MMJ.ru \ИЗДАНИЯ\ZAART\ЖУРНАЛ\ПРОЕКТ АХЕЙ
ZAART     
ЖУРНАЛ СОЗДАТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА
О ПРОЕКТЕ СТАТЬИ АРХИВ НОМЕРОВ СОБЫТИЯ 
 ИЗО 
 Актуальное 
 Строй 
 Танец 
 Театр 
 Кино 
 Вещание 
 Текст 
 Университет 
 Проект 
 Процесс 

Актуальное

26.02.2008 (18:30)
Версия для печати

МУЗЕЙ-ТРАНСФОРМЕР


В  условиях современной культурной ситуации, которая предполагает коммерциализацию художественной деятельности,  неизбежна смена традиционного формата старых культурных институций чем-то новым. Формат  Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ) показателен в этом отношении. Журнал ZAART побеседовал с заместителем директора по научной работе ЕМИИ Зоей Юрьевной Таюровой о том, что собой сегодня представляет современный музей, с какими проблемами он сталкивается и как преодолевает их.

ZAART: Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ЕМИИ) — один из самых известных музеев города. Его популярность нельзя списывать только на расположение на центральных улицах города. Многое зависит от организации. Как Вы считаете,  ЕМИИ — это архив или работа на более прогрессивных уровнях?

—Действительно, объяснить популярность нашего музея одним лишь удачным и престижным месторасположением — в Историческом сквере у акватории городского пруда и в пешеходной зоне улицы Вайнера, посреди «екатеринбургского Арбата» — вряд ли возможно. Конечно, факт этот немаловажен, ведь именно названные площадки являются любимыми местами времяпрепровождения горожан и гостей города, где всегда концентрируется большое количество отдыхающих. Но если бы сам музей при этом оставался чем-то сугубо казенным, официальным, консервативным, то вряд ли бы он столь охотно посещался зрителями, многие из которых воспринимают музейное пространство как уже привычную среду своего обитания, обучения и развлечения. Конечно, музей по-прежнему остается, в первую очередь, сокровищницей художественных ценностей, хранилищем памяти прошлого. Собирать, хранить, исследовать, презентовать, популяризировать культурное наследие — безусловно, важно, но, на сегодняшний день, этого уже недостаточно. Поэтому сам формат нынешнего музея решительно трансформируется и последний успешно соединяет в себе черты традиционной, классической и инновационной, современной художественной институции. Современный зритель ждет от музея гораздо большего, рассчитывая на то, что, придя в музей, он попадет отнюдь не в храм, за школьную парту или на развлекательное шоу, а окунется на какое-то время в отличную от повседневной культурную и эстетическую среду, в совершенно особую креативную атмосферу. Именно здесь он сможет поразмышлять и пообщаться об искусстве, стать не просто его пассивным потребителем, но и, в какой-то мере, участником творческого процесса. Для того, чтобы оправдать эти зрительские ожидания, музею необходимо не только использовать старые, хорошо апробированные формы работы, но инициировать свежие, оригинальные идеи, осуществлять нестандартные проекты, применять новейшие стратегии и технологии.

ZA: Как ЕМИИ позиционирует себя среди других музеев Екатеринбурга? Какое место он занимает на культурной карте города?

—Берусь утверждать, что в социокультурном пространстве нашего города ЕМИИ занимает особое и очень важное место. Конечно, каждый из екатеринбургских государственных, муниципальных, ведомственных, частных музеев, входящих в достаточно широко разветвленную музейную сеть, по-своему уникален, каждый обладает своей неповторимой коллекцией, интересной экспозицией, собственным зрителем. И все же именно ЕМИИ с его всемирно известным Каслинским чугунным павильоном, обширными собраниями уральского художественного литья, камнерезного и ювелирного искусства, великолепной коллекцией русского художественного авангарда считается культурной доминантой нашего города, его визитной карточкой и одним из самых популярных брендов. Наш музей — очень значимый для культурной столицы Урала сложный художественный организм, обладающий огромным эстетическим и нравственным потенциалом, хорошей научной и методической базой. Статус ЕМИИ весьма высок благодаря его богатым и разнообразным коллекциям, ярким и запоминающимся выставочным проектам, широкому спектру предлагаемых просветительских и образовательных услуг, что стабильно повышает интерес зрителей к деятельности музея и превращает его площадки в регулярный досуговый центр, удовлетворяющий культурные потребности екатеринбуржцев.

