МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Экономика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
21.01.2009 (17:33)
Версия для печати
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИЕРАРХИЯ ГОРОДОВ

Елена Демидова (Екатеринбург) - "Проект Ахей"

В последнее время активно обсуждается процесс превращения крупных и крупнейших городов[1] наряду с органами государственного управления в полноценных участников международных отношений.

 Это мнение часто встречается в работах теоретиков неолиберального толка, которые считают, что государства постепенно вытесняются из мировой политики самыми разнообразными негосударственными субъектами. В их число обычно включают межправительственные и неправительственные организации, ТНК, а также крупные и крупнейшие города[2].

Города играют ключевую роль в экономике, именно на их территории в большинстве своем сосредоточены финансовые и товарные рынки, здесь формируются решения, определяющие весь ход экономической жизни. К наиболее важным современным тенденциям развития городов можно отнести следующие:

­             мобильность населения;

­             мобильность капитала;

­             информационная революция;

­             быстрое и повсеместное распространение новых технологий;

­             переход на рыночные принципы производства почти всех товаров и услуг;

­             расширение международной торговли и инвестиций;

­             снижение транспортных затрат;

­             усиление пространственной дифференциации;

­             формирование новых форм организации производства;

­             увеличение концентрации власти деловых кругов, как в экономической сфере, так и в определении государственной политики с использованием новых политических технологий.

Подлинная экономическая роль города выявляется при переходе от внешнего анализа его структур к изучению их функционирования, к выявлению их влияния не только на городском, но и на национальном и международном уровнях. Для этого необходимо рассмотреть город с позиции типологизации. Исходная классическая модель функциональной типологии относит каждый город к определенному типу по отраслевой принадлежности: например, центр нефтехимии, центр машиностроения и т.д. Недостаток классического функционального подхода связан с недооценкой градообразующей роли некоторых видов услуг, которые в современных условиях выходят на первый план. На смену этому подходу пришел пространственный, который рассматривал город не с позиции выполняемых им функций, а с позиции занимаемой им ниши в иерархических моделях.

Понятие “системы городов” является фундаментальным в экономике города. Оно позволяет акцентировать внимание на взаимосвязях городов, которые и определяют экономическую судьбу каждого отдельного образования. Изучение систем городов начинается с несложных обобщений фактических данных в форме зависимостей типа “ранг – размер”. Уже в этой первичной модели Ципфа косвенно удается выявить взаимосвязанность городов, формирующих весьма устойчивые национальные системы, с характерной для них неравномерностью в распределении городского населения и экономической активности.

Первой попыткой детального исследования зоны влияния города являются работы фон Тюнена[3]. Предложенная им модель определяет локализацию различных видов экономической деятельности в этой зоне, ориентируясь на доминирующий фактор расстояния участка от города - рынка сбыта. Его работы закладывают основы понятия экономического пространства.

При изучении национальных систем городов большую роль играет теория центральных мест Кристаллера[4]. Она конкретизирует идеи функциональной иерархии, в явном виде учитывая градообразующие функции. Модель Кристаллера предполагает вложенность ячеек-зон обслуживания первого уровня в более крупные ячейки второго уровня, которые в свою очередь объединены в еще более крупные ячейки третьего уровня и т.д. Геометрической основой данной модели является решетка шестиугольников, заполняющих плоскость.

В теории экономического ландшафта Лёша[5] сделана попытка преодолеть ограничен­ность подхода Кристаллера и учесть роль города как производителя товаров. В рамках микроэкономического подхода Лёш приходит к понятию пространственного равновесия. В этой модели пространство экономического района представлено весьма сложной системой шестиугольников разного размера.

Концепции пространства Кристаллера и Лёша упрощают сложную картину экономи­ческой реальности, предполагая исходную непрерывность, однородность и изотропность пространства. Однако они позволили конкретизировать представление о национальном экономическом пространстве как сложной системе зон влияния городов, тем самым, заложив основы концепции “каркаса городов”.

Каркас представляет собой структурно организованное экономическое пространство, позволяя перейти от его геометрического описания к экономическому. Первоначально оно было предложено французской регионалистикой в рамках исследований, связанных с задачами эффективного освоения территории Франции. В основе концепции каркаса эконо­мического пространства страны или одного из ее регионов лежит признание особой роли городов (как фокусов экономической активности) и их взаимосвязей в экономической жизни страны. При этом учитываются и внешние экономические связи городов.

Таким образом, в науке была сформирована новая структура каркасов, где роль города более не соизмеряется с размерами его ближайшей территориальной зоны влияния и с объемом его производственных мощностей, где уровень города во многом определяется его способностью предоставить развитую инфраструктуру, эффективно включить в свое эконо­мическое пространство различные виды деятельности. Города, обеспечившие свою привлекательность для бизнеса, резко увеличивают диапазон своих связей, вторгаясь тем самым в зоны влияния городов сопоставимого уровня. В результате сформировались наднациональные региональные каркасы, которые постепенно объединяются в единый мировой каркас городов. Параллельно с этим происходит эрозия иерархических структур национальных каркасов с резким усилением роли сетей синергии, сформировавшихся под влиянием развития горизонтальных связей городов, усиления их взаимодополняемости. В итоге к концу XX столетия образовалась пространственная структура, в которой отчетливо выделяются три иерархических слоя.

Высший слой иерархии представлен сетью мировых и международных поли­функциональных городов, которые осуществляют координацию принятия решений представителями международной экономической элиты. Финансовые потоки, каналы коммуникации, транспортные линии и культурные взаимодействия замыкают эти города в единую мировую сеть синергии[6].

