МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Экономика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
11.07.2010 (06:20)
Версия для печати
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ В КАРКАСЕ ГОРОДСКОЙ ТКАНИ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Демидова Е.В., Уралниипроект РААСН - "Проект Ахей"

Производство является базисом развития национальной, региональной, муниципальной экономик, поскольку не только производит необходимые оборудования и предметы для удовлетворения потребностей человечества, но и служит финансовой опорой сферы услуг и социальной политики городских властей. В городском пространстве производство представляет собой многофункциональный комплекс, включающий в себя занятые земли, производственные здания и сооружения, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, а также трудовые ресурсы. Каждое промышленное предприятие имеет свою производственную структуру – определенный состав производственных подразделений с указанием связей между ними. Основным производственным подразделением промышленного предприятия однозаводского типа является цех. Цех – это производственно, территориально и административно обособленная часть предприятия, в которой выполняется определенный комплекс работ в соответствии с внутризаводской специализацией. По назначению и характеру изготовляемой продукции и выполняемых работ на предприятии выделяют основное, вспомогательное, обслуживающее и побочное производства и соответственно основные, вспомогательные, обслуживающие и побочные цехи и хозяйства Основное производство выпускает изделия для поставки внешних потребителям. К основным относятся цехи, в которых выполняете: определенная часть производственного процесса по превращений сырья, материалов, полуфабрикатов в готовую продукцию или осуществляется ряд стадий производственного процесса для изготовления какого-либо изделия, т. е. участвующие в изготовлении продукции, предназначенной для реализации. Применительно к предприятиям металлообработки и машиностроения в состав основных могут входить литейные, кузнечные, раскройные, механообрабатывающие, слесарно-сварочные, сборочные цехи. Исторически производственные комплексы видоизменяются под воздействием научно-технического и социального прогресса; меняется и характер их размещения – на смену городам-заводам приходит размещение производств за пределами селитебных зон, их обособление; внедрение инновационных технологий и конвейерных линий, автоматизация и компьютеризация, а также связанные с этим сокращение рабочего времени и числа трудящихся на производстве, приводят к сокращению масштабов производства, территориально-планировочной трансформации промышленных объектов. В отечественном опыте градостроительства важнейшую роль играло размещение промышленных производств в городах, поскольку одной из важнейших исторических предпосылок возникновения городов в России выступала необходимость обеспечения государства металлом и оборудованием. Таким образом, можно выделить следующие периоды, характеризующиеся специфическими приемами размещения производственных площадок в городах: 1. интеграционный период (временной интервал: от начала промышленного развития России до конца XIX в.). Целая плеяда населенных пунктов изначально формировалась как ряд поселений при заводах (Екатеринбургский металлургический завод, превратившийся позднее в Екатеринбург, Петровский металлообрабатывающий завод – будущий Петрозаводск и т.д.). Селитебная территория и промышленная зона составляли здесь единое целое; жилье непосредственно примыкало к местам приложения труда. 2. изоляционный (конец XIX в. — 70-80-е гг. XX в.). Период характеризуется бурной индустриализацией, подъемом производства, строительством крупных предприятий (химических, нефтеперерабатывающих и др.), появлением санитарно-гигиенического законодательства (Врачебный устав и Устав медицинской помощи, вошедшие в Свод законов Российской Империи). Здесь происходит разделение промышленных и селитебных районов, утверждается принцип функционального зонирования города. 3. дифференцированный (начиная с 70-80-х гг. XX в.). Размещение производств проектируется с точки зрения зонирования территории с учетом санитарной характеристики предприятий, технологий, профиля, мощности, размеров занимаемых территорий, наличия железнодорожного транспорта, численности работающих, градостроительных условий и т.