МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Экономика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
29.01.2009 (17:44)
Версия для печати
РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ ГОРОДОВ

Елена Демидова (Екатеринбург) - "Проект Ахей"

Сотрудничество городов имеет давние традиции. На протяжении столетий соседние города формировали различные союзы для решения общих задач, например, для обороны. Первый из известных союзов городов – союз афинских городов - имел казну, деньги тратили на строительство храмов, стадионов и на развитие флота. Достаточно известна торговая сеть голландцев и португальцев в Испанской Америке[1].

И сегодня города продолжают формировать многочисленные своеобразные союзы, федерации, ассоциации, съезды, конгрессы – в терминологии М.Кастельса - сети[2], посредством которых города устанавливают взаимное сотрудничество, обмениваются информацией, знаниями, накопленным опытом, делят стоимость инноваций. По закону сетевых структур интенсивность и частота взаимодействий между двумя точками короче, если они обе выступают в качестве узлов в одной сетевой структуре, чем в том случае, когда они принадлежат к разным сетям. Сети оказываются институтами, способствующими развитию целого ряда сфер деятельности.

Комиссией Евросоюза признается, что сотрудничество между городами является основой для поддержания городского развития и сбалансированной Европейской городской системы. Установление партнерских отношений между соседними городами и гармоничная интеграция между крупными и небольшими городами в рамках функционального городского ареала позволит предложить более диверсифицированную и богатую инфраструктуру для экономической деятельности и для граждан. Важно избегать разрастания конкурирующих структур, поддерживаемых субсидиями общественных фондов, и распыления общественных ресурсов.

Под географическим партнерством будем понимать такие формы связей между различными городами, где активными субъектами являются городские органы власти. Хотя полномочия, права органов МСУ во внешнеэкономической деятельности значительно ограничены, тем не менее, значение городов как субъектов международной деятельности в последнее время постоянно увеличивается, органы местного самоуправления все активнее включаются в международную деятельность, поддерживают иностранный бизнес на своих территориях, помогают своим предприятиям осваивать внешние рынки.

Среди разнообразных форм взаимосвязей можно выделить два типа. К первому типу относится деятельность, направленная на создание условий для сотрудничества всех прочих городских акторов (предприятий, общественных организаций и т.п.). Это может быть проведение выставок, ярмарок, конкурсов, праздников и участие в подобных мероприятиях в других городах; организация переговоров, обмен делегациями; содействие открытию в городе офисов иностранных компаний и предприятий с участием иностранного капитала; содействие в получении и реализации международных грантов и программ; проведение семинаров и конференций. Администрации городов, устанавливая отношения с администрациями городов других стран, предполагают достичь определенных целей, среди которых: развитие и поддержание деловой активности в городе; формирование благоприятного инвестиционного климата; проведение маркетинга и продвижение города на международном уровне; создание позитивного имиджа города за рубежом; увеличение объема, интенсивности и совершенствование структуры имеющихся связей; участие в реализации муниципальных проектов и программ и т.п.

Ко второму типу взаимодействия относится создание рамочных условий для дальнейшего сотрудничества между администрациями городов: подписание соглашений с городами-побратимами; подписание договоров о намерениях с зарубежными городами; участие в работе ассоциаций и союзов городов.

Помимо участия в многочисленных союзах, сотрудничество городов может осуществляться и в других формах. Примером такого сотрудничества является движение городов-побратимов и городов-партнеров. Города-побратимы - это города, с которыми заключены соглашения о побратимских отношениях. В зависимости от содержания соглашение включает пункты о развитии культурного, социального, экономического, спортивного, образовательного сотрудничества. Статус города-побратима позволяет обращаться в международные и европейские организации за поддержкой совместных проектов и начинаний. Процесс образования новых городов-побратимов регулируется: чтобы стать городами-побратимами, необходимо получить согласие национальной ассоциации городов-побратимов, к тому же каждый город может иметь только один город-побратим в данной конкретной стране.

Города-партнеры - это города, с которыми заключены договора о сотрудничестве (по конкретным проектам или группе проектов) или подписан протокол о намерениях. Количество городов-партнеров не регламентируется[3].

Партнерство является своего рода сближением для двух городов, своего рода продолжением дружеских связей между городскими сообществами. Оно может быть представлено в форме визитов, обмена опыта и ноу-хау в различных областях в сфере культуры, искусства, образования (художественные выставки, выставки детских рисунков из городов-побратимов, организация совместных праздников, концертов художественных коллективов и т.п.), туризма, технологий и т.д.

Методики выбора “оптимального партнера” не существует, поэтому во многом здесь играет роль случай, личные знакомства, а также предпочтения людей. Представим алгоритм выбора города-партнера (города-побратима) в виде следующей цепочки:

Текущие национальные приоритеты (выбор страны) -> Анализ системы расселения -> Поиск партнера по интересам (целям) -> Установление контактов ->Подписание документов о сотрудничестве (побратимстве).

Итак:

1. Национальные приоритеты стран в первую очередь влияют на географический выбор партнера. Традиционные связи не должны быть потеряны, а развитие дружественных отношений между государствами должны быть поддержаны на всех уровнях, в том числе и на муниципальном.

Для многих городов решающее значение приобретает фактор граничности. Близко расположенные к государственной границе муниципалитеты сталкиваются с аналогичными задачами и проблемами, которые побуждают их сотрудничать в перспективе.

