МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Экономика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
25.06.2004 (09:31)
Версия для печати
ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Владимир Флягин - "Проект Ахей"

Содержание Введение. 1. Сущность и причины инфляции. 1.1 Основные причину инффляционного роста цен. 1.2 Альтернативные источники инфляции. 1.3 Уровни и виды инфляции. 2. Природа и процесс развития инфляции в переходной экономике. 2.1 Специфика отечественной инфляции в XX веке. 2.2 Распространение инфляции в переходный период (1992 – 1999 гг.). 3. Меры борьбы с инфляцией. 3.1 Современные темпы протекания инфляции в мировой экономике и ее последствия. 3.2 Антиинфляционная политика в России на современном этапе. Заключение Список источников и литературы Приложения 1. Основные макроэкономические показатели стран мира по состоянию на 1999 г. 2. Динамика потребительских цен в России в 1990-е годы 3. Среднегодовые темпы прироста розничных цен в развитых странах в 1960-е – 1980-е гг.

ВВЕДЕНИЕ

Инфляция как экономическое явление существует уже длительное время. Вероятнее всего, она зародилось одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. Непосредственно сам термин “инфляция” появился в Северной Америке в период гражданской войны 1861 – 1865 гг. и обозначал процесс увеличения объема обращения бумажных денег. В XIX в. этот термин также употреблялся в Англии и Франции – наиболее развитых капиталистических державах того времени. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляции получило в XX в. после I мировой войны, а в отечественной экономической литературе – с середины 1920-х гг.

Наиболее общим и традиционным является определение инфляции как процесса переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен. Однако такое определение нельзя считать полным. Инфляция, несмотря на то, что проявляется прежде всего в росте цен, является сложным социально-экономическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира, в т.ч. и России.

Итак, основным проявлением инфляции является повышение цен, которое возникло в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Однако не следует забывать, что рост цен может быть связан с отсутствием локального равновесия между спросом и предложением, такой рост цен на каком-то отдельном товарном рынке – это не инфляция. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране.

Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налога, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.д.

    1. выявление основных причин инфляционного роста цен;

    1. рассмотрение особенностей различных видов (или уровней) инфляции в исторической динамике;

    2. отражение специфики инфляционных процессов в переходных экономиках (в число которых относят и Россию);

    1. представление основных методов и средств борьбы с инфляцией, используемых в политико-экономической практике (антиинфляционная политика государства);

    2. анализ экономических и социальных последствий инфляции.

В соответствии с поставленными задачами предлагается и структура работы, состоящей из трех глав. Первая глава “Сущность и причины инфляции” является общетеоретической. Вторая глава рассматривает процессы развития инфляции в России и некоторых других странах с “переходной” экономикой. В третьей главе очерчиваются контуры антиинфляционной политики государства, в т.ч. с привлечением отечественного законодательства. Работа снабжена статистическими приложениями.

В работе используются несколько категорий источников и литературы. Во-первых, общие работы по дисциплинам общей экономической теории, финансам и кредиту (включая учебные пособия). Во-вторых, материалы периодической печати последних лет, посвященных интересующей нас проблематике (журналы “Вопросы экономики”, “Экономист”, “Эксперт”). В-третьих, нормативно-правовые акты Российской Федерации, привлечение которых призвано отразить отечественную специфику антиинфляционной политики на современном этапе. В-четвертых, сборники статистических материалов, предназначенные для сравнительного анализа инфляционных процессов в России и других странах с течением времени.

I. СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ

1.1. Основные причины инфляционного роста цен

Как уже отмечалось, независимо от состояния денежной сферы, цены на товары и услуги могут изменяться вследствие различных причин. Понятно, что инфляция взаимосвязана с изменением уровня цен. Нам же надо выяснить сущность данного и взаимосвязанных с ним явлений. Почему во время крупных войн столь стремительно растут цены? Почему страна с нарушенной организацией экономики печатает огромными кипами новые бумажные деньги? Почему еще до того, как увеличение расходов на потребительские расходы, чистые частные инвестиции и государственные расходы на товары и услуги, что составляет чистый национальный продукт, восстановит полную или высокую занятость в экономической системе, цены неуклонно повышаются? Почему даже в периоды перенасыщенных производственных мощностей и пассивного рынка рабочей силы в современной смешанной экономике цены и заработная плата могут возрастать?

Для начала нужно разграничить инфляционные и неинфляционные причины изменения цен. Так, рост цен, связанный с сезонными колебаниями конъюнктуры рынка, нельзя считать инфляционными. По мере прохождения экономикой различных фаз цикла будет меняться и динамика цен. Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, называемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен.

Стихийные бедствия также не могут считаться причиной инфляционно роста цен. Так если в результате землетрясения разрушены дома, то, очевидно, поднимутся цены на стройматериалы, что будет стимулировать производителя стройматериалов расширять предложение своей продукции; по мере насыщения рынка цены станут понижаться.

Что же, в таком случае, можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них (учитывая то, что инфляция связана с целым спектром макроэкономических диспропорций):

1. Диспропорциональность (несбалансированность) государственных доходов и расходов, выражающаяся в дефиците государственного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, то есть за счет печатания новых денег, то это приводит к росту массы денег в обращении и, следовательно, к росту цен. Согласно количественному уравнению обмена MV = PQ связь между ростом показателей М (объем денежной массы) и Р (общий уровень цен в национальной экономике) становится вполне очевидной.

2. Финансирование государством инвестиций, осуществляемых эмиссионными методами. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции в военной области. Непроизводительное потребление национального дохода на военные цели ведет не только к потере национального богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия. Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов госбюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого выпускаются бумажные деньги.

