддержка ученика на пути обретения ценностных ориентаций и постижения нравственных, гражданских норм) становятся при этом и задачами подготовки и повышения квалификации.

Вторая Национальная итоговая Конференция (Санкт-Петербург, фев-раль, 1999 г.) позволила еще раз согласовать позиции по ранее поднятым вопросам, наметить перспективы дальнейшей работы. Было подчеркну-то, что первая из задач, которую предстоит решать - это определение общих целей школьного исторического образования в современной Рос-сии, поиск баланса между педоцентристким и сциенциоцентристким подходами к предмету на разных возрастных этапах его изучения. Это решение таких вопросов, как

- изложение отечественной истории в мировом историческом контек-сте; утверждение подхода к ней не как к чему-то совершенно уникаль-ному, стоящему особняком среди историй всех других государств и на-родов, а как к одному из вариантов общего движения, пусть и обладаю-щего высокой степенью специфики;

- преодоление доминирования истории государства (преимуществен-но в его политической и военной составляющих) в пользу широкого по-каза жизни людей, их духовной и материальной культуры;

- преодоление традиционного изложения истории страны с точки зрения численно и культурно доминирующего народа, а истории мира - с европоцентристской точки зрения;

- определение баланса между учебным материалом по местной исто-рии, истории региона, истории страны, истории Европы (или "своей" части евразийского континента) и истории мира;

- определение подходов к обучению истории в специфических усло-виях поликультурной и полинациональной России;

- определение подходов к стандартам исторического образования, к критериям оценки знания и сформированности учебных умений и навы-ков по предмету;

- выработка критериев "хорошего" современного учебника для раз-ных возрастных групп;

- совершенствование системы подготовки и переподготовки учителей истории в соответствии с задачами реформы исторического образования (6).

Изменение ситуации в историческом образовании в России позволи-ло сформулировать новые задачи сотрудничества, ставшие предметом новой трехлетней программы Совета Европы (с 1999 по 2003 гг.)

Это следующие три основных направления:

Первое. Общие, методологические проблемы преподавания истории в школе (семинар в Элисте в апреле 2002 года, посвященный интерпре-тации исторических фактов, семинар в Самаре в июне 2002 года "Новые подходы к формированию знаний и умений учащихся по истории", се-минар в Кисловодске в сентябре 2001 года "Новые подходы к препода-ванию истории в региональном контексте");

Второе. Методические проблемы преподавания истории (семинар в Волгограде в июне 2000 года "Новые методы преподавания истории в современной школе", семинар в Кисловодске в ноябре 2002 года "Новые интерактивные методы в современной школе");

Третье. Проблемы разработки и издания нового поколения учебников (семинары: в Петрозаводске в июне 1999 года, в Домбае - в апреле 2001 года, во Владивостоке - в мае 2001 года, в Ярославле - в апреле 2000 года, в Москве - в апреле 2001 года "Историческое образование и новые информационные технологии". Подготовка и повышение квалификации учителей истории (Нижний Новгород, апрель 1999 года, уже упоминав-шийся Домбай, апрель 2001 года).

Со времени проведения в Екатеринбурге в 1998 году семинара Сове-та Европы изменения в историческом образовании в Уральском регионе шли очень интенсивно. Реформированию содержания исторического образования на основе общих с Европой демократических ценностей способствовало все возрастающее понимание государственными деяте-лями и широкой общественностью роли образования как важнейшего фактора социального и гуманитарного развития, обогащения и объеди-нения граждан как в рамках национально-регионального, так и более широкого, европейского и мирового, социального и культурного про-странства.

Россия, включаясь в процесс интеграции путей развития европейско-го высшего образования, в 2003 году присоединилась к Болонской дек-ларации. В ряду целей государственной политики в сфере высшего обра-зования (ВО), заявленных в целом ряде правительственных документов, в том числе в "Концепции модернизации российского образования до 2010 года", выделены такие как:

- обеспечение качества ВО с позиции развития личности, ее гармо-ничной социализации в обществе;

- достижение высокого уровня научного, гуманистически направлен-ного, духовно возвышающего образования;

- обеспечение качества ВО с позиций подготовки широкообразован-ного специалиста с гуманистически ориентированным творческим мыш-лением, владеющим методологией продуктивной деятельности, способ-ного как к порождению нового знания и самообразованию, так и к пре-образующей деятельности.

