МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Экономика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
19.09.2010 (12:25)
Версия для печати
ПОНЯТИЕ И ОПЫТ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОРОДАХ

Демидова Е.В., Уралниипроект РААСН  - "Проект Ахей"

Местные власти в отношении промышленных предприятий могут придерживаться двух типов поведения – стратегия привлечения новых бизнес-единиц и стратегия четкого позиционирования. Будучи заинтересованными в новых рабочих местах и потенциальных источниках налоговых поступлений, городские органы власти будут проводить политику по привлечению известных брендов, крупных социально ответственных корпораций, используя налогово-финансовые механизмы стимулирования, оказывая поддержку малому и среднему бизнесу, инновационным предприятиям. Широко распространенным направлением привлечения инвесторов является передача им в аренду по пониженной ставке земельных участков, зданий и сооружений; предоставление налоговых кредитов, которые будут возмещены после получения предприятием прибыли. Вместе с тем экологически вредные и устаревшие производства будут подвергаться “вытеснению” за пределы города (с обязательным учетом социально-экономических и экологических последствий). Чтобы согласовать отвод земельного участка, местные органы самоуправления формируют специальную комиссию, которая рассматривает возможность предоставления (продажи) земельного участка с учетом сохранения существующих плодородных условий и охраны окружающей среды. Качественно выполненный анализ эффективного размещения возможно произвести по фактору затрат и объема производств, с помощью рейтинга факторов или метода центра тяжести. Первый является экономическим методом, суть которого заключается в соотношении расходов и объемов прибыли. Процедура анализа объема и затрат с точки зрения размещения включает такие шаги: определение фиксированных и переменных расходов для всех возможных вариантов размещения; построение графической модели с учетом данных параметров; выбор варианта с самыми низкими общими расходами при ожидаемом уровне выпуска. Типичное решение по размещению предприятия включает в себя как качественные, так и количественные данные, которые будут меняться в зависимости от потребностей каждой организации. Таким образом, рейтинг факторов будет наиболее общим подходом при оценке каждого варианта и их сравнении. После определения релевантных факторов каждому из них присваивается значимость, которая указывает его относительную важность по отношению к другим (их сумма значений равна 1). Затем для всех факторов выбирается общая шкала (обычно от 0 до 100), умножается значение фактора на количество очков и определяется суммарный результат для каждого варианта локализации. Оптимальным будет вариант с наибольшим количеством очков. Метод центра тяжести используют при выборе оптимального места для распределительного центра, который сведет к минимуму издержки обращения. Метод включает использование карты, которая показывает расположение всех адресатов, с нанесенной системой координат. В упрощенном виде этот метод предполагает, что все транспортные расходы в прямом и обратном направлении одинаковы, и не учитывает потери при неполной загрузке транспорта. В настоящие время многие крупные и активно растущие города остро испытывают нехватку в жилых и административных площадях, особенно в центральных районах. В современных условиях поточного строительства возникает вопрос выбора места для новой застройки: максимально оптимальные и удобные по техническим показателям площадки оказываются занятыми размещенными на них исторически сложившимися промышленными производствами, многие из которых из-за старения становятся либо нерентабельными, либо не функционируют в должном объеме. Необходимо заметить, что подобная ситуация особенно четко прослеживается в городах, возникших как рабочие поселения при крупном промышленном производстве. Этому способствует целый ряд причин различного характера, а именно: исторически сложившаяся градостроительная структура, отсутствие системного подхода в процессе зонирования общей планировки города, его стремительный и порой хаотичный рост, когда происходит процесс перемешивания кардинально различных зон, например, селитебной и промышленной территорий. Трансформация промышленных территорий дает возможность эффективно контролировать развитие пространственной среды, препятствует накоплению и росту необратимых, хаотичных процессов внутри самой городской системы. Своевременность анализа проистекающих данных процессов – залог гармоничности развития всех исторически сложившихся городских градостроительных комплексов. К сожалению, трансформация некоторых из них осложнена рядом проблем, носящих еще первородный характер. Так, примеры разношерстной, нестройной застройки как бы усиливают