3. Изменение структуры рынка в новейшее время. Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции, в значительной степени двигаясь к олигополистической модели. А олигополия имеет возможность в известной степени влиять на цену. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении “гонки цен”, а также, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая “испортить” свой рынок снижением цен, монополисты и олигополисты препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополия поддерживает длительное несоответствие спроса и предложения.

4. Рост “открытости” экономики страны, втягивание ее в мировые хозяйственные связи, вызывает опасность “импортируемой” инфляции. К примеру, скачок цен на энергоносители в 1973 г. вызвал рост цен на импортируемую нефть и далее, по технологической цепочке – на другие товары. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие “внешнего” повышения цен на импортируемые товары. Следует отметить, что возможности борьбы с этим типом инфляции достаточно ограничены. Можно, конечно, повысить курс собственной валюты и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но эта ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.

5. Инфляционные ожидания. Этот фактор особенно опасен тем, что обеспечивает самоподдерживающийся характер инфляции. Население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. В таких условиях трудящиеся требуют все более высокой заработной платы, люди запасаются товарами впрок. Производители же, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся, и, желая обезопасить себя, многократно завышают цену на свою продукцию. Так, в нашей стране в 1990-е гг. (да и сейчас, правда в меньшей степени) в условиях довольно высоких темпов инфляции каждый производитель боялся, что его поставщик в скором времени сильно поднимет цену на свою продукцию. Поэтому, желая себя обезопасить, он многократно завышал собственную цену. В результате цены росли и растут не только на уровень неудовлетворенного платежеспособного спроса, но и на величину инфляционных ожиданий. Многие западные и российские экономисты особо выделяют фактор инфляционных ожиданий, подчеркивая, что их преодоление – важнейшая задача антиинфляционной политики.

1.2. Альтернативные источники инфляции

Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас – повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший или меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический. Она находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов. Денежные факторы вызывают превышение денежного спроса над товарным предложением, в результате чего происходит нарушение требований закона денежного обращения. Неденежные факторы ведут к первоначальному росту издержек и цен товаров, поддерживаемому последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню. Обе группы факторов переплетаются и взаимодействуют друг с другом, вызывая рост цен на товары и услуги, или инфляцию.

В зависимости от преобладания факторов той или иной группы различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек. В рамках этих концепций рассматривают различные причины инфляции, вызванные различными денежными факторами.

Инфляция спроса (англ. demand – pull inflation) это явление нарушения равновесия между спросом и предложением со стороны спроса. Причиной такого смещения может быть увеличение государственных заказов (к примеру, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и практически полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности населения (рост заработной платы) в результате активных действий профсоюзов. В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. В ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут увеличить предложение товаров в ответ на увеличение спроса.

Инфляция спроса вызывается следующими денежными факторами:

  • Милитаризация экономики и рост военных расходов. Военная техника становится все менее приспособленной для использования в гражданских отраслях, в результате чего денежный эквивалент, противостоящий военной технике, превращается в фактор, излишний для обращения.

  • Дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга. Покрытие дефицита может происходить двумя путями: размещением займов государства на денежном рынке либо при помощи эмиссии наличных денег Центральным банком. Со вторым способом все понятно – он напрямую подстегивает инфляцию спроса. Что касается первого, то его использование в 1993 – 1998 гг. (размещение пресловутых ГКО) хоть и снижало текущий уровень инфляции, но впоследствии привело к известному печальному результату.

  • Кредитная экспансия банков. Так, по состоянию на 1 июля 1994 г. (во время разгула в нашей стране галопирующей инфляции) объем кредитов, предоставленных Банком России правительству, составил свыше 27 млрд. руб. (или 38,9 % его сводного баланса).

  • Импортируемая инфляция. Это эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом.

  • Чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность. При этом с рынка постоянно извлекаются элементы производительного капитала, взамен которых в оборот поступает дополнительные денежный эквивалент.

Таким образом, инфляцию спроса можно объяснить в классической методологии. Она действительно вызвана нарушением типичной схемы равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением – т.е. внутренними по отношению к самой экономической системе факторами.

Инфляция издержек (англ. cost – push inflation) выражается в росте цен вследствие роста издержек производства. Причинами ее могут стать олигополистическая практика ценообразования, финансовая политика государства, рост цен на сырье, повышение заработной платы в отдельных отраслях экономики и т.д. Инфляция издержек характеризуется воздействием следующих неденежных факторов на процессы ценообразования:

  • Лидерство в ценах. Оно наблюдалось, например, в западных странах с середины 1960-х гг. до 1973 г., когда компании отраслей при формировании и изменении цен ориентировались на цены, установленные крупными производителями в отрасли или в рамках локально-территориального рынка.

  • Снижение роста производительности труда и падение производства. Такое явление происходило во второй половине 1970-х гг. Например, если в экономике США среднегодовой темп производительности труда в 1961 – 1973 гг. составлял 2,3%, то в 1974 – 1980 гг. – 0,2 %, а в промышленности – соответственно 3,5 и 0,1%. Аналогичные процессы были характерны и для других промышленно развитых стран. Решающую роль в замедлении роста производительности труда сыграло ухудшение общих условий воспроизводства, вызванное как циклическими, так и структурными кризисами.

  • Возросшее значение сферы услуг. Оно характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой – большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства. Резкое увеличение спроса на продукцию сферы услуг во второй половине 1960-х – начале 1970-х гг. стимулировало заметное удорожание: в промышленно развитых странах рост цен на услуги в 1,5 – 2 раза превышал рост цен на остальные товары.

  • Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции. Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда. В то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута спираль “заработная плата – цены”.

  • Энергетический кризис, вызвавший в 1970-х гг. огромное вздорожание нефти и других энергоресурсов. В результате, если в 1960-е гг. среднегодовой рост мировых цен на продукцию промышленно развитых стран составлял всего 1,5%, то в 1970-е – более 12%.