ZA: Насколько масштабна Ваша музейная политика в рамках Екатеринбурга? Чем она отличается от политики других музеев города?

—Сегодня ЕМИИ — крупный культурный центр, ведущий широкомасштабную собирательскую, научную, просветительскую, выставочную, издательскую деятельность. Особенно актуальной в условиях все возрастающей конкуренции в границах культурного поля Екатеринбурга становится для нас, как и для всех других музеев города, проблема привлечения посетителей. Ведь что, как не их количество определяет, в конечном счете, особую культурную привлекательность музея, его высокий рейтинг и ведущую роль на екатеринбургской арт-сцене. И если раньше главным направлением музейной политики было сохранение, пополнение и изучение своих коллекций, то теперь приоритетными являются поиски новых форм работы со зрителями, которым, собственно, все эти коллекции и предназначены. Вниманию музейной аудитории предлагаются не только постоянные экспозиции и образовательные абонементы, знакомящие с фондами музея, а также позволяющие принять участие в работе мультимедийного кинотеатра и информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал», но и престижные привозные выставочные проекты, включающие в себя произведения искусства и предметы культуры достаточно высокого уровня. Здесь ЕМИИ выбрал стратегию укрепления связей и сотрудничества с крупнейшими столичными российскими музеями, такими как Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина и т.д. Подобные проекты становятся заметными вехами в культурной жизни города, удачно вписываются в его имиджевую стратегию и, в результате, являются одним из показателей его высокого культурного и экономического потенциала. Можно смело утверждать, что на сегодняшний день в Екатеринбурге на этом направлении деятельности у нашего музея нет конкурентов. Правильность выбранной ЕМИИ выставочной политики подтверждают неоднократные победы на городском конкурсе «Лучший музейный проект года».

ZA: Вы как никто другой информированы о сильных и слабых сторонах деятельности отдела современного искусства ЕМИИ. Какие проблемы для Вас являются наиболее актуальными на данном этапе развития современного искусства в Екатеринбурге?

—Современное искусство Екатеринбурга, весьма пестрое, мозаичное, противоречивое, ставит перед отделом современного искусства ЕМИИ чрезвычайно сложные и трудновыполнимые задачи, как в области его хранения и комплектования, так и в определении стратегии его экспонирования. Самая большая беда — практически полное прекращение закупок, что неизбежно ведет к значительным пробелам в коллекции. Но есть и другие проблемы, на мой взгляд — не менее важные. Дело в том, что расцвет рыночной экономики поставил искусство практически на грань выживания. Свободные художники сегодня заняты не столько поисками своего творческого лица, сколько элементарной борьбой за существование, что приводит к появлению большого количества работ, ориентированных, прежде всего, на арт-рынок, потакающий достаточно низкому массовому вкусу. Некоторые подающие надежды художники, не выдерживая давления коммерческого, потребительского отношения к искусству, вынуждены уходить в более прибыльные сферы деятельности, творческие стратегии других рассчитаны, в основном, на быструю карьеру. Печально, но факт — нынешний диктат рынка оказался сильнее прошлого диктата цензуры, сопротивление которой подталкивало художника к творческому поиску. Следующая проблема заключается в том, что сегодня многие прежние представления о возможностях и назначении искусства кардинально пересмотрены художниками. Личное начинает доминировать над творческим, а в сферу интересов зрителя попадают не столько художественные произведения, сколько сам процесс их создания. Это ведет к кардинальной смене творческого инструментария современного художника, который использует в своих артефактах нетипичные для изобразительного искусства материалы — дерево, стекло, пластик, камень, различные бытовые предметы и технические детали. Все формы актуального искусства стремятся к преодолению статичности, свойственной искусству традиционному, и произведения теперь можно легко поместить на видеокассету или компьютерную дискету, на которых запечатлеваются художественные акции, хепенинги, перформансы и инсталляции. Стандартные музейные подходы к комплектованию, хранению и презентации по отношению к актуальному искусству не срабатывают: музейные хранилища оказываются устаревшими и неприспособленными для выполнения своей задачи, а отсутствие современной технической базы не позволяет адекватно показать инновационное искусство. Перед музеем остро стоит и вопрос его консервации, ведь современные художники, как правило, не рассчитывают на музеефикацию своих произведений, весьма вольно относятся к технологии собственного творчества. Потому комплектование актуального искусства становится существенной проблемой для многих музеев, и ЕМИИ в этом смысле — не исключение.