необходимость ее проведения, как целенаправленной попытки использовать «неравномерность» планировочной сетки целых исторически сложившихся промышленных районов, или основания для создания структуры на более высоком масштабном уровне. Это дает возможность тем самым осмыслить структурную организацию города в новых условиях современного подхода в вопросах обновления городского пространства. Город необходимо преобразовывать в соответствии с требованием времени. Этот процесс не предполагает уничтожения уже сложившегося, целостного организма: подразумевается изменение его структуры, частичная переклассификация типологических групп1. Территорию города необходимо рассматриваться во взаимосвязи с окружающей средой, поскольку на процессы ее изменения (в том числе на трансформацию промышленных территорий) влияют следующие группы факторов: 1. политические – позиция органов местного самоуправления в отношении изменений территории, наличие градостроительной концепции или ее отсутствие, интересы крупных инвестиционных проектов, отношения собственности и т.д.; 2. экологические – состояние городской среды, потребности в улучшении качества жизни населения города; 3. технические – состояние строительного комплекса муниципалитета, уровень развития его технологической базы и их доступность, функционально-эксплуатационные характеристики существующих зданий и сооружений и др.; 4. экономические – налогооблагаемая база, возможности бюджетов всех уровней управления, потенциальных инвесторов, в том числе и населения; производственный потенциал территории, наличие реализуемого стратегического плана развития города на перспективу или его отсутствие и др.; 5. конъюнктурные – состояние спроса и предложения, уровень цен на рынках недвижимого имущества, состояние земельного рынка города и т.п.; 6. социальные – сегрегация населения, наличие группы населения с доходами ниже прожиточного минимума, криминальная обстановка, удовлетворенность населения качеством городского пространства и т.д.; 7. культурные – уровень развития учреждений культурного обслуживания населения, уровень удовлетворенности населения данными услугами, наличие идей и заинтересованных групп по преобразованию городской среды, проведение международных событий. Сущность городской градостроительной политики и выбор методов проведения трансформации промышленных территорий зависят от совокупности данных факторов в каждом конкретном муниципальном образовании. Под трансформацией здесь и далее будем понимать реконструкцию промышленных зданий и сооружений с отдельными элементами реабилитации окружающего пространства, либо восстановление промышленных территорий с возможным изменением их функционального назначения. Крайним случаем трансформации промышленных территорий является снос всех хозяйственных построек и новое строительство (чаще всего гражданское) с проведением мероприятий по благоустройству. Во многих городах дальнего зарубежья, таких как Лондон, Вена, Ганновер, Сан-Франциско (преимущественно в прошлом портово-промышленных городах), а теперь и в городах России (в своем недалеком прошлом городах-заводах) проблема «наслоений и наплыва» друг на друга зон с различным функциональным назначением решается путем вывода производства из центра города на окраины, в регламентированные промышленные образования. Подобное перемещение производства неразрывно связано с процессом реконструкции оставшихся на месте промышленных объектов при одновременной смене их функционального назначения. Новые экономические и социальные условия выдвинули совершенно иные требования и к окружающему человека пространству – города вступили в фазу постиндустриального развития, где основными критериями благополучия выступают не столько развитая экономика и инфраструктурные возможности, сколько благоприятная экологическая ситуация, наличие активной социальной и культурной среды, доступ к современным информационным потокам и т.д. Как показал исследователь П. Холл, на протяжении всей своей истории города развивались благодаря способности управлять инновациями: технологическими, организационными, производственными, интеллектуальными и культурными. В прошлом город мог развиваться только в одной из этих областей — примером может служить интеллектуальная сила древних Афин или технологический прорыв Манчестера в ХIХ веке. Однако, задачи, которые стоят перед современными городами, заключаются в том, чтобы заново определить стратегии развития, способные вдохновить в первую очередь горожан2. Тенденция обновления старых производственных территорий наметилась еще в 1950-1960 гг. прошлого века в Европе и Америке, когда старые промышленные зоны внутри городов, имеющие доступ к скоростным автомагистралям, вновь обрели свою привлекательность в связи с нехваткой свободных территорий в пригородах и наличием зданий и инфраструктуры в