На практике нелегко отличить один существующий тип инфляции от другого. Они тесно взаимодействуют, поэтому рост заработной платы, например, может выглядеть и как инфляция спроса, и как инфляция издержек. Структурные факторы инфляции не только обусловливают ускорение роста цен, т.е. создают ситуацию инфляции издержек, но и оказывают большое влияние на развитие инфляции спроса. Противоречие между развитием производства и узким внутренним рынком стараются в этих странах устранить, с одной стороны, путем дефицитного финансирования (при помощи печатного станка), а с другой – привлечением в растущих объемах иностранных займов. В результате в таких крупнейших латиноамериканских странах, как Бразилия и Аргентина, возникли огромные внутренние и внешние долги.

Инфляция, возникнув, быстро распространяется на все отрасли. Это происходит потому, что они связаны между собой взаимными поставками. Поэтому удорожание какой-либо поставки ведет к увеличению цены выпускаемой продукции. Инфляция считается опасной болезнью рыночной экономики не только потому, что она быстро распространяет поле своей разрушительной деятельности и самоуглубляется. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины. Это связано с инертностью психологического настроя, который сформировался ранее. Пережившие инфляцию покупатели еще долго совершают покупки “на всякий случай”. Адаптивные инфляционные ожидания сдерживают выход страны из инфляционных тисков, так как они вызывают ажиотажный спрос, а он поднимает планку товарных цен.

Необходимо отметить, что ни в одной экономически развитой стране во второй половине ХХ века полная занятость, свободный рынок или же стабильность цен в течение длительного времени не наблюдалась. Цены росли непрерывно, а с конца 1960-х гг. – даже в периоды экономических спадов и застоя, когда недогрузка производства могла доходить до значительных размеров. Такое явление получило название стагфляции, что означает инфляционный рост в условиях стагнации, застоя производства, экономического кризиса.

1.3 Уровни и виды инфляции

Ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах. Например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов. В последние три десятилетия во многих странах она стала хронической, постоянным фактором воспроизводственного процесса. В теории и практике различают несколько уровней инфляции, которые можно квалифицировать следующим образом:

1. Ползучая инфляция, темпы роста цен в условиях которой не превышают 10 % в год. Такую инфляцию современная экономическая теория рассматривает как благо для экономического развития, а государство – как субъект проведения эффективной экономической политики. Ползучая инфляция позволяет корректировать цены в соответствии с изменяющимися условиями производства и спроса. Небольшая инфляция считается допустимой и даже полезной, потому что способствует росту активности владельцев денег, побуждая их вкладывать в прибыльные мероприятия, поскольку деньги, находящиеся без движения, быстро теряют в цене.

2. Галопирующая инфляция, для которой характерен темп роста цен от 20 % до 200 % в год. Это уже серьезное напряжение для экономики, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой рост цен. Галопирующая инфляция установилась в современной России с 1995 г. и фактически продолжается, несмотря на заверения правительства, по настоящее время.

3. Гиперинфляция, характеризующаяся неограниченным ростом количества денег и обращения и уровня цен. В условиях гиперинфляции наносится огромный ущерб населению: целые слои населения лишаются богатств в результате обесценивания денег, урон наносится даже состоятельным слоям общества. Разрушается национальное хозяйство. Само производство и социальный порядок дезорганизуются. Должники требуют с кредиторов уплаты по обязательствам в обесцененных деньгах. Наступает расцвет спекуляции. Население стремится как можно быстрее истратить получаемые деньги, пока цены не подскочили. И именно подобные действия подстегивают цены дальше.

Во многих странах, испытывавших гиперинфляцию, в том числе и в нашей, наблюдалось следующее явление: темпы роста цен значительно опережали темпы роста количества денег в обращении. Наиболее ошеломляющим в истории является пример гиперинфляции в Венгрии после II мировой войны (1945 – 1947 гг.), когда форинт (национальная денежная единица) обесценился в 829 x 1022 раз. Причем темп роста цен опередил рост количества денег в 4000 раз. Это объясняется тем, что население окончательно теряет доверие к обесценивающейся национальной валюте и пытается как можно быстрее избавиться от нее. Результатом является резкое увеличение скорости оборота денег, что равносильно увеличению их количества (вспомним формулу MV = PQ). Таким образом, очевидно, что огромную роль в раскручивании спирали гиперинфляции играют инфляционные ожидания.

Рассмотренные три типа относятся к так называемой открытой инфляции. Существует также подавленная инфляция, при которой рост цен может и не наблюдаться, а обесценивание денег может выражаться в различного рода дефицитах. Именно такая ситуация сложилась в СССР, где инфляция в условиях командно-административной системы находилась в подавленном состоянии и проявлялась в дефицитах и прогрессирующем снижении качества продукции. Ситуация кардинально изменилась при переходе страны на рыночные рельсы и произошедшими в этой связи процессами. Подавленная инфляция вырвалась наружу и стала явной.

В приложении к работе (табл. 1) представлены основные макроэкономические показатели некоторых стран мира, которые мы условно разделили на 4 группы: развитые индустриальные страны (сделана выборка из “большой семерки”), “новые индустриальные страны” азиатско-тихоокеанского региона, социалистические и постсоциалистические страны (или “страны с переходной экономикой”, как их называют на Западе), а также наиболее крупные страны остального “третьего мира”. Для анализа взяты следующие параметры: валовой внутренний продукт (в т.ч. на душу населения), его годовой прирост (по состоянию на 1999 г.), размер внешнего долга государства, и, наконец, темпы инфляции.