д. Период характеризуется упорядочиванием нормативной документации, трансформацией территориальных структур с учетом рыночных отношений, технического процесса и ускорения глобализации. Будучи главными составляющими архитектурно-планировочных структур городов, промышленные территории в России оказывают качественное влияние на принципы организации городского пространства. Вместе с тем формирование промышленных территориальных структур зависит от архитектурно-планировочного каркаса населенного пункта, поскольку последний определяет возможности развития производства. Таким образом, существует непрерывная взаимосвязь тех и других образований. Под промышленной зоной (кластером, узлом, районом) будем понимать единое территориальное образование в структуре города, сформированное на основе группы промышленных предприятий, технологически связанных или не связанных друг с другом, имеющих общие инженерные коммуникации. В городском каркасе промышленные территории представляют собой анклавы, мало или вовсе не связанные с прилегающей территорией, отличным от окружения масштабом. Они являются частью города и, в тоже время, существуют относительно автономно: функциональные и социальные связи с окружающей застройкой у них практически отсутствуют, за исключением некоторого числа работающих из местных жителей. В большинстве своем это источники всевозможных загрязнений. В настоящее время российские города столкнулись с проблемами территориального характера, которые накопились за предшествующие годы. Практика показывает, что планировочная структура большинства городов либо складывалась стихийно, либо с учетом отведения для производственных площадок лучших участков земли с большим балансовым запасом для дальнейшего развития в рамках интенсивной индустриализации страны в советский период. Такое непродуманное размещение промышленности в городах в свою очередь привело к многочисленным отрицательным последствиям – ухудшение экологической обстановки, транспортные проблемы, территориальные препятствия развития, нарушение гармоничного восприятия архитектурного облика и т.д., которые лишь обострились в условиях рыночного функционирования экономики. Исследование градостроительных подходов к размещению промышленности в городах показало, что со времени создания первых научных концепций, определяющих организацию производственной деятельности в городах, - от «индустриального города» Т. Гарнье до многослойной ленточной схемы Н. Милютина - все поиски решения сводились задачам размежевания различных функциональных зон и обеспечения их функциональной связанности. При этом основные функции города по отношению к жителю - труд и жилище противопоставлялись друг другу, что находило соответствующее выражение в виде строгого функционально-планировочного разделения города на промышленную и селитебную зоны. Градостроительная практика первой половины и середины XX в. доказала несостоятельность применения упрощенного подхода, учитывающего лишь две из множества сторон жизнедеятельности человека. Анализ научных разработок градостроительных концепций показал, что начиная с 1960-70-х гг. проводилась целенаправленный поиск возможных вариантов сближения, функциональной интеграции промышленных и селитебных зон с целью создания единой среды, объединяющий все городские функции, востребованные городским жителем: работу, отдых, жилище, обслуживание, культуру и т. д. В планировочном отношении промышленные районы в городах чаще всего многофункциональны и сложны. Только новые промышленные образования размещаются в городах с учетом определенной специализации, экологических условий, экономической составляющей и агломерационного эффекта. Территориально промышленные территории бывают различными в силу определенных причин, например, вредности производства. Предприятия I и II классов вредностей требуют больших санитарных разрывов между предприятиями и жилой застройкой; поэтому они располагаются в удалении от селитебной территории (вне города). Сюда же относятся предприятия, имеющие большой грузооборот по железнодорожному транспорту. Менее вредные производства (III и IV классов), требующих по действующим санитарным нормам разрывов до 300—500 м, целесообразно располагать вблизи границ жилых районов города (на периферии селитебной территории). Промышленные районы, предназначаемые для размещения предприятий, не выделяющих производственных вредностей, или предприятий, относимых к V классу с неогнеопасными и невзрывоопасными процессами производства, не производящими шума, с небольшим грузооборотом, не требующим железнодорожного транспорта можно размещать в пределах городской территории. Размещение промышленных территорий в значительной степени зависит от особенностей отраслей промышленности. Так, химические, металлургические, нефтеперерабатывающие комбинаты, предприятия добывающей промышленности, связанные с разработкой земных недр, крупные цементные заводы производительностью более 150000 т в год должны быть удалены от жилой застройки, вплоть до 10-15 км. Промышленные территории следующей группы вредности могут включать различные машиностроительные заводы, текстильные