местах точечного девелопмента3. Изучив зарубежный опыт трансформации городских промышленных территорий, можно утверждать, что типичными предпосылками этих процессов выступают: 1) низкое качество функционирования производственных зданий и сооружений, вызванное неблагоприятными погодными условиями и длительным периодом эксплуатации; 2) нерациональное зонирование территорий, не обеспечивающее экологическую, санитарную и транспортную безопасность населения; 3) необходимость восстановления исторической ценности памятников архитектуры и старых городских кварталов; 4) переход на такой тип муниципальной политики (как во Франции), задачей которой является социальная интеграция и стимулирование инвестиционного процесса в качестве рычагов управления экономическим ростом; 5) добровольное желание горожан и инвесторов содействовать прогрессу городского развития; 6) смена конфигурации социальной картины города, изменение местного или регионального имиджа. Целью территориальной трансформации промышленных районов городов является улучшение качества общегородского пространства, а, следовательно, повышение уровня жизни горожан. Суть данного действия заключается в максимально эффективном использовании возможностей данных территорий; обеспечении их устойчивого развития; повышении конкурентоспособности и развития социально-экономического потенциала4. Из зарубежной практики place management можно привести множество примеров успешной трансформации промышленных территорий – сложного многоаспектного комплекса мероприятий, который реализуется посредством выполнения конкретных проектов в определенных городских зонах. Трансформация промышленных территорий может идти следующими путями: 1) частичный вынос производств за пределы городской черты. При этом на территории сохраняется безвредные производства и административно-бытовые учреждения, а на освободившихся территориях размещаются объекты деловой инфраструктуры, жилые комплексы и т.п. сооружения. Таким образом, сокращается размер промышленной территории, она благоустраивается, улучшается экологическая обстановка в районе. 2) полная модернизация существующего производства – реконструкция зданий и сооружений, благоустройство территорий, более эффективное использование имеющихся площадей с учетом новейших технологических цепочек. Благодаря данным мероприятиям город не теряет налогоплательщика в лице предприятия, а, наоборот, “приобретает” более качественно организованную форму производства. Конечно же, данный путь относится к высокотехнологичным и экологически чистым производствам. 3) консервация территории (в качестве музея, например), в случаях когда она имеет историческую ценность, а здания являются объектами архитектурного наследия. Здесь имеется ввиду либо уникальное производство, которое может стать символом города, частью его имиджа, либо производство, которое способно выступать интересным объектом с точки зрения развития такого современного направления экономики, как промышленный туризм5. 4) частичное или полное перепрофилирование территории. Здесь возможен снос производственных зданий и сооружений, рекультивация земель и новое гражданское строительство. А возможно сохранение существующих площадок, но с обязательным перепрофилированием – например, создание в цехах галерей современного искусства и других объектов культуры, трансформация их в жилые помещения и т.д. Основными факторами, влияющими на выбор стратегии менеджмента предприятий в виде переноса их за пределы больших городов, являются: o физическое и моральное устаревание технологического оборудования, пассивной части основных фондов; o высокая арендная плата за землю, усугубляющаяся неоправданно большими площадями промплощадок; o недостаток трудовых ресурсов; o структурная перестройка промышленности в стране. Чаще всего Западная Европы и Америка идут по последнему пути развития. В Германии, например, трансформация промышленных территорий проводится в рамках крупных градостроительных проектов развития отдельных федеральных земель. Так, на месте бывших промышленных ареалов и портовых территорий реки Шпреи (г. Берлин) были возведены жилые районы; на берегах озера Шпандау возник новый жилой район, занимающий площадь в 130 гектар (360000 м2 жилья с социальной инфраструктурой). Расположение жилого района на берегу озера и в 4 км от центра Берлина безусловно является главным фактором рентабельности строительства. Но, не смотря на то, что возведение жилых домов непосредственно на берегу могло принести инвесторам еще большую выгоду, принципиальным моментом был отказ от приватизации прибрежной полосы. Эта территория была представлена как зона общественного пользования, на которой расположены бульвары, сады, рекреационные площадки6. Конверсия бывших промышленных территорий представляет необычайный градостроительный интерес для большинства