Из приведенных данных можно увидеть, что развитые и “почти развитые” страны держат инфляцию в ползучих рамках. В сбалансированной рыночной экономике уровень инфляции нигде не превышает 10 %, в некоторых же странах наблюдается интересное явление – обратная инфляция. В приведенном в таблице 1999 году – это Япония, Гонконг и ряд других; что можно объяснить последствиями азиатского финансового кризиса 1997 – 98 гг. и нахождением этих экономик в стадии рецессии.

В многочисленной группе развивающихся стран и стран с переходной экономикой инфляция может быть и ползучей, и галопирующей, и гиперинфляцией, ее может и вообще не быть. Все зависит от самых разнообразных факторов – краткосрочных и долгосрочных. Во всяком случае, наблюдается отчетливая закономерность – государства, финансирующие бюджетный дефицит избыточной эмиссией денег (страны Латинской Америки, Россия и СНГ), более подвержены высоким темпам инфляции, нежели государства, проводящие жесткую бюджетно-финансовую политику (Чили, Польша и некоторые другие страны Восточной Европы).

Вопрос состоит в том, насколько цель подавления инфляции в условиях переходной экономике оправдывает средства, используемые при такой политике. Иными словами, всегда ли сдерживание денежной массы есть залог экономического роста. Этой проблеме посвящена вторая глава настоящей работы.

II. ПРИРОДА И ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ИНФЛЯЦИИ

В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1. Специфика отечественной инфляции в XX веке

Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий. Так, сразу после II мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров. В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение “цена – заработная плата”, перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы.

Для нашей страны, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в последние годы можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного времени (норма накопления, по некоторым оценкам, достигала 1/2 национального дохода против 15 – 20 % в странах Запада), чрезмерная доля военных расходов в ВВП, высока степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы, низкий удельный вес заработной платы в национальном доходе и другие особенности.

Чтобы лучше понять причины и специфику инфляции, необходимо рассмотреть особенности системы планового ценообразования. Такая система, означающая централизованное установление государственных фиксированных цен на большинство видов продукции и услуг, являлась неотъемлемой частью планового хозяйства. Не без основания считалось, что основной функцией плановой цены является планово-учетная функция. По мере продвижения продукта от производителя к потребителю в цене производится последовательный учет добавляемых к каждой стадии затрат и соответственно прибыли на эти затраты. Государственные цены являлись плановыми нормативами затрат и дохода в народном хозяйстве. Себестоимость продукции рассматривалась как база цены и занимала в структуре затрат 85%. Поскольку цены служили прежде всего средством покрытия и учета затрат, а спрос, как правило, не влиял на уровень цены, то такое ценообразование стали называть затратным. Разумеется, цены, построенные по затратному принципу и неподвижные в течение нескольких лет, не могли служить индикатором соотношения спроса и предложения на продукт, не могли показывать производителю динамику потребительских предпочтений.

Цены в России в течение всего ушедшего столетия постоянно повышались. Общий их уровень в государственной и кооперативной торговле с 1928 г. по 1940 г. вырос в 6,5 раза. К 1947 году, моменту реформы цен и зарплаты, система пришла к троекратному удорожанию против довоенного, тогда как зарплата увеличилась на 45,8 %. В то же время 25 млрд. руб. у населения изымали практически обязательные тогда госзаймы. Это было базой для некоторого последующего понижения цен.

Командная система, устанавливая твердые ставки заработной платы, должна иметь и фиксированные цены на основные потребительские товары. Цена подобной экономической политики – подавленная инфляция, которая проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.

Ценообразование на рынке товаров и услуг в командной экономике можно графически проанализировать на рис. 1.

Равновесная цена, определяемая соотношением спроса и предложения в точке С, равна уровню PC. Государство устанавливает постоянные цены (PKL), при которых объем предложения товарной массы OQK, а объем спроса OQL.

Рис. 1

В результате QKQL = KL – это хронический дефицит товарной массы, запрограммированный низкими стабильными ценами. Дефицит - неизбежное следствие так называемых стабильных цен.

Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывают за своим фасадом подавленную инфляцию и подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы должны были выйти наружу и принять открытую форму.

Действие рыночного механизма хозяйствования возможно лишь при наличии свободных цен, выступающих индикатором соотношения спроса и предложения, и благодаря этому – ориентиром для субъектов рыночной экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода экономического поведения субъекта, в том числе в области ценообразования, является основой действия законов рынка. Поэтому ключевым моментом экономических реформ по переходу к рыночным отношениям является реформа государственного ценообразования или либерализации цен. Отсюда следует, что переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен.

Чтобы лучше понять специфику российской инфляции, необходимо кратко рассмотреть реформу цен в России. Эта реформа являлась одной из задач правительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа без достаточного учета перспективных шагов и грядущих изменений, вызванных ею, часть мероприятий была не достаточно обдуманна, и, в связи с этим, данный процесс в значительной степени вышел из-под контроля.

Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле 1991 г. В среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142 %, а оптовые цены в промышленности на 236 %. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. – на 17 %. Результатом этого стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок.

Реализация данной политики осложнялась значительными трудностями. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992 г. было отпущено 80 % оптовых и 90 % розничных потребительских цен. Исключение составили товары первой необходимости и особо важные материальные ресурсы. Однако, оставаясь под контролем государства, эти цены возросли в 3 – 5 раз. Практически на все остальные потребительские товары цены были отпущены в марте, а в мае резко (в 6 раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля над ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах, проводивших аналогичные реформы – 2620 % в 1992 г.

Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. В оборонной промышленности либерализация цен стала наиболее ощутимой, т.к. она лишила отрасль традиционно привилегированного доступа к материальным ресурсам. В то время как цены резко возросли, объем денежной массы у населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25%. Тем самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в начале реформы.

2.2. Распространение инфляции в переходный период

(1992 – 1999 гг.)