Задачи ВО, сформулированные в "Концепции", вызвали необходи-мость модернизации педагогического образования, программа которой была разработана и утверждена МО РФ в апреле 2003г. и в которой под-черкивается, что подготовленные в системе педагогического образова-ния специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образо-вания и мирового опыта. Тем самым идет активное сближение нацио-нальной общегосударственной политики России с принципами и демо-кратическими ценностями, провозглашаемыми в рамках движения Со-временной Европы к новому "европейскому измерению".

Наиболее значимое влияние этот процесс оказывает на изменение подходов к содержанию исторического образования и технологии его преподавания. В Уральском регионе это находит выражение в таких процессах, как:

" активное развитие исследований в области методологии ис-тории

Вопрос о соотношении и взаимосвязи теории и методологии истории и дидактики, отмечался участниками семинара в Екатеринбурге как один из самых наболевших, подчеркивалась их разобщенность, ненаправлен-ность исторических курсов на подготовку студентов к работе в школе, на минимальное и явно недостаточное количество часов на методику обучения истории в учебных планах исторических факультетов. Сегодня на всех исторических факультетах вузов Урала введены курсы по мето-дологии истории и исторических исследований. Издана фундаменталь-ная работа профессора О.Ф.Русаковой "Философия и методология исто-рии в XX веке" (Екатеринбург, 2000).

Содержание курса "Методология исторических исследований", раз-работанного О.Ф.Русаковой для студентов, магистров и учителей, по-вышающих свою квалификацию, представлено в 4-х блоках:·

История методологии.

Модели исторического развития.

Специфика исторического познания.

Антропологическая история.

Это один из вариантов курсов по методологии истории, которые го-товят слушателей в рамках современной парадигмы познания социаль-ной действительности, формируют в них принципиально иные, невос-требованные прежде личностные, гражданские и профессиональные ка-чества.

На основе современных принципов и методологических подходов формируется новое поколение учебников и учебно-методической лите-ратуры по истории. Многоконцептуальный подход к истории России положен в основу серии учебников истории, подготовленных под ре-дакцией профессора Б.В.Личмана,

В учебном пособии по отечественной истории авторы М.Н.Денисевич и И.В. Побережников в качестве методологической ос-новы изучения истории России избрали следующие методологические подходы:

" цивилизационный: история страны и народов изучается с позиций самодостаточности их развития, имеющих свой своеобразный социо-культурный код;

" глобалистский: исторический путь российского государства и на-рода рассматриваются как одна из траекторий в едином мировом про-цессе;

" региональный: история России исследуется через призму взаимо-действий и противоречий, интеграции и дезинтеграции, создания и рас-пада суперрегиональных и суперэтнических структур регионов и этно-сов, составляющих российскую державу.

" Развитие содержания региональной истории в контексте ис-тории России и мировой истории.

За прошедший период произошло существенное продвижение в ос-мыслении роли и места региональной истории в историческом образова-нии, в целом ряде учебных изданий реализованы новые модели понима-ния исторического процесса с точки зрения взаимосвязи региональной, отечественной, европейской и мировой истории.

Методическое пособие для учителей "История Урала с древнейших времен до XX века" (под ред. профессора Г.Е.Корнилова), подготовлен-ное совместно учителями и учеными, позволяет реализовать принцип целостности образовательного процесса на трех уровнях:

