MMJ.ru \ИЗДАНИЯ\ZAART\ЖУРНАЛ\ПРОЕКТ АХЕЙ
ZAART     
ЖУРНАЛ СОЗДАТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА
О ПРОЕКТЕ СТАТЬИ АРХИВ НОМЕРОВ СОБЫТИЯ 
 ИЗО 
 Актуальное 
 Строй 
 Танец 
 Театр 
 Кино 
 Вещание 
 Текст 
 Университет 
 Проект 
 Процесс 

Вещание

03.08.2006 (10:54)
Версия для печати

ВОЗМОЖНО ЛИ АЛГЕБРОЙ АВАНГАРД ПОВЕРИТЬ?


Вполне вероятно, кому-то ничего не скажет забавная фамилия Гаркуша. Но образ длинного, нескладного человека, кривляющегося на сцене (не путать с Петром Мамоновым), думаю, знаком каждому, кто неравнодушен к авангардному искусству.

Олег Гаркуша — основатель «АукцЫона» и Сергей Летов — известный фри джазовый саксофонист-экспериментатор (брат Егора Летова из «Гражданской обороны») 14 апреля порадовали своих уральских поклонников несколькими часами настоящего авангарда. Мероприятие происходило в киноклубе PV, укрыв своим полумраком человек так…сто.

«Плясок и песен не будет…» — с ходу заявил Гаркуша и, как будто смущаясь, достал из своего желтого чемоданчика нехитрые музыкальные инструменты: разного диаметра детские бубны, использованную банку пива, заполненную каким-то сыпучим продуктом, и массу других свистящих чудо-дудочек.

Разнообразие инструментов на фоне призрачного электронного эмбиента — смеси тихой, обволакивающей музыки без определенного ритма, отдаленных голосов, ревербераций создали атмосферу воскресного дня поэтически настроенного шалопая в прострации, ожидающего чуда. В общем, человеку, который за искусством ходит в соседний ларек, все это показалось бы проявлением социального дебилизма.

Я, как человек далекий от авангардной сцены, но не лишенный, хочется верить, чувства красоты, первые полчаса все же откровенно скучала, поскольку привыкла к структурированной музыке, к сложному саунду и нехилым барабанным партиям. Тихий усталый голос Гаркуши, читающего свои простые, незатейливые стихи, и музыкальная какофония Сергея Летова как саунд-трек к его поэзии не внушили мне поначалу никакой симпатии. Попытки проследить траекторию звукового потока пришлось оставить, так как поняла, что аморфные звуковые частоты не поддаются никакой классификации. И как только я перестала стараться понять, то начала врубаться, о чем «поет» Гаркуша. Авангард трансцендентен и метафизичен. Эти свойства позволяют отбросить все земные привязки и проникнуть в недоступное, причем без «золотых пенок» и других дополнительных, сознаниерасширяющих средств. Искусство авангарда, как все необычное, душевно освежает, я ощутила это в полной мере и сама себе удивилась. Печально-ироничный Гаркуша и успокаивающий саксофон Летова оставили во мне что-то неуловимо светлое. Я не склонна к сантиментам, но все же волна грусти прокатилась во мне оттого, что я побывала в ирреальном мире, который создан не мной и я там больше никогда не окажусь, потому что его нет, он сиюминутен и, наверное, этим и ценен.

Самое сложное — это облечь в слова то, что не имеет с ними связи. Стихи без названий, непрекращающийся поток звуков, как алфавит с расставленными в произвольном порядке буквами — невозможно описать, это надо суметь почувствовать. Для ясности восприятия это можно сравнить с живописью и сказать, что Гаркуша и Летов нарисовали картину в стиле сюрреалистической урбании.

Чем хорош авангард, так это тем, что он ни на что не претендует. В отличие от андерграунда, сводный его брат — авангард (следует пояснить, что родственная связь в данном случае определяется не «кровными» узами, а местом зачатия, которое случилось в недрах совдеповского подземелья) сумел оградить себя от политики и остаться просто искусством. Чистым искусством, без примесей эпох, лозунгов, вождей, идеологий и прочего сора, благодаря которому, собственно, и возник.

Гаркуша — это полное отсутствие пафоса, которым больны все эти парт-рокеры во главе с Гребенщиковым. Поклонники «АукцЫона» — это те, кто никогда не митингует, не строит баррикад и не стоит на броневиках.

Искусство не надо понимать и подвергать генетическому анализу, просто наслаждайся им. Такие выводы мне помог сделать этот странный вечер и сам, наверное, того не зная, Олег Гаркуша. Этот худощавый, корчащий рожи «Мальчик, как мальчик» (название сборника стихов Гаркуши) внушил уверенность в том, что новые идеи в искусстве и в музыке не закончатся никогда и что ставить клише с ног на голову можно в любом возрасте.



Полина Данилова - ZAART
Использование материалов только с согласия редакции издания ZAART


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=166&article=746    /    Просмотров: 6111

Copyright 2004-2008 © Журнал "ЗААРТ"
Все права защищены


Рейтинг ресурсов "УралWeb"   
Разработка дизайна - Студия "АРТОГОНАЛЬ"