На пути успешного проведения реформы, на пути перехода к системе ценовых рыночных индикаторов в переходной экономике встала длительная и сильная инфляция. Процесс либерализации цен всегда протекал очень болезненно и для предприятий и для населения, особенно если либерализация проводится резко и быстро, как это было в России. Резко дестабилизируется положение предприятий, нарушается система платежных отношений между ними, падает уровень реальных доходов населения, обостряются социальные противоречия в обществе. Инфляция обесценивает результаты труда, сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту, а при отягчающих обстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики. Высокая инфляция разрушает денежную систему, что усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции и ускоряет “бегство капитала”, приводит к вытеснению во внутреннем обращении национальной валюты, иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета.

1990 год оказался рубежным, последним годом умеренных темпов инфляции. Тогда еще в России, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 г. темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами даже десятками тысяч процентов в год. Увеличение цен в России к концу 1998 года по сравнению с 1990 г. составило 21200 раз.

В 1992 г. экономическая реформа в России стала делать первые шаги. Правительство России начало проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы были исчерпаны за короткий срок, курс рубля стремительно упал со 119 руб. за 1 доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре.

В 1993 г. сохранялся высокий уровень инфляции (в среднем 22 % в месяц) из-за периодической денежной и кредитной эмиссии. Рост курса доллара то ускорялся до 15 – 20 % в месяц, то снижался почти до нуля. Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способность доллара снизилась до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность экспорта стада критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров импортными.

Весной 1994 г. инфляция снизилась до 8 – 10 % в месяц, а учетная ставка осталась неизменной – в результате реальная ставка (относительно уровня инфляции) поднялась до 90 % годовых. Коммерческие банки стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя два-три месяца, а вынудил их на эти действия рост невозвращенных кредитов. Летом 1994 г. рост цен оказался ниже запланированного (4 – 5 % в месяц при запланированном 15%-ном среднемесячном росте цен), что привело к снижению поступления в бюджет, уменьшению бюджетного финансирования, хронической задержке выплаты зарплаты. Инфляционная волна, поднятая летней кредитной эмиссией (17 трлн. руб.), обесценила невозвращенные кредиты, а повысившаяся доходность спекулятивных операций помогла компенсировать убытки.

В 1995 г. правительство сделало еще несколько шагов вперед в управлении финансами. Повышение норм обязательных резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств. Введение валютного коридора снизило инфляционные ожидания. Резко сократился рост внебиржевых оптовых цен. Сохранился относительно высокий рост потребительских цен (4 – 5 % в месяц), но он компенсировал более высокий рост оптовых цен по сравнению с розничными в первом полугодии. Годовой рост потребительских цен снизился с 970 % в 1993 году до 260 % – в 1994, и 140 % – в 1995 г.

Конечной целью стабилизационной политики в 1996 году было замедление темпов инфляции до 1,9 % в среднем за месяц, или около 25 % в целом за год. На протяжении девяти месяцев 1996 года в динамике цен в основных секторах российской экономики сохранялась общая тенденция последовательного снижения их темпов роста. Так, месячный сводный индекс потребительских цен снизился со 104,1 % в январе до 100,3 % в сентябре. В IV квартале цены стали расти чуть быстрее, но в целом годовой темп инфляции ненамного превысил планируемые показатели и составил 29 %.

1997 год оказался годом краткосрочной экономической стабилизации. Жесткая политика “дорогих” денег принесла какие-никакие плоды – ВВП вырос на 1 %, промышленное производство – на 2,5 %, темпы инфляции оказались рекордно низкими за все годы реформ – чуть более 10 %. За счет чего удалось добиться такой “стабилизации” – сейчас всем хорошо известно. Широкое использование внешних и внутренних займов с целью сдерживания курса рубля и, соответственно, уровня цен, привело к кризису.

К апрелю 1998 г. уже не ГКО затыкали бюджетные прорехи, а бюджет начал работать на ГКО. Инструмент покрытия дефицита бюджета превратился в свою противоположность. С июня 1996 по июль 1998 г. цены росли в среднем менее чем на 1 % в месяц. После августовско-сентябрьского скачка (оцениваемого в 40 %) начался очередной этап развития российских инфляционных процессов, продолжавшийся до конца 1999 г. и характеризующийся средним ежемесячным ростом цен в 5 %. Годовая инфляция на этом этапе оценивается порядка 80 %.

Итак, либерализация цен в январе 1992 г. создала условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Подавленная инфляция (которая сопровождалась ростом цен, увеличением товарного дефицита, снижением качества товаров и услуг) превратилась в открытую. Такой перевод инфляции из подавленной формы в открытую путем освобождения цен имел своим итогом рост цен на товары и услуги в десятки и сотни раз. Общий индекс потребительских цен декабря 1992 г. к декабрю 1991 г., по данным Госкомстата РФ составил 2620 %, а индекс доходов населения за тот же период – 1200 %. Темпы инфляции на уровне 27 %, в январе 1993 года – уже более 50 %, то есть экономика страны вошла в состояние гиперинфляции. В 1992, 1993, 1994 гг. цены росли такими темпами, что за три года они увеличились более чем в 1000 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальном выражении сократилось более чем наполовину. Валовой внутренний продукт России снизился в 1992 г. на 19 %, в 1993 г. – на 12 % и в 1994 г. – на 15 %.

Как утверждает советник Президента РФ по экономической стратегии А.Н. Илларионов, “природа российской инфляции, равно как и содержание экономической политики, способной обеспечить ее подавление, уже много лет является острейшей научной и политической дискуссией. Все многообразие точек зрения можно свести к двум: по одной – инфляция имеет немонетарную (неденежную) или не только монетарную природу, по другой – это чисто монетарное явление”.