    В целом значительно расширился учебно-методический комплект по истории Урала. Так, в Свердловской области в этот список входят:
  • Материалы к курсу по истории Урала с древнейших времен до 18 ве-ка. / Под ред. А.Т. Шишкова. Хрестоматия. Екатеринбург, 1995
  • Хрестоматия по истории Урала. ХХ век. Учебное пособие. / Под ред. А.Е. Главацкого. Екатеринбург, 1998
  • Нечаева М.Ю. Очерки истории Верхотурья. Пособие для учащихся. Екатеринбург, 1998
  • Мурзина И.Я., Кряжева Н.Г. Екатеринбург - мой любимый город. Книга для чтения. 5-7 класс. Екатеринбург, 1998
  • Человек пришел на Урал. Учебное пособие. Екатеринбург, 1998
  • Серия "История Урала в ликах городов". Выпуск 1,2. Екатеринбург, 2000, 2001.
С 2001 года на историческом факультете УрГПУ разрабатывается те-ма "Региональная модель непрерывного исторического образования в Уральском регионе: общий и профессиональный образовательные уров-ни" (научные руководители Корнилов Г.Е., Гузненко З.И., Богатырев А.И.), которая включена в план научно-исследовательских работ УрО РАО по программе "Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций". По этой теме опубликован научный сборник "Региональная модель исторического образования: история, теория, технология" (10,0 п.л.). Деятельность различных научных коллективов по разработке модели непрерывного исторического образования в Уральском регионе объеди-няется в рамках программы Центра проблем непрерывного гуманитар-ного образования при УрГу (проф. Н.Н.Попов, А.Д.Кирилов). " Интеграция академической исторической науки и историче-ского образования становится существенным фактором реформирования содержания исторического образования на Урале. Утверждение федеральной целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" и ее осуществление дали свои результаты. Устано-вившиеся формы взаимодействия вузов и академических институтов нацелены на расширение фундаментальных исторических исследований и увеличение числа курсов и программ специальной подготовки, пере-подготовки и повышения квалификации. Осуществляется разработка гибких образовательных технологий, основанных на проблемно-ориентированном и личностно-ориентированном обучении, на повыше-нии значения элементов исследования в обучении, на развитии рефлек-сивно-методологического мышления и воспитании у студентов потреб-ности в расширении индивидуального культурного пространства. В ходе взаимодействия академического учреждения Института исто-рии и археологии УрО РАН и исторического факультета УрГПУ реша-ются следующие задачи: " Разработка и внедрение системы исторического образования, ос-нованного на единой гуманистической направленности - изучение чело-века в его взаимодействии с обществом, государством, природой, другим человеком; " Внедрение в практику исследований и в учебный процесс методо-логии истории, обеспечивающей строгость научного исторического и гуманитарного знания; " Выполнение научной программы совместных исследований по истории с использованием материальной базы и кадрового потенциала Института истории и археологии УрО РАН; " организация и проведение научных экспедиций (археологических, этнографических) и практик (архивоведческих, музееведческих) студен-тов исторического факультета УрГПУ и выполнение индивидуальных научных проектов.

Наиболее эффективно связи академического института, вуза и обще-образовательной школы проявились в организации экспедиции "Лето-пись уральских деревень" - Институт истории и археологии УрО РАН - УрГПУ - Областной центр туризма и краеведения (научный руководи-тель проф. Г.Е.Корнилов, руководители К.А.Лузина, А.Н.Шигина). К работе были привлечены ученые, студенты, учителя и учащиеся город-ских и сельских школ. По итогам работы были проведены региональные научно-практические конференции "Летопись уральских деревень", " Каменный пояс на пороге Ш тысячелетия", изданы сборники статей "Верхотурский край в истории России" (1997), "Ирбитский край в исто-рии России" (2000), "Слободо-Туринский край в истории Отечества" (2003), организованы семинары для работников общеобразовательных учреждений.

Совместная деятельность Института истории и археологии УрО РАН и вузов Урала имеет и научно-методические результаты. Ведущие уче-ные разработали и внедрили в образовательный процесс авторские кур-сы: "История Урала (проф. Г.Е. Корнилов, проф. А.Ф.Шорин, доц. И.А. Манькова, к.и.н. И.В.Побережников), "Историческое краеведение (к.и.н. Л.И.Зорина), "Музееведение" (к.и.н. Л.А.Дашкевич), "Основы геополи-тики", "Регионоведение", "Основы теории и методологии истории" (к.и.н. К.И.Зубков), "Этнография региона (чл.-корр. РАН, проф. А.В. Головнев), "История крестъянства и аграрных преобразований в Рос-сии", "Историческая демография" (проф. Г.Е.Корнилов), "Духовная культура крестьянства" (к.и.н. М.Г. Казанцева), "Историческая геогра-фия" (к.и.н. Е.Ю.Рукосуев) и др.