предприятия, заводы легкой и пищевой промышленности. На промышленных территориях третьей группы могут размещаться заводы оптики, приборостроения, типографии, швейные фабрики, безвредные предприятия пищевой промышленности, предприятия местной промышленности, комбинаты бытового обслуживания и т. п. Санитарно-защитная зона может иметь вид озелененной магистрали или бульвара, проходящего между промышленным районом и жилыми кварталами. Размеры промышленной территории города должны быть достаточными для удобного размещения в них различных промышленных предприятий и обслуживающего их хозяйства (транспортные пути, сортировочные станции, оклады, энергетические устройства и т. п.). В последнее время в результате сильного переуплотнения промышленности в существующих городах, развития новых отраслей промышленности и быстроте развития транспорта, совершенствования средств складирования и перевозок наблюдается тенденция вынесения промышленных районов второй, а иногда и третьей группы на удаленные от города территории. С точки зрения экономического развития оптимальной для размещения промышленного (и любого иного) предприятия будет территория, которая обеспечит компромисс между своими преимуществами и недостатками при максимизации прибыли и минимизации затрат с учетом перспектив развития. При размещении новых предприятий перед девелоперами стоят следующие задачи – анализ сырьевых баз, минимизация транспортных издержек, выбор участка необходимого размера и инженерной освоенности с учетом расположения конкурентов. Передислокация производства может осуществляться под давлением местных властей или при изменениях на рынке, когда издержки ведения дел в районе достигают такого уровня, при котором другое место локализации становится более выгодным. Алгоритм выбора местоположения промышленного объекта в общем виде можно представить в следующем виде: 1. Анализ региональных факторов размещения, при котором выбор приоритетной страны и региона обусловлен наличием достаточного числа преимуществ против числа возможных возникающих проблем. 2. Разработка альтернативных вариантов размещения в региональном аспекте. 3. Определение земельных участков, отвечающих заявленным изначально требованиям. 4. Оценка альтернатив размещения и выбор конечного варианта локализации. На каждом уровне принятия решения о размещении предприятия доминирующими будут различные группы факторов, что отражено в таблице. Таблица – Факторы, влияющие на выбор локализации предприятия1 Уровень принятия решения Главенствующие факторы Страна 1. Природные факторы. 2. Наличие сырьевых ресурсов, необходимых для производства. 3. Стабильность правительства и общая стратегия развития. Экономические и налоговые условия хозяйствования. 4. Оценка трудовых ресурсов по стоимости и квалификации. Регион 1. Расположение поставщиков и источников сырья. 2. Целевые рынки сбыта. 3. Правовое законодательство. 4. Инвестиционная привлекательность. Город 1. Наличие подходящих территорий. 2. Общая система развития городского сообщества – безопасность, развитие социальной сферы, досуговые возможности, жилищные условия и т.д. 3. Трудовые ресурсы – доступность, ставка оплаты труда, квалификация, производительность труда, деятельность профсоюзных организаций. Район города (выбор участка) 1. Наличие подходящих участков для размещения производства – площадь, цена. 2. Возможность приобретения или аренды земельного участка. 2. Транспортные возможности. 3. Уровень инженерной освоенности. 4. Наличие социальной инфраструктуры. Местоположение будущего предприятия будет зависеть и от характера выпускаемой продукции. Так, на размещение предприятий сельскохозяйственного комплекса в большей степени влияют природный и социально-демографические факторы, а локализацию предприятий пищевой промышленности обуславливают сырьевой и потребительский факторы. При размещении промышленных предприятий доминирующими факторами являются доступность источников энергии, запасов воды и близость к сырью. Предприятия могут размещаться близко к источникам сырья по трем причинам – необходимость (добыча полезных ископаемых, сельское и лесное хозяйство, рыбоводство), срок хранения и минимизация издержек обращения. Важным условием размещения будет транспортная доступность территории, наличие подъездных путей, инженерные коммуникации, уровень развития складского хозяйства. Выбор места расположения предприятия определяется на основе следующих критериев: - Ориентация на материалы - с целью снижения транспортных расходов, что особенно важно для материалоемких предприятий. - Ориентация на трудовые ресурсы - учитываются два обстоятельства: количество трудовых ресурсов в регионе и цена рабочей силы. - Ориентация на продажу товаров и налоги - в случаях, когда в разных