В соответствии с монетарным подходом инфляция – это денежный феномен, а ее динамика определяется количество денег в экономике. Темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста реального продукта. При стабильных значениях скорости обращения денег и прироста реального продукта инфляция определяется темпами роста денежной массы. Снижением реального продукта при стабильном уровне денежной массы приводит к повышению темпов инфляции, поскольку меньшему объему продукта противостоит прежнее количество денег. Возрастание же объемов реального продукта при прежнем объеме денежной массы способствует дефляции – снижению уровня цен. Эта концепция была положена в основу экономической программы правительства РФ с 1992 г. и с некоторыми изменениями сохраняется до наших дней.

После либерализации цен лишь небольшой перечень цен (на топливно-энергетические продукты, транспорт, связь и коммунальные услуги) по-прежнему регулируются государством. Ясно, что на смену государственной политике цен далеко не сразу приходит ценовая политика фирмы. Для этого необходим конкурентный и стабильный рынок, на создание которого направлены усилия современной экономической теории и экономической политики. Широкое распространение получили идеи о достаточности макроэкономической стабилизации и спросовых ограничений для прекращения инфляции и создания эффективного ценового механизма. С другой стороны появились попытки понять и объяснить особенности переходной экономики и специфику характеристики особенностей инфляционных процессов, для чего стал широко применяться термин “инфляции издержек”, связанный со структурными особенностями постсоциалистической экономики. Против этой точки зрения стали выступать сторонники “макроэкономического” направления, пытаясь доказать, что феномена “инфляции издержек” вообще не существует. Вопрос о причинах и природе инфляции в переходной экономике стал предметом острых экономических и политических дискуссий.

Так или иначе, с классических позиций, инфляция как таковая – это денежный феномен, означающий снижение покупательной способности денег. В условиях свободного рыночного ценообразования инфляция выражается прежде всего в росте цен. Инфляция может возникать в результате повышения совокупного спроса, которое является следствием увеличения государственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением доходов государственного бюджета. Совокупный спрос может повышаться и с увеличением скорости денежного обращения, не связанном с аналогичной динамикой производства (например, при инфляционных ожиданиях). Во всех подобных случаях за счет роста цен восстанавливается нарушившееся рыночное равновесие между количеством денег и товаров. Инфляция быстро распространяется на все отрасли экономики, начинаясь в потребительском секторе, где спрос предъявляется прежде всего. Такой вид инфляции является традиционным и характеризует состояние денежной системы и динамику цен в переходной экономике. Это объясняет постановку проблемы общей макроэкономической стабилизации.

Однако проблема инфляции в переходной экономике не исчерпывается лишь названными процессами, получившими название “инфляцией спроса”. В результате несовершенства рынка в одной или нескольких отраслях экономики становится возможным длительное завышение цен на продукцию. При использовании такой продукции для производства других товаров повышаются издержки их производства, что делает невыгодным продолжение производства при прежнем уровне спроса и цен. В результате производство по технологической цепочке, вплоть до конечной продукции сокращается. Таким образом, перед государством встает задача расширить денежный спрос и дать тем самым некоторый простор для повышения цен за счет расширения денежной массы (повышения доходов потребителей). Это и есть механизм инфляции издержек. Такая инфляция связана как с организацией рынка, так и с существующей структурой национального производства, определяющей структуру и уровни издержек. Она распространяется в экономике более медленно, чем инфляция спроса, но и бороться с ней значительно труднее.

В системе планового ценообразования, существовавшей в прежние годы, была заложена концепция дешевых ресурсов, в связи с чем цены на топливно-сырьевые и энергетические ресурсы были сильно занижены относительно мирового уровня, причем мировая конкуренция этому положению не угрожала. Таковы были стартовые условия в этих отраслях, характеризующих высокую степень несовершенства рынка. Естественно, что положение в этих отраслях по мере либерализации цен начинает меняться. Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, несмотря на экономический кризис, способствует поднятию цен на топливно-энергетические и сырьевые ресурсы. Неразвитость общей рыночной инфраструктуры, политическая децентрализация и развал хозяйственных связей лишь ускоряют этот процесс.

Параллельно начинается постепенное вхождение российской экономики в мировое хозяйство и, прежде всего, за счет тех же топливно-энергетических и сырьевых отраслей. Усиливается воздействие внешнего рынка на внутреннюю экономическую ситуацию, в том числе на инфляционные процессы. За счет разницы между внутренними и мировыми ценами отрасли получают новый потенциал повышения цен на внутреннем рынке. Поскольку продукция этих отраслей необходима народному хозяйству, а конкуренция почти отсутствует (пока отечественная продукция дешевле импортной), государство вынуждено подпитывать потребителя финансовыми ресурсами для оплаты этой продукции. Запускаемый при этом механизм – инфляция издержек. Пока она продолжается, отсутствуют жесткие стимулы экономии издержек на всех стадиях промышленной переработки, и цены поднимаются по цепочке от первичной переработки сырья до конечного потребления. Можно было бы сдержать этот процесс путем регулирования внутренних цен и условий экспорта продукции ТЭК и сырьевых отраслей (путем жесткого лицензирования, квотирования и таможенных пошлин).

Экономическая политика России имеет другую направленность – скорейшая либерализация этих цен и условий экспорта. До тех пор пока цены продукции базовых отраслей не выйдут на мировой уровень, группа экспортно-ориентированных отраслей останется основных генератором инфляции издержек в современной экономике. Наличие в российской экономике устойчивой инфляции издержек, а также довольно сильных инфляционных ожиданий проводит к заключению, что еще рано говорить о радикальном снижении роста цен и инфляции в долгосрочной перспективе. Проводимая макроэкономическая стабилизация будет способствовать этому процессу, однако рост инфляции будет постоянно подпитываться за счет рынка базовых отраслей производства.