Семинар Совета Европы, прошедший в Екатеринбурге в 1998г., был фактором, стимулировавшим объединение образовательного сообщест-ва на основе новых подходов к развитию исторического образования в контексте общих с Европой демократических ценностей. Эстафета была подхвачена практикой проведения (по инициативе исторического фа-культета УрГПУ) историко-педагогических чтений, которые стали тра-диционными, приобрели статус всероссийских, привлекли к себе внима-ние широкой научно-педагогической общественности. Состоялось уже семь таких конференций - чтений по конкретной тематике, в том числе: " в 1997 г., в 1998 г. и 1999 г. прошли Первые, Вторые и Третьи Уральские историко-педагогические чтения; " в 2000 г. - Историческая наука и историческое образование на ру-беже XX-XXI столетия (Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения); " в 2001 г. - Многокультурное измерение исторического образова-ния: теория и практика (Пятые всероссийские историко-педагогические чтения); " в 2002 г. - Научно-теоретические основы непрерывного историче-ского образования (Шестые всероссийские историко-педагогические чтения); " в 2003 г.- Парадигмы исторического образования в контексте со-циального развития (Седьмые всероссийские историко-педагогические чтения). " в 2004 г. - Региональные модели исторического общего и профес-сионального образования (Это будут восьмые всероссийские историко-педагогические чтения).

По итогам Чтений опубликованы сборники научных и методических статей и тезисов. Сегодня уже можно сказать, что историко-педагогические чтения, в своей концептуальной, ценностной основе ориентированные на теоретическое переосмысление и практическое обогащение исторического образования в контексте демократических и общегуманистических вариантов развития, реально способствуют раз-витию образовательного сообщества историков, становлению единого образовательного пространства Уральского региона.

Большое значение имело и то, что представитель Уральского региона профессор Л.М.Андрюхина стала экспертом Совета Европы по вопро-сам исторического образования, постоянным участником семинаров Со-вета Европы в России, что позволило через многочисленные формы ее личного участия в научных конференциях и семинарах, в системе повы-шения квалификации учителей истории непосредственно информиро-вать образовательное сообщество о тенденциях теоретического осмыс-ления и практического осуществления путей реформирования историче-ского образования в Европе и в различных регионах России.

" Другим направлением активного реформирования исторического образования в Уральском регионе является развитие системы подготов-ки, переподготовки и повышения квалификации учителей истории.

Качество в сфере высшего образования является многомерной конст-рукцией, в которую включены все его функции и виды деятельности: учебные и научные, кадровые и материально-финансовые и др. Все ву-зы, готовящие учителей, должны проводить четкую политику, стимули-рующую постоянное внесение новаторских элементов по всем направле-ниям своей деятельности.

Подготовку учительских кадров по специальности "История" вузы Урала ведут на основе принципов и идей, важнейшим среди которых является принцип достаточности образования, предполагающий, в пер-вую очередь, фундаментальность вузовской исторической подготовки специалиста, полноту отражения в учебном плане и программах совре-менного исторического знания и образовательной практики. Речь в дан-ном случае идет не о многознании как самоцели, а о таком фундаменте исторической культуры, который дает возможность выпускникам фа-культета эффективно использовать ее как для выполнения профессио-нальных функций, так и для дальнейшего самообразования. Реализация принципа достаточности образования во всей его полноте призвана, кроме того, обеспечить социальную защищенность специалиста в усло-виях формирования рыночной экономики предоставлением ему конку-рентоспособного высшего образования и защиту прав потребителя (за-казчика) гарантированным качеством подготовки.

Другими важными принципами, на основе которых строится подго-товка учителей истории, выступают принципы гуманизации и гуманита-ризации образования, выполняющие роль системообразующего фактора. Под гуманизацией образования понимается трансляция в эту сферу та-ких основных гуманистических ценностей и соответственно ориентиров в концепции образования, как свобода, творчество, толерантность. Учебным планом специальности предусмотрены археологическая, му-зейно-экскурсионная, архивная и педагогические практикумы и практи-ки, которые ведутся с первого по пятый курс. В интересах оптимизации учебного процесса факультеты активно сотрудничают с другими вузами, научными и культурно-просветительскими учреждениями, архивами и административными органами, школами разных типов. Например, ар-хеологическую практику студенты проходят в составе научных экспеди-ций ИИиА УрО РАН и УрГУ.