индустриальных городов. В ходе деиндустриализации освобождаются площади в существующих границах поселений, и, что наиболее привлекательно для инвестиций, - в центральных районах городов. Эти площади могут использоваться для развития городской инфраструктуры, строительства жилья, совершенствования транспортной системы. Ключ к положительному эффекту от таких проектов лежит в их полифункциональности. Это означает отказ от огромных моноструктур в застройке, как, например, крупные торговые комплексы, однофункциональные общественные центры либо крупные селитебные образования без интегрированной в них инфраструктуры. Наиболее востребованной частью программ по восстановлению индустриальных зон являются проекты преобразования старых неработающих заводов и фабрик в значимые для города объекты (музеи, картинные галереи, кинотеатры и т.д.). Дисфункциональные городские пространства - бывшие промышленные площади, портовые терминалы, территории казарм или устаревшие транспортные узлы – требуют нового использования. Так, популярная галерея Тейт-Модерн в Лондоне разместилась в корпусе одной из электростанций; в районе доков на берегу Темзы оборудован Докленд-музей, жилые комплексы и административный центр. В австрийском городе Грац на базе старого здания фабрики построен концертный зал Хельмута Листа (5000 м2), который подходит не только для представлений, но и для записи музыки. На территории городской ярмарки построен еще один зал, который служит для проведения художественных и спортивных мероприятий, ТВ-шоу, ярмарок, конференций. Все эти постройки не только привлекательны с точки зрения развития туристической деятельности и территории в целом, но и являются экономически ликвидными объектами, стимулирующими инвестиционные потоки. Еще одним вариантом реконструкции промышленных сооружений без их абсолютного сноса является их переориентация под жилые помещения – лофты. Лофтом на Западе называют жилые помещения, переоборудованные на базе старых индустриальных зданий – производственных или складских пространств с высокими потолками и сохранением основных конструкций. При этом возникает новая форма организации жилого помещения: внутреннее пространство представляет собой единый объем, за исключением изолированных подсобных помещений и санузлов. Примерами европейских лофтов, существующих в формате культурных центров, сдающих часть своих помещений под офисы, шоу-румы, рестораны, ателье, танцевальные студии и т.д., являются CABLE FACTORY в Хельсинки, MELKWEG в Амстердаме, TEA FACTORY в Лондоне, SUPERSTUDIO в Милане. Каждый из этих и многих других проектов представляет собой переоборудованное дизайнерами и архитекторами индустриальное пространство. Таким образом, основным направлением трансформации промышленных зон за рубежом является техническое перевооружение промышленных объектов с последующим изменением своего функционального назначения (вплоть до прямо противоположного – жилого, культурного, общественно-делового)7. В основе любой трансформации лежит детально проработанная маркетинговая программа. Многие индустриальные города, пришедшие в упадок, смогли возродиться, грамотно используя маркетинговые инструменты развития. Так, город Эмшер-Парк (Германия) – некогда металлургический завод полного цикла, ставший неконкурентоспособным в середине 90-х; ныне - крупнейший в Европе музей световой рекламы. Город Эйзенштат - в 70-80-х годах крупный угольный разрез открытого типа, а к 90-м годам ХХ века - практически зона экологической катастрофы, в 2000-х - крупнейшая в западной Европе площадка для проведения рок-концертов8. В 90-х годах в районе Бирмингема Дигбет, который после закрытия кондитерского комбината, фактически пришел в упадок и стал маргинальной территорией, местными властями было принято решение о создании здесь квартала искусств и средств массовой информации. В здании фабрики открыт культурный центр и галерея; в бывшей пекарне – репетиционные залы и студии звукозаписи, частные агентства и прочие службы, связанные с музыкальным бизнесом. Территорию «Земляничной ярмарки» решено превратить в выставочный павильон площадью 1400 м2, там будут проходить выставки студентов художественных колледжей. В здании Старой библиотеки разместятся джаз-клуб и кафе. Здесь выделяются на льготных условиях квартиры студентам Института искусств и дизайна Уэст-Мидлендса, гарантируя оживленную творческую атмосферу в районе. Благодаря этому проекту было создано большое количество рабочих мест; в том числе новая специализация квартала привела к созданию предприятий малого бизнеса, характерными чертами которых являются высокая доля ответственности и довольно высокая степень риска. Новое содержание старых пространств, их новая жизнь и новая история успеха обеспечивают городам новые экономические возможности, необходимое сегодня качество жизненного пространства, рабочие места и смысл существования9. Однако, не все конструктивные элементы подлежат перепрофилированию и могут быть задействованы в “новом ключе”. Так, например, железнодорожные пути бывших индустриальных зон, на первый взгляд являются элементом крайне нежелательным и, скорее всего, будут просто ликвидированы. Вместе с тем, даже подобные объекты могут стать объектом притяжения. Например, в Нью-Йорке был открыт парк на заброшенной железнодорожной ветке – эстакаде. Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером. Надземный парк High Line на месте старой железной дороги10 Таким образом, заброшенная эстакада обрела новый смысл существования, наполнилась иным смыслом и стала объектом притяжения не только жителей окрестных районов, но и туристов. Россия только вступила на путь развития административно-территориальных единиц по принципу корпоративной стратегии. Однако актуальность реабилитации территорий российских городов не вызывает сомнений, особенно это относится к промышленным территориям. Во-первых, сложившаяся структура города «советского» типа лишь частично отвечает рыночным условиям, отличаясь низким качеством жилья и рекреационных зон, высокой долей промышленно-складских территорий в центре города, неблагоприятной транспортной ситуацией (уровень развития транспортной инфраструктуры не соответствует нагрузке и не поспевает за ростом автопарка в городе). Во-вторых, процессы трансформации городских экономических функций, развитие новых технологий, рост доходов населения и изменение их потребностей выдвигают новые требования к качеству городской среды. В-третьих, в стране сменился характер урбанизации - она перешла из фазы социалистической, государственно-обеспечиваемой, в ту фазу, где на первый план выходят экономические и социальные интересы частных субъектов экономики, свободно выбирающих место своего жилья и бизнеса. Государственные капиталовложения в развитие городов и территорий сменились частными инвестициями, которые подчинены рыночным законам и рассчитаны на получение быстрого коммерческого эффекта. Промышленные предприятия и транспортная сеть городов — традиционно устойчивые структуры с градостроительной точки зрения. Однако, сейчас они вынуждены становиться более динамичными и вживляться в общую городскую инфраструктуру, чтобы избежать постепенной деградации и упадка. История становления многих российских городов начиналась с решений царей, по указу которых на новых территориях возводились заводы, города-крепости, перевалочные пункты и т.д. Период советской власти, установивший курс на индустриализацию страны, привел к крупномасштабному строительству заводов-гигантов, предприятиям выделялись лучшие земли в городах, что привело к росту промышленной застройки в центральных районах. В условиях конкурентного рынка данная концепция изжила себя и только тормозит городское развитие. В советский период промышленные предприятия строились преимущественно на окраинах города, постепенно «обрастая» жилой территорией. Сегодня они оказались полностью окруженными жилой застройкой, которая имеет свою разнообразную структуру, предметно-пространственную среду, не связанную с промышленными зонами по архитектурно-художественному облику и уровню благоустройства. В результате сегодня эти зоны существуют сами по себе. В нашей стране идея вывода промышленных предприятий и перепрофилирования их территорий стала детально прорабатываться в 1980-е гг. – в то время Совет Министров СССР издал постановление, запрещающее строительство крупных промышленных предприятий в таких городах, как Москва, Ленинград, Свердловск, Казань, Красноярск. Предполагалось, что предприятия последовательно будут перемещать производственные мощности в средние и малые города, создавая в них филиалы своих производств. Для промышленных центров распределение крупного производства означало, как результат, снижение выбросов промышленного производства в окружающую среду, оздоровление экологии и социальной атмосферы, освобождение территории под рекреационно-культурные зоны. Естественно, что из городов намечалось выведение не всех промзон и предприятий. Оставалось пищевое производство, жилищно-коммунальное хозяйство, другие инфраструктурные производства, необходимые для нормальной жизни горожан. Крупные города, обеспеченные развитой сбалансированной сетью промышленности средних городов, приобретали бы постиндустриальный характер, становясь научно-исследовательскими и образовательно-культурными центрами. В связи с распадом СССР процесс вывода промзон в прежнем, социальном смысле, прекратился11. В Советском Союзе и отечественной литературе тех лет уделялось внимание обновлению морально и физически устаревших зданий и кварталов; реконструкции промышленных объектов; однако аспект этих знаний носил сугубо технический характер, что не отвечает реалиям