Появление термина мировой город связывают с именем Гете, который в XVIII веке называл таковыми Рим и Париж. Среди первых мировых городов – Афины, Иерусалим, Константинополь. С появлением и формированием в 1960-е годы мировой экономической системы термин “мировой город” был существенно обогащен по содержанию[7].

В 1966 году вышла книга Питера Холла “Мировые города”, в которой он определил мировые города как национальные и международные центры политической силы; центры национальной и международной торговли, действующие как узловые точки для собственных, а иногда и для соседних стран; центры профессиональной деятельности; центры потребления; центры информации и диффузии технологий через средства массовых коммуникаций; центры науки, культуры, развлечений и сферы услуг[8].

Сегодня под этим термином подразумеваются города, где сосредоточена непропорци­онально высокая доля экономических и политических институтов, способных принимать значимые для всего мира или крупных регионов решения. Следовательно, в нем должны располагаться субъекты, принимающие и вырабатывающие эти глобальные решения. Спектр субъектов включает в себя:

­       штаб-квартиры крупнейших транснациональных и глобальных корпораций;

­       штаб-квартиры крупнейших международных политических институтов;

­       штаб-квартиры крупнейших финансовых институтов;

­       международные, глобальные экономические институты;

­       международные экономические организации, такие как Международный валютный фонд или Всемирный банк;

­       мировые биржи, как институт, формирующий глобальный рынок;

крупнейшие международные выставки-ярмарки[9].

Такие города стали специализироваться исключительно на обслуживании глобальных функций мировой экономики и политики, т.е. менять не только свою внешнюю, но и внутреннюю функцию, а также внутреннюю структуру под эту задачу.

Функционирование мирового города в указанных выше аспектах (дислокация органов управления международными компаниями, финансовая система, узел телекоммуникаций и авиалиний, высшее образование, наука и т.д.) требует наличия в городе отраслей, обеспечивающих эту деятельность (система отелей; торговля предметами роскоши; услуги, связанные с продажей и арендой недвижимости, и т.д.). Эта вторая группа отраслей, относящаяся к сфере обслуживания, тем не менее, для города в целом может рассматриваться как градообразующая. Третья группа отраслей, характерная для мирового города, - обслуживание международного туризма.

В середине 60-х годов П. Холл относил к числу мировых городов Лондон, Париж, Рандштад, Рейнско-Рурскую агломерацию, Москву, Нью-Йорк и Токио. Новые реалии в мире и развившиеся представления о самих глобальных городах привели к иной, более сложной классификации. Например, Н. Трифт подразделяет все глобальные города по охвату территории их влияния. Во второй половине 90-х под руководством известного британского политико-географа Питера Тэйлора была создана международная исследовательская сеть глобальных городов http://www.lboro.ac.uk/gawc. Сегодня это одна из самых авторитетных исследовательских групп по данной проблематике.

Влияние мировых центров распространяется на обширные экономические пространства целых континентов через систему центров-посредников второго уровня. В условиях укрупнения общенациональной иерархической системы городов именно способность города к обеспечению интернациональных контактов для соответствующего субнационального региона часто определяет его шансы на сохранение доминирующей позиции в регионе.

На втором уровне выделяют специализированные города общенационального значения, интегрированные в соответствующие сети национального масштаба (потоками поставляемой продукции, системой сбыта и отношениями производственных операций). Эти национальные подсистемы через возглавляющие их международные города включены в мировую сеть.

На третьем уровне располагаются специализированные города, играющие ведущую роль в субнациональных регионах (областях), объединенные в соответствующие региональные сети.

Таким образом, на смену жестким структурам иерархии городов приходит иерархия сетей трех основных уровней при резком усилении роли международных городов и ослаблении роли многих областных центров. В целом получившаяся структура мирового каркаса городов представляет собой “сеть звезд” со сложной многослойной системой зон влияния, соответствующих лучам, выходящим из одного фокуса[10].

[1] Крупнейшие города – города с численностью населения от 1 миллиона до 3 миллионов человек. Крупные города – города с численностью населения от 250 тысяч до 1 миллиона человек. (Градостроительный кодекс РФ от 07.05.98. № 73-ФЗ, ст.5 (СЗ РФ, 1998, № 19, ст.2069).

[2] Белоногов А.Л. Города – акторы мировой политики?// Сайт http://www.dip.pu.ru/download/belonogov548.doc

[3] См. работу “Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии. Исследование о влиянии хлебных цен, богатства почвы и накладных ресурсов на земледелие”.

[4] См. работу “Центральные места в Южной Германии”, 1933 г.

[5] См. Лёш А. Географическое размещение хозяйства. М.: Изд-во иностранной литературы, 1959.

[6] Занадворов В.С., Занадворова А.В. Экономика города. М.: ИКЦ Академкнига, 2003.

[7] Анимица Е.Г., Власова Н.Ю. Градоведение. Екатеринбург, 2006.

[8] Hall P.G. The World Cities. L., 1966.

[9] Аксенов К.Э. Теоретическое обоснование концепции скоординированного развития Санкт-Петербурга и Москвы. СПб: Фонд Центр стратегических разработок “Северо-Запад”, 2005.

[10] Занадворов В.С., Занадворова А.В. Экономика города. М.: ИКЦ Академкнига, 2003.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=45&article=977    /    Просмотров: 11534

Последние статьи раздела
ПОНЯТИЕ И ОПЫТ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОРОДАХ

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ В КАРКАСЕ ГОРОДСКОЙ ТКАНИ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ГЕНЕЗИС ТЕОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

РЕАБИЛИТАЦИЯ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ: ОПЫТ, РЕТРОСПЕКТИВА, ПРОБЛЕМАТИКА.

РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ ГОРОДОВ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"