Профессиональная подготовка студентов исторических факультетов строится на основе системного подхода, выражающегося в интеграции научного (предметного) знания с предметно-педагогическими техноло-гиями и педагогической практикой. Педагогическая практика, являясь важным компонентом в системе обучения студентов, представляет собой планомерную учебную деятельность, построенную на принципах непре-рывности, преемственности и активного деятельностного подхода, соче-тания педагогического управления и самостоятельности студентов.

Учителя истории, так же как и преподаватели вузов, находятся в по-стоянном поиске новых приемов, методов, технологий в преподавании истории. Этот поиск связан с разрешением следующего противоречия. С одной стороны, обществом провозглашаются такие требования к резуль-тату исторического образования как "формирование ценностных ориен-таций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демо-кратических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народа-ми…", с другой стороны - качество исторического образования плани-руется оценивать в формате ЕГЭ, где основные критерии - это знание исторических дат, имен, событий, и только есть некоторые попытки оп-ределить уровень сформированности предметных умений и отследить способность высказывать и аргументировать свою позицию. Это вынуж-дает учителя совмещать несовместимое.

Важнейшей задачей по-прежнему остается формирование положи-тельной мотивации к изучению истории. Учителями используются приемы проблемных заданий, прогнозирования с опорой на имеющиеся факты, поиска различных вариантов исторического развития, альтерна-тивности и т.д. Положительную роль играет использование на занятиях видеоматериалов или проведение отдельных занятий вне стен образова-тельного учреждения.

На современном этапе учителя истории стремятся использовать дея-тельностный подход в преподавании истории, который позволяет при выполнении любого задания самостоятельно поставить цель, определить способы выполнения задания, самостоятельно получить результат и оценить его. Различный уровень исторического образования учащихся, наличие многообразия образовательных потребностей и возможностей обуславливает актуальность личностно-ориентированного подхода в обучении. Использование различных форм организации занятий первым делом имеет цель создания условий для проявления индивидуальности каждым учащимся, становления у него своего образа истории.

В историю, в связи с существованием различных точек на оценку ис-торических событий, возвращаются такие активные формы обучения как дискуссии, дебаты. Развитие умения высказывать и аргументировать свою точку зрения способствует не только формированию личной пози-ции, но в определенной мере способствует корректировке системы лич-ных ценностей.

Сегодня в преподавании истории все более популярным становится метод проектов, который способствует развитию умений искать нужную информацию, анализировать и отбирать ее, выделять различные точки зрения, формировать свою позицию и аргументировать ее. Метод проек-тов позволяет интегрировать историческое знание с содержанием других предметов, например: "Представление проблем процесса коллективиза-ции в художественных произведениях", "Роль главы государства в исто-рии России" и т.д. Метод проектов часто связан с использованием ком-пьютерной техники как при отборе содержания в системе Интернет, так и при оформлении ученических проектов.

Все активнее в образовательном процессе используется компьютер-ная техника. На уроках и при самостоятельной работе учащиеся пользу-ются компьютерными программами, энциклопедией "Кирилл и Мефо-дий", Уральской исторической энциклопедией.

В Уральском регионе большое значение и вес приобрели различные формы интеграции основного (общего и высшего) и дополнительного образования молодежи, что расширяет возможности самоопределения школьника и студента. На основе системы Центров творчества, Малых академий при вузах, музеев создаются пространства сотворчества, реа-лизуется подготовка проектов, исследований, организуются экспедиции, летние школы, формируются краеведческие, этнографические, экологи-ческие движения и объединения молодежи.

Новые задачи, стоящие перед учителями истории, могут быть ими реализованы при условии поддержки ученых, дальнейшего развития системы повышения квалификации. За последнее время существенные изменения произошли в содержании программ повышения квалифика-ции учителей истории. В структуре программ обязательным становится блок, определяющий концептуальные подходы в развитии образования, что позволяет учителям анализировать и обсуждать концептуальные подходы и нормативно-правовые документы в образовании. Системный подход позволяет связать региональные проблемы исторического обра-зования с развитием образования в Европе и мире, конкретизировать цели и задачи своей педагогической деятельности в контексте современ-ных подходов и демократических ценностей.