современности, когда необходимо восстанавливать (трансформировать) целые зоны, учитывая социальные, экологические и экономические последствия данных преобразований. Научные организации в то время занимались схемами упорядочения промышленной застройки; основные варианты обновления городской среды сводились к решению транспортных проблем, а также планировочных задач посредством расчленения крупных промышленных комплексов на более мелкие составные единицы, в результате чего город получал более открытую структуру. Однако данные предложения редко реализовывались на практике, поскольку у городских властей отсутствовал механизм управления процессами территориальной трансформации. Рыночная экономика и новая законодательная база предоставили органам местного самоуправления, бизнесу и жителям право самим распоряжаться вопросами городского переустройства. Сегодня редевелопмент промышленных территорий способен принести очевидные результаты как городу (изменение внешнего облика), так и предпринимателям, готовым вложить средства в бывшие заводы. В последнее десятилетие в стране появились первые результаты трансформации промышленных зон. На территории Выборгской стороны в Санкт-Петербурге запущено около 30 инвестиционных проектов по строительству бизнес-центров, гостиниц, жилых домов, автосалонов. В Москве на месте ангаров появилась «АRТ-Стрелка» - место проведения культурных мероприятий; дизайн-центр ARTPLAY, который возник на месте фабрики «Красная роза», разместил на своей территории галереи и рестораны, офисные и торговые помещения и т.д. ГЦСИ (Государственный Центр современного искусства) расположен в одном из цехов бывшего завода металлообработки электролампового завода после капитальной реконструкции. Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером. Дизайн-центр ARTPLAY12 К 2011 году собственники территории объявили, что здесь разместится многофункциональный офисный комплекс — квартал «Красная роза1875» площадью 5,7 Га, на территории которого после окончания реконструкции будут расположены 10 зданий классов А+, А и В общей площадью 170 000 кв. м. Уникальность «Красной Розы 1875» заключается в эффектном сочетании исторической архитектуры и самых современных смелых решений - фасады красного кирпича бережно сохраняются и эффектно дополняются панорамным остеклением. Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером. Проект «Красная Роза 1875», общий вид комплекса после модернизации13 Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером. Корпус № 8. Вид с улицы Тимура Фрунзе. Справа дом, который будет сохранен и отреставрирован14 Однако подавляющее большинство российских городов все еще никак не реагирует на проблему рационального использования земельных участков с учетом их реабилитации, экологизации и эффективного планирования. Вопросы трансформации промышленных территорий не подкреплены соответствующими политическими решениями и экономическими рычагами, а происходящие случаи рефункционализации в большинстве своем стихийны. Для планомерного воплощения данных концептуальных предложений в жизнь необходимо внедрение государственно-частного партнерства в разработку и реализацию специальных проектов; а удачные примеры и лучшие практики требуют детального изучения специалистами соответствующих комитетов администраций муниципалитетов. Те витки развития, которые крупные европейские города проходили 30-40 лет назад, их российские последователи повторяют сейчас, поскольку до недавнего времени вопросам городского управления не находилось места в общественно-политической жизни страны в рамках системы государственного управления. Государственная территориальная политика сводится к региональной политике. Перспективами же развития городских сообществ в России являются децентрализация, развитие местного самоуправления, активная инвестиционная и маркетинговая политика. Подспорьем городских властей в реализации эффективной городской политики должны стать такие инструменты управления как изучение теоретической базы и методологических материалов, нормативно-правовой основы, обобщение лучших практик западноевропейского и американского опыта реновации пространств с целью экстраполяции их положительных результатов.

Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=45&article=999    /    Просмотров: 16612

Последние статьи раздела
ПОНЯТИЕ И ОПЫТ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОРОДАХ

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ В КАРКАСЕ ГОРОДСКОЙ ТКАНИ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ГЕНЕЗИС ТЕОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

РЕАБИЛИТАЦИЯ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ: ОПЫТ, РЕТРОСПЕКТИВА, ПРОБЛЕМАТИКА.

РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ ГОРОДОВ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"