МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Экономика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
24.04.2004 (18:00)
Версия для печати
РОЛЬ ИННОВАЦИЙ, ИНФОРМАЦИИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ

Константин Кропанцев - "Проект Ахей"

Конкурентоспособность региона выражается в его способности отвечать требованиям и запросам жителей, а также отечественных и зарубежных инвесторов, вкладывающих свои капиталы в экономику данного региона. Признаками конкурентоспособного региона могут являться: 1) лучший уровень жизни по сравнению с прилегающими регионами, что выражается в притоке иммигрантов и нежелании жителей мигрировать из данного региона, (это может быть обусловлено приемлемым для них уровнем жизни и, в частности, удовлетворенностью рабочими местами); 2) наличие большого количества фирм, производящих конкурентоспособную продукцию;3) желание инвесторов вкладывать свои капиталы в развитие предприятий региона.

На конкурентоспособность региона оказывают непосредственное влияние уровень развития бизнеса, а также макроэкономические условия.

Рассмотрим такие факторы конкурентоспособности как информация, инновации и научно-технические знания с целью определить их влияние на уровень развития регионов. Эти факторы тесно связаны между собой. Инновация представляет собой знание (технологию, новшество, продукт), которое может быть реализовано на рынке или применено другим способом. Знание это формируется под воздействием информации: человек воспринимает информацию, и на её основе изобретает новшество, которое может стать инновацией. Кроме того, само по себе это знание также является информацией.

Таким образом, чтобы в регионе внедрялось как можно больше инноваций, необходима, помимо всего прочего, хорошая информированность потенциальных авторов этих инноваций. Проблема информированности напрямую связана с уровнем развития региональной информационной инфраструктуры: количеством школ и ВУЗов и качеством образования в них, развитостью СМИ (количество телестудий и издательств) и содержанием передаваемой ими информации, количеством специализированных изданий, доступностью источников информации (количество библиотек, интернет-провайдеров, уровень цен на их услуги), и т.д. Значительная роль в развитии этой инфраструктуры отводится региональным властям.

После появления какой-то идеи в виде новшества, ее необходимо развить, доработать до готового продукта, который уже можно будет внедрять в производство как инновацию. На этом этапе все зависит от научно-технических знаний, потенциала региона. Достаточно ли в данном регионе действующих научно-исследовательских институтов, опытно-конструкторских бюро и лабораторий, способных довести идею до продукта. Какая доля предприятий занимается научными разработками.

Достижение существенных результатов в развитии инновационной сферы среди широкого круга предприятий в ближайшее время представляется проблематичным. Причинами тому служат:

- отсутствие серьезного опыта ведения инновационной деятельности в рыночных условиях, что связано с ориентацией научно-исследовательских организаций на выполнение государственных, в основном, военно-промышленных, заказов и отсутствием ранее возможностей для самостоятельного выведения новых изделий на рынок;

- отсутствие хорошо сформированной инфраструктуры поддержки горизонтальных связей между промышленными предприятиями, научными и финансовыми организациями;

- “утечка умов” и старение научных кадров [1].

В таблице представлены некоторые признаки и факторы конкурентоспособности (данные за 2000 год [2]).

Таблица 1. Конкурентоспособность Уральского федерального округа.

Параметр оценки

Значение

Доля от значения РФ, %

Место, занимаем-ое в РФ

УрФО

РФ

Число предприятий и организаций

249372

3346483

7.45

6

Число организаций, выполняющих исследования и разработки

255

4099

6.22

6

Число инновационно-активных предприятий промышленности и сферы услуг в 1999 г.

222

2017

11.01

3

Число ВУЗов

68

965

7.05

6

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

261948

1165181

22.48

2

Инвестиции в основной капитал с участием иностранного капитала, млн. руб.

15720.4

132095.7

11.90

4

Численность населения на 1 янв. 2001, тыс. человек

12565

144819

8.68

6

Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц

2558

2193

116.64

2

Коэффициент миграционного прироста (на 10000 населения)

21

15

140.00

2

Несмотря на отставание в численности предприятий и научных центров Уральский регион конкурентоспособен, поскольку занимает ведущие позиции по параметрам оценки уровня жизни населения, инвестиций в основной капитал и иммиграционной активности.

___________________

1. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - №3

2. Регионы России: Стат. сб. В 2 т. Т. 2/ Госкомстат России. - М., 2001. - 827 с.

Опубликовано:
Конкурентоспособность предприятий и территорий в меняющемся мире: Тезисы международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного экономического университета, 2002.


Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  5  /  Число голосов:  1  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=45&article=61    /    Просмотров: 10354

Последние статьи раздела
ПОНЯТИЕ И ОПЫТ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОРОДАХ

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ В КАРКАСЕ ГОРОДСКОЙ ТКАНИ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ГЕНЕЗИС ТЕОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

РЕАБИЛИТАЦИЯ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ: ОПЫТ, РЕТРОСПЕКТИВА, ПРОБЛЕМАТИКА.

РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ ГОРОДОВ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"