регионах действуют различные системы налогообложения, финансовой поддержки, налоговой политики. Предприятие располагается там, где эти условия наиболее выгодны. - Ориентация на транспортные средства - выбор такого места расположения, которое обеспечивает предприятию наиболее выгодные гарантированные транспортные услуги. Удобно располагать предприятия вблизи транспортных узлов: портов, аэропортов, автомагистралей. - Ориентация па источники энергии, что особенно важно для энергоемких предприятий. Однако в настоящее время это имеет не такое значение, как раньше, благодаря более широкому использованию электроэнергии. - Ориентация на окружающую среду имеет в последние годы все большее значение и делает невозможным строительство некоторых предприятий в определенных регионах из соображений экологической безопасности. - Ориентация на потребителя особенно важна для торговых предприятий. - Ориентация на особенности местности играет существенную роль для транспортных предприятий, которые должны учитывать особенности ландшафта и климата. - Ориентация на зарубежных партнеров - в случаях, когда предприятие непосредственно связано с зарубежными поставщиками или заказчиками. Существует несколько типов стратегий размещения предприятий: 1. Стратегия “завод – изделие” представляет собой крайне децентрализованный подход, когда за каждой производственной единицей закреплена своя линия товаров, что ведет к специализации труда, материалов и оборудования. Применение данной стратегии позволяет предприятию экономить на масштабе производства и обеспечивает более низкие эксплуатационные расходы. 2. Стратегия “завод – зона рынка” предполагает закрепление предприятий за конкретным географическим сегментом рынка. Преимуществами такого подхода является быстрота доставки и возможность гибко реагировать на потребности местного рынка. Такая организация производства требует централизованной координации решений по строительству новых или закрытию старых заводов, расширению или сокращению объемов производства на действующих предприятиях в соответствии с изменением местных условий рынка. 3. Стратегия “завод – процесс” предполагает специализацию каждого предприятия на определенном этапе производственного процесса. Данный подход оптимален в случае производства изделий, имеющих многочисленные компоненты. При поиске месторасположения предприятия инвестор с помощью экономико-математических методов принимает решение о его конкретном географическом положении - город, пригород, сельская местность. Это связано не столько с санитарно-гигиеническими и физико-географическими условиями размещения, сколько с экономическими аспектами локализации. В городе промышленные предприятия могут размещаться двумя способами – в рамках промышленного района2 (узла, кластера и т.д.) или отдельно стоящего предприятия в жилой застройке. Первый тип размещения более эффективен – городские территории экономятся на 8-10 %, протяженность инженерных и транспортных коммуникаций сокращается на 15-20 %, улучшаются санитарно-гигиенические условия, благодаря их объединению на 15-20 % снижаются строительные и эксплутационные издержки. Второй тип размещения приемлем при размещении невредных производств с небольшим грузооборотом и размерами промышленных площадок. Преимуществами размещения в городе служат наличие доступной высококвалифицированной рабочей силы, необходимый уровень развития территории. Недостатки размещения в городе – высокая стоимость земли, отсутствие больших свободных площадей, сложности получения разрешения на строительство, сопровождаемое рядом условий, удовлетворение которых ведет к росту капиталовложений. Пригород по сравнению с городом обладает другими привлекательными характеристиками – более низкая стоимость земли, меньшая загруженность транспортных коммуникаций, более широкий выбор территорий для размещения промплощадки. В сельской местности стоимость земли еще ниже, однако, отсутствие достаточного количества квалифицированного персонала и дополнительные расходы на инженерную подготовку участка земли, строительство жилья и других объектов социально-культурной сферы создают дополнительные расходы.

Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=45&article=998    /    Просмотров: 9311

Последние статьи раздела
ПОНЯТИЕ И ОПЫТ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОРОДАХ

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ В КАРКАСЕ ГОРОДСКОЙ ТКАНИ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ГЕНЕЗИС ТЕОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

РЕАБИЛИТАЦИЯ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ: ОПЫТ, РЕТРОСПЕКТИВА, ПРОБЛЕМАТИКА.

РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ ГОРОДОВ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"