МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Археология
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
21.09.2004 (12:45)
Версия для печати
ПЕЩЕРА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Гирвидз А.Е. - "Проект Ахей"

 

Современный социальный заказ предъявляет серьезные требования к уровню образованности учащихся, к степени мобильности и фундаментальности знаний. Не составляют исключения и исторические знания школьников. В данный момент перед учителем поставлена задача формирования глубоких знаний по истории и ценностных установок в восприятии ими прошлого человечества.

Урал – горный край богатый пещерами-памятниками, в том числе и по самому древнейшему периоду истории человечества. Включение местных материалов, демонстрация этих памятников делает рассказ учителя более наглядным и максимально приближенным для усвоения его школьниками.

Одним из путей повышения качества исторического образования является обращение учителей к формированию исторических представлений, ярких образов прошлого. Восприняв общую картину исторической эпохи, попытавшись вникнуть в психологию повседневной жизни человека, ребенок начинает мыслить образами, выходит на принципиально новый уровень обобщения и понимания истории. Чем шире круг и богаче содержание образов и картин прошлого, запечатлевшихся в памяти школьников, тем содержательней и гибче система понятий, тем лучше эти понятия могут служить орудием дальнейшего познания. Чем беднее и уже имеющиеся представления о прошлом , тем больше вероятность чисто словесно воспринятых понятий , за которыми нет этих представлений .

Познание исторического прошлого через образ – это иной, но не менее важный путь познания, чем познание через понятие. Типичный образ – тоже важный результат исторической науки. Работа по формированию исторических представлений имеет свое самостоятельное познавательное и воспитательное значение, так как героические образы прошлого не могут не оказывать воздействия на формирование жизненных идеалов школьников и на их поведении.

Анализ учебного материала по первобытной истории показал, что центральным образом, обеспечивающим развитие исторического представления, является образ пещеры. Через призму понимания назначения пещеры и вживания в древнейшую эпоху человечества можно раскрыть все сферы жизни первобытного человека – хозяйственную, социальную, духовную.

Вся жизнь древнейшего человека тем или иным образом была связана с пребыванием в пещере. Историками – археологами доказано, что она была и местом обитания, и центром духовной жизни, и местом погребения для первобытного населения.

Раскрытие пещеры как места обитания связано главным образом с охотничьей деятельностью человека, ведь пещера – временные стоянки охотников. Здесь же хотелось бы подчеркнуть, что в некоторых случаях у учителей сформировано неправильное представление об использовании пещеры как жилища. И данное представление передается ими ученикам, формируя искаженные знания о древнейшем периоде человечества. Между тем, формируя представления о пещере, педагог может конкретизировать и обогатить такие явления как виды охоты, ее роль в жизни древнейшего человека, орудия труда и оружие первобытного населения.

Представление о назначении пещеры как святилища отражается и в учебниках, и на уроках истории. Однако чаще всего данный образ несколько обеднен учителями и связывается только с наскальной живописью. Формирование же преставления о пещере – святилище дает основу для рассказа о многообразии и сложности духовной жизни и верованиях человека, для установления тесной связи религии и искусства. В контексте данного компонента представления могут быть сформированы такие понятия как миф, шаманизм и т. д.

Создание яркого образа, попытки вживания в психологию человека той эпохи, помогают школьникам осознать некоторые закономерности исторического развития, понять истоки возникновения некоторых исторических явлений.

Обращение к пещере как месту погребения создает возможности о представлениях первобытных людей о смерти, работе археологов по реконструкции облика, одежды людей.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=116&article=221    /    Просмотров: 6944

Последние статьи раздела
ДАНЬ ПАМЯТИ Н.Ф.ТОПОРКОВА ИЛИ ЗАМЕТКА ОБ ИСТОРИИ ОТКРЫТИЯ СВАЙНЫХ ПОСТРОЕК ГОРБУНОВСКОГО ТОРФЯНИКА

ПЕЩЕРА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"