2. Размер городов, их роль и место в системе расселения своих стран играют определяющее значение для установления партнерских/побратимских отношений. Благодаря партнерству любой город-побратим получает возможности для роста, однако, в экономическом отношении выбор “партнера” будет оптимален при установлении связей с городом, занимающим идентичное положение в национальной/международной иерархии городов.

Выбор городов обязательно должен основываться на анализе их функциональной специализации, при этом дальнейшее развитие установления отношений может базиро­ваться на двух предпосылках: 1) схожесть муниципалитетов или 2) их взаимодопол­няемость. В данном аспекте необходимо рассмотреть такие сущностные характеристики как уровень экономического развития города, темпы экономического роста, структура экономики города, особенности режима функционирования, уникальные характеристики (например, портовый город, курортный) и т.д.

3. Интерес к сотрудничеству должен быть взаимовыгодным. Многие города на западе, заключая договора о сотрудничестве или устанавливая партнерские отношения, часто рассматривают этот шаг как одно из средств продвижения своего города не только в городе-партнере, но и в региональном сообществе и в стране в целом. Таким образом, заключение партнерских отношений является своего рода вопросом престижа и значимости, основой стратегии повышения собственного конкурентного статуса.

Для установления побратимских отношений ключевым фактором становится наличие общественных связей между двумя муниципалитетами – элементы народной демократии должны стимулировать установление дружественных контактов. Поиск партнера по интересам не обязательно основывается на интересе сотрудничества городских властей, это может быть инициатива общественных организаций, предпринимателей, инвесторов.

Личные встречи жителей двух городов и, прежде всего молодежи – первый и важнейший шаг в работе по установлению и развитию побратимских связей. Только в процессе личного общения может возникнуть дружба, могут быть открыты общие интересы, которые очень часто приводят к конкретной совместной работе и экономическому сотрудничеству.

Основными приоритетами могут выступать: 1) молодежь (обмены между школьниками и студентами, волонтерские работы); 2) образование (программы повышения квалификации и тренинги, программы для практикантов); 3) культура (концерты, театральные постановки, литературные чтения, выставки); 4) информационная работа (доклады, конференции и симпозиумы, распространение информации в СМИ). Для установления экономических связей организаторы побратимских отношений, поддерживающие деятельность общественной организации, могут выступать только в качестве посредников[4].

Поиск городов-партнеров может осуществляться и уникальными путями. Например, город Нью-Брунсвик, штат Нью-Джерси, имеет большое количество выходцев из Венгрии. Это обстоятельство стало решающим при создании отношений между городом Нью-Брунсвик и городом Дебрецен, Венгрия. Похожая схема (основной состав населения — афро-американцы) лежит в основе отношений между городом Портланд, штат Орегон, и Мутаре, Зимбабве. Города с одинаковыми названиями также очень часто рассматривают возможность создания партнерства. Городами-побратимами, например, являются г. Толедо в Испании, и г. Толедо в штат Огайо, США. Даже город Лошадиные Головы, штат Нью-Йорк, нашел город-побратим в Японии с таким же названием. Китайские иероглифы, используемые в названии города Бато, Япония (Ба-То), означают “лошадиная голова”[5].

4. Установление контактов может происходить напрямую или через международные организации. На глобальном уровне рамки для развития отношений создаются: в ходе Всемирного форума городов ООН-Хабитат объединилась со Всемирной ассоциацией по координации городов и местных властей (WACLAC), Международным союзом местных властей (IULA), Организацией объединенных городов, Сетью городов и другими организациями в целях реализации инициативы “Партнерство для развития местного потенциала”. Предусматривается создание Банковской расчетной палаты, а также сайта в Интернет для проведения анализа сотрудничества между городами[6]. В 2006 году свое 50-летие отпраздновала Международная ассоциация городов-побратимов США (МАГП — Sister Cities International) – некоммерческая общественная организационная сеть, целью которой является создание и укрепление партнерства между городами США и зарубежными образованиями для усиления глобальной кооперации на муниципальном уровне в области культурного обмена и экономического развития.

Однако институциональные условия необходимы для развития связей и на локальном уровне. Во многих городах в структуре администраций создаются отделы международных (внешних) связей, формируются программы международного сотрудничества. Для оптимизации внешнеэкономических связей городов возникает необходимость разработки программ, концепций внешнеэкономических отношений города. Такие программы являются организационной основой муниципальной политики в области развития внешних связей города, определяющей стратегию выбора приоритетных направлений развития внешних связей и обеспечивающей их реализацию.

[1] Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т.2. Игры обмена. М.: Прогресс. 1988. С.140.

[2] Castells M. The Rise of the Network Society. Blackwell Pub., 1996.

[3] См: htpp://europa.eu.int/comm./dgs/education_culture/tountwin/index_en.html

[4] Франке Петер. Повышение эффективности побратимских связей между городами Германии и России// Доклад на сайте г. Петрозаводска http://www.petrozavodsk-mo.ru/

[5] Дмитриева А.Г. Международная ассоциация городов-побратимов США сближает бизнесы, школы, организации // Вестник BISNIS. Июнь 2006.

[6] http://www.unhabitatmoscow.ru/debat_8_3/debat_8_3.htm



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=45&article=980    /    Просмотров: 8074

Последние статьи раздела
ПОНЯТИЕ И ОПЫТ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОРОДАХ

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ В КАРКАСЕ ГОРОДСКОЙ ТКАНИ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ГЕНЕЗИС ТЕОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

РЕАБИЛИТАЦИЯ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ: ОПЫТ, РЕТРОСПЕКТИВА, ПРОБЛЕМАТИКА.

РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ ГОРОДОВ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"