III.МЕРЫ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ

3.1. Современные темпы протекания инфляции

в мировой экономике и ее последствия

Преодоление инфляции остается одной из главных задач экономической стратегии и на современном послеавгустовском этапе. Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. В то время как подавление инфляции с помощью полного контроля над ценами и доходами, без устранения ее причин негативно сказывается на развитии рыночных отношений. В данной главе мы остановимся на рассмотрении антиинфляционной политики государства и методах борьбы с инфляцией, в том числе и на анализе российской политики в данном направлении.

Обратимся опять к прошлому. В 1950-х – 60-х гг. инфляция протекала в большинстве стран умеренными темпами; а в 1970-е годы стала выходить из под контроля, превращаясь во “врага общества номер один”. Особую остроту инфляция приобрела во второй половине 1970-х гг. (см. табл. 3 приложений), что, в первую очередь, безусловно, было связано с энергетическим кризисом. В 1980-е на волне неоконсервативной революции темпы роста цен понизились и составили примерно 4 % в год, что соответствует модели умеренной инфляции. Это можно объяснить рядом причин, среди которых основные – падение мировых цен на нефть, усиление ценовой конкуренции, прежде всего в международном масштабе, повышение производительности труда, сдерживание роста заработной платы.

Инфляция может быть сбалансированной, т.е. рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг. В этом случае – соответственно ежегодному росту цен – возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами. Противоположным случаем является несбалансированная инфляция, которая представляет собой различные темпа роста на различные товары.

Различают также ожидаемую и неожидаемую инфляцию. В первом случае можно прогнозировать инфляцию на какой-либо период, или она планируется правительством страны. Во втором случае происходит резкий скачок цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения. Внезапный скачок цен в нормально функционирующей рыночной экономике, где у населения отсутствуют инфляционные ожидания, не вызовет серьезных последствий, т.к. потребители, ожидая, что повышение цен – явление кратковременное, будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспособного спроса. А раз уменьшается размер спроса, то начинается давление на цены в сторону их снижения. Этот экономический эффект получил название “эффекта Пигу”.

Однако в экономике, где уже существуют инфляционные ожидания, резкий скачок цен может вызвать резкое увеличение затрат населения на покупку товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономике. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен.

Инфляция оказывает значительное влияние на экономику, и последствия этого воздействия сложны и разнообразны. Если небольшие ее темпы содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры, то по мере ее углубления инфляция превращается в серьезное препятствие, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе. Галопирующая инфляция (не говоря уже о гиперинфляции) дезорганизует хозяйство, наносит серьезный ущерб даже монополиям, затрудняет проведение экономической политики. Неправомерный рост цен усиливает дисбаланс между отраслями экономики, нарушает структуру потребительского спроса и обостряет проблему реализации товаров на внутреннем рынке. Такая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы. Кроме того, обесценивает сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит.

Помимо экономических последствий инфляция имеет и социальные. Она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что является причиной отставания темпов роста номинальной и реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Инфляция наносит ущерб всем категориям наемных работников, лицам свободных профессий, пенсионерам и др.

Инфляция оказывает также серьезное влияние на занятость населения. Это влияние наглядно описывается модельно “инфляции спроса”, предложенной в 1958 г. английским экономистом А. Филлипсом. Используя данные статистики Великобритании за 1861 – 1956 гг. он показал кривую, отражающую обратную зависимость, между уровнем ставок заработной платы и уровнем и уровнем безработицы (рис. 2). При этом было установлено, что увеличение безработицы в Англии свыше 2,5 – 3 % приводило к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Отсюда следовал вывод, что уменьшение сопровождается повышением цен и заработной платы. Таким образом, уровень безработицы может быть снижен за счет ускорения темпов инфляции.

Теоретическую базу под расчеты А. Филлипса подвел экономист Р. Липси. В дальнейшем американские экономисты П. Самуэльсон и Р. Солоу модифицировали кривую Филлипса, заменив ставки заработной платы на темпы роста товарных цен. В таком виде кривую стали использовать для экономической политики, прежде всего для определения уровней, при которых возможны высокий уровень занятости и производства и определения стабильности цен.

На оси абсцисс показан уровень безработицы , на оси ординат – темпы роста товарных цен .

Если правительство рассматривает уровень безработицы u1 излишне высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно-кредитные мероприятия, стимулирующие спрос, что ведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест. Уровень безработицы снижается до величины u2, но одновременно возрастает темп инфляции до P2. Возникшие условия могут вызвать кризисные явления, что вынудит правительство принять меры для снижения типов роста до уровня P3, а безработица увеличится до уровня u3.

Практика показывает, что кривая Филлипса применима для экономической ситуации в краткосрочный период, так как в долгосрочном плане, несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым комплексом обстоятельств.

Среди этих обстоятельств важно выделить политику стимулирования спроса. Стремление правительства снизить уровень безработицы ценой увеличения инфляции успешно только тогда, когда у населения удается создать так называемые “ложные ожидания”. К примеру, работающие по найму, наблюдая рост ставок зарплаты, увеличивают предложение труда. И тогда, как и предполагалось в концепции кривой Филлипса, рост инфляции (и связанный с ней рост номинальной заработной платы) может уменьшить безработицу. Однако, как только люди начинают замечать, что реальная заработная плата (в отличие от номинальной) все уменьшается, то никто больше не будет увеличивать предложение труда.

Особое внимание на эти взаимосвязи обратил еще в 1960-е гг. американский экономист М. Фридмен, который подчеркивал неэффективность борьбы с безработицей путем “накачивания спроса” инфляционными мероприятиями. Он указал, что, когда население преодолеет свои ложные ожидания, тогда инфляция будет сопровождаться уменьшением предложения труда, т.е. растущей безработицей. Считается, что кривая Филлипса применима лишь для анализа в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. При неожиданных экономических потрясениях, темп инфляции возрастает неожиданно и может сопровождаться резким увеличением безработицы.