В современных программах повышения квалификации практически отсутствуют занятия лекционного характера, посвященные изложению содержания тем школьного исторического образования, более востребо-ваны те занятия, где дается анализ имеющейся литературы по проблеме, с представлением различных точек зрения на события и процессы исто-рии, обсуждаются вопросы методологии истории и моделируются новые формы организации образовательного процесса.

Большая часть времени отводится проектированию педагогической деятельности с учетом требований образовательных стандартов, особен-ностей учащихся и образовательного учреждения, местных возможно-стей. Проектирование педагогической деятельности тесно связано с го-товностью и способностью учителя анализировать содержание истори-ческого образования, выбирать учебно-методический комплекс, проек-тировать контрольно-измерительные материалы.

Активные формы занятий, защита своих проектов позволяют каждо-му педагогу решить свои собственные профессиональные проблемы, самореализоваться через совместную деятельность с коллегами.

С 2003 года реализуется третья Программа сотрудничества России и Совета Европы в области реформирования исторического образования. Татьяна Дмитриевна Минкина - Милко, руководитель Программы Со-вета Европы в России, сотрудник департамента образования, культуры и спорта Совета Европы, так охарактеризовала ее новые направления, которые предлагаются для проработки на наступившем этапе.

Одной из важнейших представляется такая проблема: как мы опреде-ляем иерархию целей школьного исторического образования и как про-веряем их достижение учителем и учеником? Какие компетенции, если пользоваться новейшей терминологией, формирует школьный курс ис-тории? Каковы в таком случае должны быть подходы к измерителям этих достижений и компетенций? К данной проблеме вплотную примы-кает другая: что представляет собой такая категория, как "ценность"? Мы всё шире употребляем выражения типа "образование есть межпоко-ленная трансляция ценностей". А что конкретно мы имеем в виду? Ка-кие ценности несет школьный курс истории? Здесь же лежит проблема-тика, связанная с диалогом между школьной историей, с одной стороны, и этнокультурными, а также конфессиональными ценностями - с другой.

Следующий вопрос: насколько правильно сохранять почти вековую традицию подвергать итоговой (экзаменационной) проверке только зна-ния по отечественной истории, практически совершенно игнорируя ис-торию мировую? О каком европейском (а тем более мировом) контексте можно говорить, если мы упорно продолжаем искусственно вычленять, сепарировать "внутреннюю" историю от "внешней"? Вообще: в какой степени школьный курс истории решает (или призван решать) задачи сегодняшнего и завтрашнего дня? В чем (для обычного школьника) ак-туальность истории древней, средневековой, нового времени? Если мы учим историю, чтобы она учила нас, то чему она нас учит?

Наконец, такой специальный вопрос, как включение компьютерных технологий в ткань учебного процесса. В чем их образовательная эф-фективность сегодня и завтра?

Эти и подобные им вопросы буквально стучатся в дверь. Школьной истории, школьному учителю истории брошен колоссальный вызов. Достанет ли у них сил, чтобы дать на него адекватный ответ, - решение этой задачи представляется достойным делом для столь серьезного про-фессионального сообщества, как наше. Ситуация в России меняется до-вольно быстро. Но так же быстро меняется и философия Совета Европы: основные ценности остаются прежними, но меняется стратегия их дос-тижения. Это связано с тем, что изменяется "архитектура" Совета Евро-пы, да и всего мира, и мы идем вслед за этими изменениями. Основной элемент сейчас - это проблема "европейского измерения", это разнооб-разие культур, религий, менталитета. История должна помочь понять, оценить это разнообразие, и оценить, прежде всего, как обогащающий, помогающий фактор, а не как фактор разъединяющий. Исходя из этого, Совет Европы ставит вопрос о том, что преподавание истории в XXI ве-ке должно строить мосты между странами и народами, а не разъединять и не подчеркивать конфликтные ситуации, с которых фактически и на-чинается путь к военным конфликтам.

Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=156    /    Просмотров: 7596

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"