ZA: Сегодня современное искусство в Екатеринбурге становится все более востребованным. Произошло формирование арт-рынка, оформились наиболее крупные культурные институции. Как Вам видится стратегия взаимодействия ЕМИИ с арт-рынком?

—Вы правы, арт-институции, необходимые для успешного функционирования художественного рынка, в Екатеринбурге в полном наличии. Здесь существует сеть музеев, галерей, салонов, магазинов, ярмарок, выставок-продаж и даже есть свой собственный открытый аукцион. Но формирование арт-рынка, на мой взгляд, отнюдь не «произошло», а еще только идет, причем достаточно вялыми темпами. И дело не только в низкой культуре потребления нашими горожанами культурных ценностей и, как следствие, в сильном превалировании предложения над спросом, но и в практическом отсутствии профессионалов, работающих в этом бизнесе — галеристов, дилеров, менеджеров, способных упорядочить систему и отладить механизм работы местного рынка искусств. Из коммерческой цепочки «производитель — посредник — потребитель» такое некоммерческое учреждение, как муниципальный музей изобразительных искусств зачастую просто выпадает — как самое «слабое звено». Ведь собственных денег — самого главного рыночного инструмента — у музея нет, но их постоянно не находится и в городском бюджете. В результате, ни о каком систематическом комплектовании музейных коллекций говорить не приходится, много лет наши фонды пополняются крайне эпизодически и лишь за счет дарений, от которых к тому же приходится иногда просто отказываться, поскольку качество их столь же сомнительно, сколько и зубы того самого пресловутого дареного коня. Поэтому участие музея на екатеринбургском арт-рынке в основном косвенное, полноценным рыночным игроком ЕМИИ отнюдь не является, оставаясь при этом одним из немногих мест, реально формирующих текущий художественный процесс, непосредственно влияющих на ситуацию сегодняшнего екатеринбургского искусства, в том числе — и на его продажу. Вольно или невольно музей является «законодателем мод» в искусстве, формирует его элиту, регулирует его ценность на рынке. Как мне видится, взаимодействие ЕМИИ с арт-рынком сводится в большинстве случаев к односторонней помощи частным лицам и организациям в вопросах экспертизы и атрибуции.

ZA: Современное искусство неразрывно связано с мультимедийными технологиями...

—Вы знаете, искусство скорее связано с другими технологиями – PR, маркетинга, менеджмента, фандрайзинга. Пути решения непростой проблемы недостатка средств лежат в необходимости изыскания иных, внебюджетных источников финансирования. Музею приходится обращаться к бизнесу, учиться самому зарабатывать деньги.



Беседовала Дарья Князева - ZAART
Использование материалов только с согласия редакции издания ZAART


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=160&article=922    /    Просмотров: 8703

Copyright 2004-2008 © Журнал "ЗААРТ"
Все права защищены


Рейтинг ресурсов "УралWeb"   
Разработка дизайна - Студия "АРТОГОНАЛЬ"