В 1980-е гг. на смену модели Филлипса (основанной на кейнсианской методологии) пришла “неолиберальная” теория естественного уровня безработицы. Суть этой теории заключается в том, что в долгосрочном плане умеренный уровень инфляции возможен лишь при естественном уровне безработицы, который определяется структурой рынка, с учетом инфляции о потребностях в различных профессиях. Однако экономическая политика, направленная на обеспечение естественного уровня безработицы и снижение темпов инфляции до умеренных и стабильных, не всегда достигает намеченных целей. При достижении естественного уровня безработицы инфляция какое-то время продолжает развиваться по инерции, темпы ее не могут сократиться. Кроме того, следует отметить, что естественный уровень безработицы во многих странах в последние десятилетия возрастал.

Так или иначе, негативные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику. Оценивая ее характер, можно выделить два доминирующих подхода:

1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы. В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижающих налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателя средних и низких доходов. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

2. Второй подход – это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству Центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1 % безработица должна быть в течение года на 2 % выше своего естественного уровня, при этом реальный ВНП уменьшается на 4 % по сравнению с потенциальным. В литературе приводится пример США, для которых такое, например, уменьшение ВНП в 1985 г. оценивалось в 160 млрд. долларов.

Начиная с 1960-х гг. правительства многих стран проводят политику сдерживания цен и доходов, которая, по существу, сводится к ограничению роста заработной платы и фактически означает отход от иллюзий построения “государства благоденствия” (welfare state). Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает намеченной цели. Параллельное применение различных мер для решения противоречивых проблем может сделать экономическое регулирование в целом малоэффективным.

Таким образом, и “дирижистский”, и “неолиберальный” подходы имеют свои достоинства и недостатки. Универсальной панацеи от инфляции не найдено. Каждое правительство само выстраивает систему приоритетов в экономической политике, решая, что нужно обеспечить в первую очередь – социальную или финансовую стабильность.

3.2. Антиинфляционная политика в России

на современном этапе

До 1992 г. в странах бывшего СССР серьезной антиинфляционной политики не проводилось. Сложность ситуации заключается в том, что антиинфляционную политику в Российской Федерации нельзя свести лишь к косвенным экономическим рычагам. Очевидно, что нарушение пропорций в народном хозяйстве можно постепенно устранить при помощи структурной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности, сокращением военных расходов, рационализацией производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных капиталовложений на использование средств предприятий, привлечением акционерного капитала и т.д., ломкой монополистического структуры экономики. Все это необходимо дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты, а также созданием для усиления конкуренции в экономике.

Уменьшение темпов инфляции до относительно “безопасного” уровня (15 – 20 % за год, или 1 – 2 % в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении эффективного производства и уровня качества управления. Эти цели могли быть достигнуты поэтапно, в течение длительного времени.

  1. предсказуемость динамики инфляции – нельзя допустить ее ускорения более 2 – 5 % в среднем за месяц;

  1. создание институциональных и финансовых предпосылок для сокращения инфляционного потенциала.

В 1998 – 2000 гг. расширение конечного спроса потребовало особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной политики являлось снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35 – 40 % в год. Для решения этих задач предполагалось осуществлять следующий комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий:

  1. Регулярная установка ориентиров (“коридор”) инфляции денежной массы с разбивкой на кварталы. Разработка системы действий, направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные ориентиры. Определение также критического уровня инфляции, превышение которого автоматически предполагает приостановку действий, стимулирующих спрос и ужесточение антиинфляционной политики.

  2. Введение прямых ограничительных мер, направленных против роста цен в отраслях-монополистах.

  3. Важно ограничить дефицит бюджета уровнем в 4 – 5 %. Наращивание государственных инвестиций должно происходить параллельно с расширением доходной базы бюджета.

  4. Поддержание процентных ставок на уровне, незначительно превышающем темп инфляции, при этом необходимо стимулировать их дифференциацию с целью замедления оборота денежной массы. Следует отладить механизмы подводки централизованных субсидий и кредитов и субсидий через уполномоченные банки для предотвращения перекачки средств в спекулятивные операции на денежных рынках.

  5. Ужесточение мер против просроченной дебиторско-кредиторской задолженности (стимулирующей инфляционные процессы) помогает нормализовать кругооборот оборотного капитала в промышленности и развитии вексельного обращения.

  6. Важно ограничение доли доходов посредников в конечных ценах потребительских товаров.

  7. С тем, чтобы в последующем перейти к политике стабилизации реального валютного курса, в первое время нужно сохранять “валютный коридор”.

  8. Для борьбы с сезонными всплесками инфляции следует стимулировать фьючерсную торговлю сезонными товарами.

В период 2001 – 2005 гг. целью подобной антиинфляционной политики предполагается достичь сокращения инфляции до абсолютного социально-безопасного уровня 1 – 2 % в месяц. Для решения этой задачи необходимо проведение радикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменение ценовых пропорций, структурных сдвигов и пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций делает тогда возможным усиление дефляционной монетарной политики, ориентированной на реальный сектор и повышение качества жизни населения.

Объективная причина августовского кризиса 1998 г. была в том, что политика, направленная на преодоление инфляции лишь с помощью финансовых рычагов, тратя основные средства на поддержание стабильно

Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  5  /  Число голосов:  3  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=45&article=148    /    Просмотров: 21381

Последние статьи раздела
ПОНЯТИЕ И ОПЫТ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОРОДАХ

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ В КАРКАСЕ ГОРОДСКОЙ ТКАНИ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ГЕНЕЗИС ТЕОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

РЕАБИЛИТАЦИЯ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ: ОПЫТ, РЕТРОСПЕКТИВА, ПРОБЛЕМАТИКА.

РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ ГОРОДОВ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"